Воспоминания о государе Николае первом описывают его как человека, который стремился в Российской империи контролировать все. Даже строительство железных дорог. Как гласит легенда, планируя первую крупную железную дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга, император нарисовал прямую линию на карте с помощью линейки.
Но вот ведь незадача: в какой-то момент карандаш натолкнулся на императорский палец и невольно обвел его. Государь, не заметив такую оплошность, отдал карту чиновникам. Дескать, только так должна идти железная дорога. Те, боясь перечить, сохранили изгиб карандаша и проложили рельсы именно так, как было нарисовано Николаем Павловичем.
В двадцатом веке у этого анекдота появились свои вариации. Только связаны они были со Сталиным и Транссибом. Так правда это или выдумка? Пора разобраться.
Знаменитый крюк начинается от деревни Веребье в Новгородской области. Вначале построили прямую дорогу, но железнодорожники столкнулись с неожиданной проблемой — впечатляющим перепадом высот. Здесь они были огромны: станция Мстинский мост находилась на 79 метрах над уровнем моря, а следующая станция Торбино была уже на отметке в 192 метра. Между ними находится очень крутой 21-километровый холм, при подъеме на который и спуске с которого поезда испытывали трудности.
При спуске тормозные колодки просто сгорали от постоянного торможения, поездам было трудно остановиться при движении в Санкт-Петербург и приближении к Мстинскому мосту вниз по склону. Поезда из Санкт-Петербурга в Москву, с другой стороны, не имели достаточной мощности, чтобы подняться на холм, поэтому вагоны приходилось отсоединять и поднимать частями.
В феврале 1852 года, через три месяца после запуска железной дороги, произошла авария. Холм был настолько крутым, что оставленные без присмотра вагоны могли скатиться вниз. Так как их поднимали частями, то приходилось отсоединять первую партию, оставлять ее на холме, пока машинист возвращался за следующей партией вагонов. Однажды произошло непоправимое. Пока паровоз возвращался за второй группой вагонов первая скатилась обратно, врезавшись в поезд.
Тем не менее ничего не было сделано для исправления подъема до 1869 года, когда мост сгорел. После этого проверка показала, что железная дорога в этом месте слишком опасна и подлежит реконструкции.
Необходимо было проложить объездной путь, который увеличивал протяженность железной дороги на пять километров. Старый мост через реку Веребя был снесен, вместо него построили железнодорожную плотину с рекой, протекающей внутри нее по трубе.
Добавили две станции. Строительство закончили в 1881 году, и именно так появилась петля, напоминающая палец Николая Первого. И не важно, что он скончался за 26 лет до этого.
В настоящее время этой особенности на карте железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом уже не найти. В 2000 году Министерство путей сообщения выпрямило железнодорожный путь. Скоростным поездам для безопасности и сохранения скорости потребовалась прямая дорога.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy