Самая большая «глазная боль» современных городов ― это наружная реклама. Большие щиты закрывают городскую архитектуру, а яркие плакаты отвлекают все внимание от ландшафта. Именно поэтому в бразильском Сан-Паулу когда-то решили запретить всю рекламу на улицах города.
Как бразильский город-миллионник отказался от рекламы
В начале 2000-х Сан-Паулу буквально захватили рекламщики. Билборды смотрели на горожан со всех сторон. В 2006 году мэр начал с ними бороться и как-то пытался сдержать рекламщиков, однако баннеры все равно множились на улицах. И тогда администрация города приняла решение, которое шокировало всех: в Сан-Паулу запретили всю наружную рекламу. Закон получил название Cidade Limpa, или «Чистый город».
Под запрет попала вся реклама, даже та, которая стоит перед магазинами. В качестве исключения оставили лишь рекламу на автобусных остановках, городских часах и уличных указателях. Эту зону рекламщики могли использовать по очереди. Ну и, конечно же, разрешено было оставить вывески магазинов и заведений, однако на них тоже было наложено ограничение, начиная от размеров самой вывески, заканчивая количеством знаков в названии и в описании.
В течение 2007 года на улицах Сан-Паулу было снято 15 тысяч билбордов и 300 тысяч тысяч рекламоносителей. Спешно сократили и все вывески. На очистку мегаполиса выделили около 8 миллионов долларов, и очень скоро городской ландшафт сильно изменился.
Сан-Паулу станет скучным
Закон поддержали далеко не все, он вызвал тревогу у многих предприятий города и рекламных компаний. Появились и критики Cidade Limpa, которые считали, что закон оставит без работы около 20 тысяч жителей, а общий урон достигнет 133 миллионов долларов. Нашлись и те, кто считал, что Сан-Паулу станет скучным, грустным и превратится в однотонные бетонные джунгли.
Однако предсказания не сбылись: экономике Сан-Паулу отсутствие наружной рекламы нисколько не повредило. Но первое время город действительно выглядел так, словно на его улицах проходили боевые действия. Все кругом было усыпано пустыми баннерами, многие из них были частично разрушены, а фасады поспешно закрашены краской.
Но все меняется, и очень скоро все встало на свои места, а Сан-Паулу стал выглядеть вполне привычным без ярких рекламных пятен. Уже спустя пять лет после принятия закона около 70% жителей отзывались о нем только положительно. Удаление щитов, логотипов и слоганов с улиц помогло открыть ранее незаметную архитектуру и обнажило красоту города.
Реклама в Сан-Паулу сегодня
Однако ничто не вечно, пару лет назад на улицах Сан-Паулу все же стали появляться рекламные щиты. Десять лет город жил без них прекрасно, но новый мэр все же решился на восстановление рекламных плакатов, хоть и в очень ограниченном количестве. Так, в 2017 году на торги город выставил 32 рекламных места на 32 городских мостах: на каждый мост по одной рекламе. А еще реклама нашла выражение через уличных художников: здесь появился стрит-арт, который ненавязчиво рекламировал местные компании.
Сан-Паулу стал одним из первых городов планеты, где запретили рекламу. Позже сократили количество рекламных щитов и другие города: в американских штатах Вермонт, Мэн, Гавайи практически нет рекламы. Запретил билборды и Ченнаи в Индии, а Париж сократил количество рекламных щитов в городе на треть. И сегодня к этой идее возвращаются некоторые города, пытаясь сократить «визуальное загрязнение» своих улиц.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy