Из всех средневековых рукописей бестиарий, безусловно, самый веселый. Средневековый бестиарий — книга о животных. Он полон необычной информации и очаровательных иллюстраций о самых разных существах.
Бестиарии основывались на раннехристианском тексте под названием «Физиолог» и работах Геродота, Плиния Старшего, Исидора Севильского, Эзопа и других. Все эти тексты содержали морализированные аллегории о животных и других представителях мира природы. Так, средневековый бестиарий приписывал животным некоторые черты, а также позволял извлечь христианские нравственные уроки.
Животные могут иметь положительные или отрицательные признаки. Например, считалось, что пеликан клевал собственную грудь, чтобы воскресить своих мертвых детей благодаря своей крови. Для средневекового сознания это было символом, аллегорией Воскресения Христова.
Отрицательную сторону представляла обезьяна. Отсутствие у нее хвоста сравнивалось с тем, что эта часть тела отсутствует у животного так же, как и Писание у дьявола.
Полистайте страницы средневекового бестиария, вы столкнетесь с существами, иллюстрациями и утверждениями, которые определенно удивят любого зоолога сегодня. Все потому, что бестиарии не были основаны на научных наблюдениях. Концепция научного миропонимания отсутствовала в Средние века. Легенды, народные верования и рассказы о путешествиях были основными источниками информации о мире и жизни. Такие рассказы не проверялись на достоверность, и, скорее всего, именно поэтому в разряд существующего попало такое животное как бонакон, который в целях самозащиты использовал пылающие экскременты.
Большинство средневековых европейцев, включая создателей бестиариев, никогда не сталкивалось с существами, обитавшими в других странах, поэтому они понятия не имели, как будут выглядеть или действовать такие животные. Неудивительно, что средневековые изображения крокодилов больше похожи на волков или львов, чем на настоящих рептилий.
Средневековые бестиарии также включают в себя множество существ, которые являются просто выдумкой, потому что у людей не было возможности отличить мифическое от экзотического. Если может существовать слон с огромными ушами, длинным хоботом и массивным туловищем, то почему бы не быть на свете и птице феникс, которая воскрешает себя из собственного пепла, тем более когда это прекрасная христианская аллегория?
Современным зрителям средневековый бестиарий может показаться чем-то наивным, но его создателям нельзя отказать в богатом воображении и выразить свое восхищение.
Одним из примеров мифологического миропонимания является «Книга чудес» римского автора Флегонта из Тралл. Она была опубликована между 117- 138 годами и содержала серию анекдотов и необычных случаев, собранных из таких источников, как труды Гесиода и Плиния Старшего, в общем, авторитетных авторов того времени.
Каждый раздел рассказывал о невероятном событии, фактах и животных. Все они подавались автором как реальные. Читатель из книги мог узнать, например, как ему вести себя в том случае, если неожиданно встретил призрак умершей прекрасной девушки, или если на свет появился младенец с головой древнеегипетского бога Анубиса, или если на свет появилась девочка, причем сразу восьмилетняя, на худой конец, что делать, если ему удалось поймать кентавра.
Черт не шутит, может быть, действительно в то время по земле бродили дикие кентавры?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy