Спартанские девушки проводили много часов под ярким солнцем. Они занимались спортом: бегом, борьбой, гимнастикой, метали копья и диски. Причем занятия сопровождались песнями и танцами. В одной из песен спартанская девушка сравнивается с прекрасной кобылицей с сильными бедрами и звучными копытами. Для полноты картины представьте себе, что делали они это обнаженными или в настолько легких туниках которые, скорее всего, не скрывали, а подчеркивали все достоинства женского тела. Кстати, Плутарх в публичном обнажении спартанок не видел ничего предосудительного. Описывая соревнования обнаженных гимнасток, он , конечно, отмечал их привлекательность, но в то же время подчеркивал, что это способствует благородному образу мыслей.
Так утверждают историки. Не всем женщинам древнегреческого мира так повезло. Не у всех была такая роскошь. Все остальные греки и гречанки считали, что место женщины на кухне, у семейного очага. А спартанки просто развратницы, которые ведут себя неприлично и не приемлемо, накладывая тень позора на Древнюю Грецию.
В комедиях Аристофана их высмеивали как жаждущих командовать своими мужьями. Говорили, что древнеспартанский законодатель Ликург придумал законы для спартанских мужчин, но забыл про женщин. Слишком «эмансипированно» они себя ведут.
На самом деле разница заключалась в том, что во всей остальной Греции женщины были частью семейного имущества. В Спарте главное внимание было сосредоточено на воспитании личности. Это касалось как мужчин, так и женщин. Именно это и раздражало остальных греков.
До нас дошло мало сведений о том, как был устроен быт спартанских женщин. Все, что касается эпохи процветания знаменитого города-государства с седьмого по четвертый века до нашей эры, подобно сбору фрагментов мозаики. Археологи утверждают что спартанские домохозяйства дают мало подсказок. Они были действительно «спартанскими» в том смысле, что люди не были сосредоточены на собирании и накоплении вещей. В них мало артефактов. После спартанцев не осталось богатых захоронений, которые можно было бы изучать годами.
«Почти все наши источники, связанные со спартанскими женщинами, это работы авторов, которые никогда не жили в Спарте и писали о них в гораздо более поздние времена», — утверждает Сара Помрой, профессор истории в Аспирантском центре университета Нью-Йорка. Многие из летописцев уделяли мало внимания мужчинами и женщинам в своих текстах. Исследовательница, несмотря на скудость источников, пытается выяснить, к чему стремились спартанские женщины.
Итак, судя по обнаруженным при раскопках ткацким станкам, с домашними делами было все в порядке. Женщины ткали, шили, делали все, что необходимо. Нет подлинных сведений о том, умели ли они все читать и писать, но истории известен такой случай. Дочь спартанского царя Клеомена I сумела прочесть зашифрованное послание царя-изгнанника Демарата. Известны надписи богам, относящиеся к 6 веку до н.э., которые были сделаны спартанками.
Обязательной частью обучения были музыка, танцы и хор. Хор составлял важную часть религиозного культа. В Лаконике юные спартанки каждый год давали представления, включающие в себя пение, танцы и спортивные состязания перед статуей Артемиды. Хоры распределялись по возрасту. За каждым был закреплен поэт, который сочинял для них произведения. Между хорами устраивались соревнования — «битвы хоров». Из таких «батлов» родился специальный жанр поэзии — парфении (девушкины песни). Все действо сопровождалось танцем бибасисом. Его исполняли юноши и девушки. Бибасис больше был похож на спортивные упражнения.
Выглядело это так: девушка разбегалась, прыгала в длину, причем прыгать нужно было высоко, во время прыжка четко и ритмично несколько раз ударяла себя ступнями по ягодицам. Побеждал тот, кто делал больше ударов, причем красиво, а прыгал выше и дальше.
Кроме того, пока девочки росли, они принимали участие в охоте, скачках на лошадях. По сравнению с остальными гречанками у них было еще одно преимущество. Им можно было пить вино. Вернее так, им никто не мог запретить пить вино.
В 18 лет девушки вступали в брак и имели право владеть собственностью. Нельзя сказать, что спартанские женщины были полностью равноправны. Они наслаждались своими свободами благодаря тому, что спартанская армия была сильной и покорила многие соседние народы. Большинство домашних обязанностей выполняли рабы и илоты. Рабы пополнялись из пленников, илоты — земледельцы , чье социальное положение колебалось между свободными людьми и рабами.
Главная задача спартанок состояла в воспитании сильных дочерей и сыновей, граждан Спарты. Древние писатели подчеркивали, что «сильные женщины воспитывают сильных мужчин». Существует легенда, что некогда одна гречанка сказала жене царя Леонида: «Одни вы, беспутные спартанки, можете делать с мужчинами все что хотите». На что та ответила: «Так ведь только мы и рожаем настоящих мужчин».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy