Одна из самых загадочных картин русской живописи, за которой до сих пор тянется шлейф скандалов — это «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И. Е. Репина.
Последний случай, связанный с шедевром, произошел в 2018 году. Взяв металлическое ограждение, неизвестный мужчина разбил защитное стекло и нанес несколько ножевых ударов по полотну. Ущерб оценили более чем в 500 тысяч.
Но это только недавний случай. На самом деле все не задалось с самого начала. Прежде всего вопрос об убийстве сына для историков до сих пор остается открытым. Никаких достоверных сведений об этом нет. Точная причина смерти не установлена.
Эта легенда нам известна со слов папского легата Антонио Поссевино, прибывшего в Москву в 1581 году. Есть две версии развития событий и происхождение обеих приписывается упомянутому легату. В общем, дело было так… выбирайте ту, которая вам покажется наиболее симпатичной.
Первая версия — житейская
Царь Иван случайно зашел в покои беременной невестки, жены сына Ивана, и неожиданно застал ее в одном исподнем. Это возмутило царя, он начал ее поучать и бить посохом. На крики жены Елены прибежал сын царя, пытаясь защитить беременную жену от воспитания отца, получил удар посохом по голове. В гневе Иван Грозный не смог сдержать свою ярость.
Вторая версия — политическая
Ее развивал историк Н. М. Карамзин. Царевич ворвался к царю с упреками в том, что тот не защищает Псков. Сын требовал освободить город, восстановить честь царства. Царь Иван воспринял его нахальное выступление и требования как боярский заговор и желание свергнуть монарха. Это вызвало мгновенную яростную реакцию, Борис Годунов попытался остановить Ивана Васильевича, но не смог. Удар по голове сына был нанесен.
Версий смерти сына существует бесчисленное множество, здесь описаны только две основные. Несмотря на то, что объективных доказательств не существует, картина Ильи Ефимовича Репина четко закрепила в народном сознании этот стереотип.
Кстати говоря, мы на самом деле не знаем, что имел в виду художник. Ведь нам не показан момент убийства. Мы видим отчаявшегося отца, обнимающего окровавленного сына. Репин показывает последствия, необратимость ситуации, а не ее причину.
Идея о написании полотна зародилась у художника после покушения народовольца Гриневицкого на императора Александра II и окончательно сформировалась после прослушивания сюиты Римского-Корсакова «Антар». Ему захотелось перенести на полотно те мысли и чувства, которые вызвала у него музыка.
Как вспоминал Илья Ефимович, он писал ее мучительно, рывками, переписывал и переделывал. Иногда ему становилось жутко, возникало гнетущее чувство то ли тоски, то ли предсмертного ужаса, тогда он прятал картину. Те же чувства возникали у друзей. Он несколько раз пытался ее бросить, но возвращался вновь, словно для того, чтобы отделаться от нее навсегда.
Прототипом царя послужил друг И. Е. Репина художник Г. Мясоедов, а сына — писатель Всеволод Гаршин, автор замечательных рассказов и детской сказки про лягушку-путешественницу.
Для них не прошло это даром. У Григория Григорьевича Мясоедова также не сложились отношения с его родным сыном, которого по совпадению звали Иваном. Как вспоминал Иван Григорьевич, отец по отношению к нему был таким же «грозным», как царь. У него был резкий характер. Сам про себя во время позирования Репину Мясоедов говорил: «Илья взял меня для Ивана, так как ни у кого в Петербурге не было более зверского выражения лица».
Всеволод Гаршин после написания картины прожил всего три года. Он переживал тяжелую депрессию, граничившую с безумием, лечился в психиатрической клинике, у него была диагностирована шизофрения. В 33 года он бросился в лестничный пролет и скончался через несколько дней мучений.
Когда картину выставили на обозрение в 1885 году, ознакомиться с ней пожаловал государь — император Александр III. Как вспоминали свидетели, как только взгляд монарха упал на полотно, он невольно выдохнул: «Господи помилуй». Она произвела на него жуткое впечатление. Он запретил ее к публичным показам и просил владельца галереи Павла Михайловича Третьякова «упрятать ее подальше от греха».
Но через три месяца интеллигенция добилась отмены запрета и полотно Репина выставили в Третьяковке. Чуть позже в 1913 году произошло первое нападение на картину. Молодой иконописец трижды порезал ее ножом. К реставрации приступил сам художник.
Но самое печальное в том, что хранитель музея Егор Хруслов не смог пережить такого позора и бросился под поезд.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy