Первое плавание вокруг земного шара, начавшееся 500 лет назад, было омрачено болезнями, голодом и гибелью командира экспедиции Фернана Магеллана.
20 сентября 1519 года флот из пяти кораблей с экипажем из 270 человек покинул Санлукар-де-Баррамеда на южном побережье Испании и направился на запад, в Атлантику. Магеллан не подозревал, что отправляется со своим небольшим флотом в трехлетнюю экспедицию длиной в 43 000 миль, которая превратится в кругосветное плавание. Конечно, капитан не предполагал, что ведет свою команду к невообразимым страданиям, а сам приближается к своей смерти в бессмысленной стычке на Филиппинах. Это путешествие стало одним из самых значимых в истории человечества.
Магеллану было около 40 лет, он был опытным моряком, знакомым с приключениями. С 1505 года плавал и сражался за Португалию в таких разных местах, как Марокко и Гоа. Но именно его участие в битве за порт Малакка на юго-востоке Азии (в современной Малайзии) подтолкнуло к идее отправиться в историческое путешествие. Именно тогда он решил, что мог бы достичь востока быстрее, плывя на запад.
Победа в Малакке дала португальцам серьезное преимущество в торговле специями в Юго-Восточной Азии. Теперь Магеллан выступил со смелым планом дальнейшей монополизации контроля над регионом. Европейские купцы и искатели приключений традиционно путешествовали в Юго-Восточную Азию по маршруту, который проходил вокруг мыса Доброй Надежды на юге Африки.
Португальский король Мануэл I посчитал идею достичь востока, плывя на запад, весьма нелогичной и отверг ее. Строптивый путешественник предложил свои услуги сопернику Мануэла, правителю Кастилии и Арагона Карлосу Первому, вскоре ставшему императором Священной Римской империи Карлом V.
Будучи двумя выдающимися имперскими державами Европы, Кастилия и Португалия долго боролись за контроль над мировыми торговыми путями. После первой высадки Христофора Колумба на американском континенте в 1492 году две страны договорились о демаркационной линии между их имперскими интересами, которая на карте проходила с севера на юг через западную Атлантику, в 370 лигах к западу от островов Кабо-Верде, разделив пополам современную Бразилию. Все на западе, включая Америку, принадлежало Испании. Все на востоке, за исключением юга Африки и Индийского океана, было португальским. Но никто не знал, где эта линия будет проходить в Юго-Восточной Азии.
Магеллан прибыл в Севилью, подружился с Диего Барбозой, португальским эмигрантом, взял в жены его дочь. Со своим планом выступил в «Палате контрактов» (органе власти, ответственном за экспедиции). Там он не получил содействия, но один из лидеров палаты Хуан де Аранда пообещал ему свою поддержку в обмен на 20% от предстоящей прибыли. Договоренности зафиксировали у нотариуса и представили план королю Карлосу I.
Сам Магеллан командовал «Тринидадом», «Сантьяго» руководил Жуан Серран, а тремя другими распоряжались капитаны, происходившие из испанских знатных семейств, которым не нравилось, что плаванием руководит португалец. К тому моменту когда пять кораблей с экипажем из греческих, испанских, португальских, немецких, итальянских, французских и даже английских моряков вышли из порта, напряженность была высокой.
Следом за Магелланом отправились португальские суда с целью помешать экспедиции и арестовать предателя-капитана.
Он отплыл на острова Кабо-Верде, затем пересек Атлантику и отправился вниз по побережью Южной Америки, достигнув Ла-Платы в декабре 1519 года. Дальнейший путь пролегал вдоль побережья Патагонии. Венецианец и летописец путешествия Антонио Пигафетта описал местных жителей как гигантов, тем самым породив миф, существовавший десятилетия.
Условия путешествия становились все хуже, чем южнее плыли корабли, тем хуже становилась погода, еды было все меньше и меньше, в апреле 1520 года среди экипажа вспыхнул почти неизбежный мятеж. Магеллан справился с ситуацией. Но после смертельной потасовки, ужасной казни двух заговорщиков и оставления других бунтовщиков на берегу в ожидании голодной смерти, его авторитет был серьезно подорван.
Ситуация ухудшилась, когда один из кораблей потерпел крушение из-за плохой погоды, а поиски пролива, обещанного Магелланом, продлились не несколько недель, а несколько месяцев. Наконец, в октябре 1520 года Магеллан поймал сильное течение, уносящее его на запад. Пройдя через пролив, который сегодня назван в его честь, он увидел землю, которую назвал Огненной. Он увидел костры, которые жгли местные жители, скорее всего, для того, чтобы согреться, и принял их за вулканические извержения.
Но проблемы Магеллана были далеко не окончены. Трудное плавание по незнакомым водам привело к еще одному восстанию и потере следующего корабля, который решил вернуться обратно в Испанию. Наконец, 28 ноября 1520 года три оставшихся корабля Магеллана вошли в океан, который он назвал Mare Pacificum, или Тихим.
Этот океан стал большим испытанием для команды. Дело в том, что мореплаватели не могли правильно оценить его масштаб. Они пользовались картами эпохи Возрождения, которые не оставляли места для еще не обнаруженного Тихого океана. Соответственно, при подготовке к экспедиции Магеллан ошибся в расчетах, повлиявших на сроки, количество провизии и т.д.
Следующие три месяца были потрачены на пересечение Тихого океана в поисках земли. Условия были ужасные, цинга начала свирепствовать на кораблях. Матросы вспоминали, что им приходилось есть галеты, кишащие червями, пить гнилую желтую воду.
Флот, наконец, высадился на берег 6 марта 1521 года. Это был Гуам в Микронезии. Местные жители начали торговлю, но скоро выяснилось, что они воровали с кораблей все, что можно было утащить. Магеллан назвал эти острова Воровскими. Когда у них украли шлюпку, испанцы не выдержали и, высадившись на берег, сожгли все селение.
Но хуже сложились отношения с жителями Филиппинского архипелага. Фернан Магеллан прибыл на остров Мактан с целью покорить местных жителей и обратить их в христианство. Население острова встретило гостей с железными и бамбуковыми копьями. Магеллан был убит. Но экспедиция должна была продолжиться.
Выживший экипаж выбрал своим капитаном испанца Хуана Себастьяна Элькано. Команда поставила задачу любой ценой вернуться в Испанию. Уставший корабль «Виктория» обогнул мыс Доброй Надежды и несколько месяцев плыл вдоль западного побережья Африки. 9 июля 1522 года доплыл до Кабо-Верде, 6 сентября пришел в Испанию. Магеллан не рассчитывал на кругосветное плавание, он планировал доплыть до Юго-Восточной Азии, закупиться специями и вернуться обратно.
В результате из пяти кораблей и 270 человек, на родину вернулась только «Виктория» с 18 выжившими членами экипажа. Экспедиция была очень прибыльной. Продав груз, привезенный единственным вернувшимся кораблем, организаторы не только покрыли расходы на плавание, но, даже несмотря на потерю кораблей, заработали значительные суммы.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy