Пишет блогер Александр Шевченко:
Знаете, когда видишь фотографию в сети и понимаешь, что обязательно должен увидеть это своими глазами? Санктуарий Бон-Жезуш-ду-Монте, главный центр паломничества в Португалии рядом с Брагой, со своей богатой символикой и каскадной, зигзагообразной барочной лестницей, олицетворяющей тернистый путь к Богу — одно из таких мест.
По легенде, после победы португало-кастильского войска над вторгшимися на Иберийский полуостров марокканским султаном и гранадским эмиром в 1340-м году, вошедшей в историю как битва при реке Саладо, на небе над горой Эшпиньо проявился огромный крест. Епископ Браги, связывавший победу в сражении исключительно с покровительством Пресвятого Креста Господня, воспринял мистерию как знак с небес и незамедлительно направился с церковной братией и простыми жителями Браги на склоны горы. Они установили распятие и возвели небольшую часовню, с чего и началось паломничество верующих к эти земли, непрерывающееся и по сей день.
В конце XV века на вершине горы возвели еще одну часовню, которая в силу своей удаленности и отсутствия монахов, поддерживающих в ней порядок, быстро пришла в не соответствующее святости места удручающее состояние. Спустя три десятилетия очередной архиепископ перестроил и расширил часовню за свой счет. А в 1629-м году глубоко набожные жители Браги основали братство «Милосердного Иисуса на горе», Бон-Жезуш-ду-Монте, перебравшись в аскетичные бараки на склоны Эшпиньо, воспринимавшейся как символ священной горы Голгофы (или Кальварии), где, согласно преданиям, на кресте распяли Христа. В течение следующего столетия к верхней часовне проложили извилистую дорогу, петлявшую между небольшими гротами, являвшуюся метафорой тернистого духовного пути к благой жизни и попаданию в рай поднимавшимся паломникам и напоминавшую им о страстях Христовых.
Спустя примерно столетие, в 1722-м году, архиепископ Море-Теллиш задумал возвести новую церковь и грандиозную лестницу в стиле барокко с гротами и фонтанами, что получила название Via Sacra, или «Священный путь», как отображение пути Иисуса под тяжестью креста на склоны Голгофы. На подготовку к осуществлению проекта ушли долгие годы, и первый камень в фундамент санктуария, каким мы видим его сегодня, заложили спустя еще 60 с лишним лет, разрушив прежнюю часовню — та явно бы не простояла долгое время, да и не способна была принять возраставший год за годом поток паломников, особенно в дни крупных католических празднеств.
Помимо намоленности места, святилище Бон-Жезуш-ду-Монте получило мировую известность благодаря той самой зигзагообразной лестнице Via Sacra, насчитывающей 577 ступенек и разделенной на три пролета. Самая нижняя и короткая часть, лестница портика с гербом архиепископа Море-Теллиша, осталась за пределами сего репортажа, а тот самый открыточный, если можно так выразиться, и узнаваемый образ формируют лестницы Пяти Чувств и Трех Добродетелей. Лестница Пяти чувств берет свое начало от фонтана с пятью ранами Христовыми — вода вытекает в чашу из пяти отверстий в гербе Португалии.
По мнению иезуитов, человеческие чувства — двери, через которые душа высвобождается из темницы тела. На каждом из последующих пяти лестничных маршей, расходящихся симметрично от центральной оси диагональными линиями по 9 ступеней в каждом, располагаются фонтаны, пилястры с вазами и скульптуры, аллегорично отображающие зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Поднимаясь по ступеням, паломник осознает священный характер окружающего его места и растворяется в его богатой символике.
Вместе с изваяниями библейских царей на парапетах лестницы установили типичные для барокко скульптуры героев античных мифов — царя Мидаса, Ганимеда, Орфея и др, что впоследствии привело к шумной полемике в религиозных кругах и изданию указа о присвоении фигурам других аллегоричных имен царей, пророков и апостолов из Ветхого Завета. Так царь Мидас стал Соломоном, а Ганимед — Иосифом.
Поднимаемся выше и попадаем на лестницу Трех Добродетелей: Веры, Надежды и Сострадания, повторяющую геометрию и аллегорический принцип украшения предыдущих маршей. Скульптуры и фонтаны символизируют послушание, славу Господню, доверие, миролюбие, добросердечность и другие качества ведущего праведную жизнь человека.
Пройдя путь духовного очищения, паломник перед самой базиликой попадает на просторное патио с фонтаном, где пеликан, отрывая куски плоти от своей груди, кормит птенцов — еще один символ самопожертвования Иисуса Христа.
Однако, несмотря на то, что общий набор высоты по истертой ногами пилигримов за несколько столетий лестнице не сильно превышает 100 метров, часть посетителей предпочитает за символичный 1 евро воспользоваться услугами старинного фуникулера, функционирующего с конца XIX века. Впечатляющий символизм санктуария поразил с первых ступенек «Священного Пути», а мы еще даже не добрались до дверей самой церкви «Милосердного Иисуса на горе».
Первую просторную террасу словно охраняет доблестный воин верхом на коне, в доспехах и с острым копьем наготове. По незнанию реально предположить, что перед нами один из португальских королей, сыгравший важную роль в истории страны и покровительствовавший Браге и святилищу Бон-Жезуш-ду-Монте, в частности. А на самом деле — святой Лонгин, римский центурион, пронзивший бок распятого на кресте Иисусу копьем и впоследствии глубоко раскаявшийся в содеянном и обратившийся в христианскую веру.
Есть в Браге необычная традиция: во время празднования Дня святого Иоанна кокетливые девушки, желая приблизить свое замужество, обходят с молитвами кругами статую святого Лонгина в санктуарии. Как гласит старая легенда, в окрестностях Бон-Жезуш-ду-Монте жил, поживал да добра наживал одинокий фермер Лонгин. Имел хорошую репутацию и для небезразличных девушек представлялся завидным женихом, однако ни одной не удавалось заслужить его повышенное внимание. То ли годы одиночества дали о себе знать, то ли удача улыбнулась и повернулась к Лонгину лицом, то ли стрелы купидонов наконец-таки достигли цели, Лонгин влюбился в девушку по имени Розинья и осознал, что умирать одному с богатством — это далеко не лучшая судьба. Как добропорядочный мужчина, фермер отправился просить руки у отца девушки. Папаша Педро оказался палец в рот не клади и сразу смекнул, что сможет заодно сорвать большой куш от замужества любимой дочурки. После долгих переговоров стороны пришли к соглашению.
Красивая история любви не обойдется без драмы и любовного треугольника. Розинья разгневалась не на шутку, когда узнала о решении отца, ведь она без памяти влюбилась в парня по имени Артур и уже пообещала тому стать его женой перед алтарем Бон-Жезуш-ду-Монте. Отец оставался непреклонен и, опасаясь потерять нехилые отступные, закатил дочери громкий скандал, так что той ничего не оставалось, как сквозь слезы согласиться выйти за Лонгина и сбежать к себе в комнату. Розинья пыталась успокоиться и стала молиться святому Иоанну. Внезапно она услышала голос внутри, уверявший ее, что все будет хорошо. То был святой Иоанн, после направившийся к Лонгину, который как раз тоже молился в это время. Святой обратился к человечности влюбленного фермера и укорил его за то, что Лонгин бессовестно, не сказав ни слова самой Розинье, отправился к отцу обсуждать сумму отступных в брачном договоре.
Лонгин прозрел и осознал, что не имеет ни малейшего права разрушать счастье двух влюбленных молодых людей: «Если Вы позволите мне, святой Иоанн, я хотел бы стать свидетелем на их свадьбе. Я понимаю, что начало совместной жизни у молодоженов должно быть особенное, и я приложу все усилия, чтобы оно вышло как можно лучше. Что касается моей любви, то однажды она испарится!» Святой Иоанн вернулся к Розинье и посоветовал той начать приготовления к свадьбе с Артуром, а жадный старик Педро остался без легкой наживы.
Фасад Бон-Жезуш-ду-Монте отличается плавностью и ровностью линий, гладкими оштукатуренными, белыми поверхностями без излишних орнаментов, добавляющими светлости и воздушности общей композиции, для которой архитектор выбрал песчаник. В нижнем уровне санктуария выделяется неоклассический портик с четырьмя дорическими колоннами, поддерживающими балкон. Слева и справа от входа — статуи библейских пророков Исайи и Иеремии. На столбах балюстрады балкона разместили статуи апостолов и авторов четырех канонических Евангелий — Марка, Луки, Матфея и Иоанна. В верхнем уровне церкви, а конкретно в треугольном фронтоне с орнаментами Страстей Христовых и элегантных колокольнях, заметно влияние барокко.
Главный алтарь, изображающий сцену распятия Христа на кресте и окруженный четырьмя ионическими колоннам, покоится под куполом с темно-красным балдахином и шторами из дамасских тканей, расшитых золотыми нитями. Массивное основание Голгофы высечено из цельного куска гранита. Иисус изображен меж двух разбойников — Благоразумного и Безумного воров, распятых вместе с ним. По правую руку от Христа — Благоразумный разбойник с обращенным в его сторону лицом, Безумного же традиционно на иконах и в скульптурах изображают отвернувшимся.
Изображение распятого Христа архиепископ Браги заказывал в Италии. У ног Иисуса — Иоанн Евангелист, Мария Магдалина, Богоматерь, центурион и восемь римских солдат.
В 2015-м году Папа Римский Франциск присвоил церкви Бон-Жезуш-ду-Монте статус малой базилики.
В православных и католических храмах, да и в мечетях тоже, я практически никогда не ощущаю тонкую энергетику от намоленности и особой святости. Бон-Жезуш-ду-Монте не стало исключением, но и ходим мы в базилики и соборы не молиться, а исключительно ради культурной составляющей.
Будучи крупнейшим и главным местом паломничества католиков в Португалии, комплекс Бон-Жезуш-ду-Монте не ограничивается только базиликой, часовнями и лестницей «Священного Пути». Вокруг церкви еще в XIX веке строились отели для приехавших издалека пилигримов, библиотека и искусственный грот, а также на склонах горы разбили уютный тихий парк, где по пруду можно даже покататься на лодке.
Отбросив религиозный статус и приняв во внимание чисто эстетическую составляющую и атмосферу благости и умиротворения, царящую в санктуарии, Бон-Жезуш-ду-Монте, определенно стоит того времени, что уйдет на поездку в Брагу из Порту.
Для нас святилище стало одним из наиболее запомнившихся мест за всю поездку по Португалии, а ведь в этой теплой и становящейся год от года все более популярной для туристов стране занятных, интересных и красивых местечек с богатой историей немало.
Фотографии и текст — Источник
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy