Работа стюардессы и сейчас считается довольно романтичной, а в советское время быть бортпроводником для многих являлось заветной мечтой. Путешествовать в другие страны, общаться с иностранцами и, в конце концов, что уж скрывать, устроить свою личную жизнь с кем-нибудь и пассажиров первого класса — заманчивая перспектива. Однако мало кто знает, что гражданская авиация в советскую эпоху считалась полувоенной организацией, поэтому здесь была крайне строгая дисциплина.
Что давала профессия стюардессы
Преодолеть железный занавес — это не единственный плюс работы стюардессы. У бортпроводников была хорошая для того времени зарплата, выше средней: 200-240 рублей. Отпуск у них длился 78 дней. Более того, работа считалась опасной для жизни и здоровья, поэтому стюардессам предоставлялись льготы. Но у всего этого была и обратная сторона: жесткая дисциплина, специальное обучение и целый ряд требований.
Армейская дисциплина и жесткий отбор
Самое главное требование к стюардессам — внешние данные. Советские бортпроводницы должны были быть миниатюрными, поэтому отбирали девушек с весом не более 52 кг и не выше 162 см. Конечно, со временем рамки стали менее жесткими, однако у девушки должна была быть пропорциональная фигура. Идеальный возраст — 25 лет, девушкам, которым слегка за 30, устроиться было намного сложнее.
Конечно, образование играло не менее важную роль. Во-первых, будущая бортпроводница должна была быть коммуникабельной, вежливой и с хорошими манерами. Также предпочтение отдавалось девушкам со знанием иностранных языков. Что касается самого образования, то преимущество было у выпускниц медицинских, психологических и технических специальностей. Считалось, что такие девушки более стрессоустойчивы и в случае проблем будут собранными и проявят свой профессионализм.
Если девушки соответствовали всем требованиям, далее им приходилось пройти еще несколько испытаний. Среди них медицинская комиссия, затем собеседование на иностранном языке, а также собеседование с замполитом или другими членами партийной организации. Когда все испытания пройдены, оставалось дождаться одобрения от Министерства гражданской авиации СССР.
О внешнем виде стюардесс
Помимо параметров, у девушек должен был быть соответствующий вид: аккуратно убранные волосы, легкий макияж, строгая форма. Оттенки декоративной косметики были четко оговорены работодателем. Строгой была и форма, которую шил один из известных домов моды Москвы. Так, в 1980-х годах все стюардессы СССР выглядели одинаково: юбка, блузка и жакет. Позже в форме появились жалеты, а брюки и платья дополнили наряды только в конце 1990-х годов. Зимний вариант состоял из шапки с кокардой, пальто с меховым воротником и, конечно, фирменным шарфом. Единственное, что стюардесса могла выбрать самостоятельно — это обувь. Однако здесь тоже существовали рамки: определенный цвет и высота каблука.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy