Происхождение названия
Исторические корни слова «Гвинея» остались не выясненными. Это название вошло в обиход европейских мореплавателей и картографов в 17 веке – тогда Гвинеей обозначалось побережье Западной Африки от непосредственно Гвинеи до Бенина. Некоторые гвинейцы утверждают, что название их страны появилось во время первых контактов европейцев с африканцами.
В языке народа сусу слово «guinè» означает «женщина». Когда жители Старого Света высадились на африканском побережье, то они увидели женщин, стирающих одежду. Женщины представились как «guinè», европейцы неверно поняли их – они думали, что «guinè» означает географическую местность. Впоследствии это слово вошло в обиход как обозначение западного побережья Африки.
Французы присвоили Гвинее современное название в 1890 году, в 1895 году начали называть страну Французской Гвинеей. Все сопредельные территории также именовались Гвинеей. Иногда британскую колонию Сьерра-Леоне, расположенную на юге, называют британской Гвинеей, а португальскую колонию на севере – Португальской Гвинеей.
После того как Гвинея обрела независимость, первый президент страны Секу Туре назвал ее Народно-революционной Республикой Гвинея. Второй президент, Лансана Конте, изменил это название на Гвинейскую республику. Столицей страны является город Конакри. Страну часто называют Гвинея-Конакри, чтобы отличить от других государств с именем Гвинея.
Образование страны
Непростая история этой страны отражает разнообразие ее географических регионов. В начале 18 века исламские иммигранты народа пеул вытеснили из земли Фута Джалон народу сусу, которые, в свою очередь, вторглись в земли прибрежных народов бага и ландома.
В течение следующих двух столетий сусу подчинили себе всю прибрежную зону, которая состояла из маленьких государств, основанных родственными кланами. Сусу существовали за счет рыбной ловли и торговли с европейцами. Они производили такие товары, как пчелиный воск, одежду, оружие. Этот регион внес свой вклад в трансатлантическую работорговлю, но не самый весомый.
Пеулы основали в Фута Джаллон централизованное теократическое мусульманское государство. Правительство находится во власти двух семей – Сорийас и Альфайас. Главы семей по очереди занимали должность альмами, или лидеров. Фута Джаллон был разделен на девять дивалей, или провинций. Народ пеул жил за счет скотоводства, сельского хозяйства и торговли. Рабы выполняли большую часть тяжелой работы.
Начиная с 8 века, саванны Западной Африки находились под властью великих царств манинка. До сих пор живут в народе сказания о подвиге Сундиаты, повелителя империи Мали 13 века. Ислам сыграл важную роль в истории Верхей Гвинеи.
В 17 веке мусульманские мигранты основали на берегу реки Мило небольшое государство Бате со столицей Канкан. Батэ стал исламским анклавом, притягивая к себе мусульманских торговцев и ученых. Сельское хозяйство было основано на труде рабов. Часто те рабы, которые принадлежали манинка-мусульманам, жили в отдельных деревнях.
В лесном регионе не так высок накал политических и социальных страстей. Из-за специфического географического пространства густых тропических лесов здесь не возникло крупных поселений. Люди жили в небольших поселках, численность которых не превышала 100-200 человек.
Деревни чаще всего располагались на вершине холмов. Они были очень компактны, все имущество легко собиралось и переносилось на другое место, если вдруг возникала опасность в виде военных конфликтов или природных катаклизмов. Лес сформировал у местных жителей такое качество, как независимость. Исламские проповедники не добились больших успехов в этом регионе.
В 19 веке усилились военные столкновения. В 1870-х годах предводитель народа манинка по имени Самори основал обширную империю, в которую вошли Верхняя Гвинея и современное государство Мали. Самори снабжал свою армию за счет средств, вырученных от продажи скота и рабов европейцам.
Французские военные, которые шли тем временем на восток, столкнулись с солдатами Самори в 1880 году. Они прогнали африканцев из Верхней Гвинеи уже в 1981 году, а в 1898 году схватили их предводителя в Кот-д’Ивуаре.
Самори воплощает собой образ непокорного борца против колониализма. Гражданская война в Фута Джаллон вспыхнула в 1890-х годах. Причина тому – французская аннексия средней Гвинеи. В 1990 году Франция официально оформила границы своей колонии.
Французы создали бюрократическую систему для управления колонией, учредили размеры налогов и ввели принудительный труд. Колонисты пытались капитализировать золотые запасы региона, но у них ничего не вышло. На территории Фута Джаллона были построены французские школы, суды и медицинские центры.
Некоторые слои населения жестко угнетались, но со временем колониализм ослаблял хватку: французов в Гвинее становилось все меньше и меньше, так как вся система управления была основана только на французском персонале.
Президент Секу Туре добился независимости Гвинеи в 1950-х годах. Почтовый клерк и активист профсоюза, Туре стал главой Демократической партии Гвинеи (PDG), которую поддержали женщины и африканские чиновники низших звеньев. Под лозунгом «Лучше бедность, но свобода, чем богатство, но в цепях» Туре вел кампанию против колониальной политики Франции.
В сентябре 1958 года президент Франции даровал независимость гвинейцам и отдал приказ быстрого вывода войск из страны. Все французские военные вернулись на свою родину, общественные работы приостановились, лекарства, учетные документы и даже учебники были уничтожены.
Вступив в должность первого президента Гвинеи в 1958 году, Туре столкнулся с множеством проблем. Количество квалифицированных врачей, юристов, инженеров и бухгалтеров, оставшихся в стране, можно было перечесть по пальцам. В Гвинее остались работать только две средних школы, университета не было вовсе. Обретя мощного врага на Западе в разгар Холодной войны, Гвинея вступила в новую историческую веху – веху международной изоляции.
Туре обратился за помощью к СССР и Китайской Народной республике. Страны оказали финансовую помощь, предоставили специалистов для работы, открыли свои университеты для гвинейских студентов. Туре приступил к претворению в жизнь социалистической программы, названную им «африканским коммунализмом».
Пропагандируя идеи единства, эгалитаризма, равенство между полами, народной культуры Гвинеи, Туре пытался вписать принципы африканского общества на марксистскую канву. Он укреплял отношения с лидерами других африканских стран. На международном уровне Туре был известен как представитель панафриканизма (идейное течение, выступающее за объединение негритянского населения Африки и против расового угнетения и неравноправия).
Ситуация в стране начала меняться: в 1960-х годах увеличился объем экспорта бокситов, но в 1970-х годах наметился спад из-за неудачной системы коллективизации рынка. Политика Туре не допускала инакомыслия. Он запретил создавать другие политические партии, из-за репрессий немало гвинейцев эмигрировало из страны.
Туре скончался в 1984 году. Первого президента Гвинеи вспоминают как политика, занимавшего твердую позицию по отношению к колониальному господству. Несмотря на это, в некоторых поселениях Гвинеи отмечается день его смерти. Когда минул короткий период политических беспорядков, власть захватил военный генерал Конте.
В 1990 году была проведена конституционная реформа. Под эгидой Партии единства и прогресса Конте выступал за экономическую либерализацию и приватизацию, благодаря которым в стране были открыты офисы различных западных компаний, чья деятельность была направлена на оказание помощи странам третьего мира.
Национальная идентичность Гвинеи
В последние годы правления Туре уровень жизни гвинейцев был одним из самых худших в мире, однако некоторые люди утверждают, что обязаны первому президенту за то, что он способствовал формированию идентичности нации.
Наследие Туре вполне ощутимо: были построены различные здания, школы, проложены дороги, в стране начали работать специалисты из разных отраслей, которые говорили на китайском, русском и румынском – все это свидетельствует о помощи, которая была оказана странами Восточного блока в те тяжелые годы. Гвинейцы, которые появились на свет во время правления Туре, научились читать и писать на своем родном языке – это одно из доказательств большой любви президента к африканской культуре.
Этнические отношения
Несмотря на усилия Туре свести к минимуму разногласия между народами, нищета, слабая экономика и инфраструктура и ограниченный доступ к образованию и медицине усугубили напряженные отношения между этническими группами. Президента Конте обвиняли в протекции этнической группы сусу, к которой он сам принадлежал.
Страсти на национальной почве накалились по поводу вопроса о беженцах. Первоначально Конте благосклонно принимал беженцев из Сьерра-Леоне и Либерии в середине 1990-х годов. Однако, когда города соседних с Гвинеей страны подверглись атакам в 2000 году, Конте выступил по радио с речью, в которой обвинил беженцев в том, что они якобы укрывают повстанцев и приказал им покинуть страну.
В течение нескольких дней после этого выступления на сьерра-леонцев и либерийцев были организованы нападения и грабежи. Многие из них пытались покинуть Гвинею.