Вероисповедание
Религиозная вера оказала на кубинскую культуру не такое сильное влияние, как на другие страны Латинской Америки по двум основным причинам. Во-первых, в колониальный период духовенство на Кубе было представлено исключительно испанцами.
Они символизировали собой мощь колониальной державы, поэтому такая религия, как католицизм не особо ценилась среди населения Кубы, которое всегда боролось за независимость. Во-вторых, в сельских районах, особенно в Ориенте, было не так много священников. Верующие кубинцы следовали своим религиозным практикам. Именно поэтому вера на Кубе, которая получила распространение среди белокожих кубинцев и креолов, была смесью католической религии с африканскими традициями.
Сантерия – это продукт такого религиозного синкретизма. В свое время на Кубу прибыли нигерийцы, от них кубинцы и переняли эту систему религиозных верований. Эта религия была основана на налаживании отношений между людьми и божествам, которые называются Ориша. Боги Ориша взаимозаменяли католических святых.
Название «сантерия» религии дали испанцы. Оно выражало все их презрение к данному вероисповеданию. Испанцы весьма насмешливо относились к такому усердному почитанию святых, которое требовалось в религии. Именно поэтому кубинцы считают название «сантерия» унизительным и чаще называют данную религию лукуми.
Одной из самых главных традиций сантерии является церемония «кормления» священных камней. Этот обряд проводят трижды в год, ритуал длится три дня. Камни окропляют кровью жертвенных животных, после чего омывают руки специальным настоем. Примечательно, что для каждого камня используется кровь определенного животного.
В 1990-е годы на Кубу начали прибывать протестантские миссионеры. С этого момента на острове Куба вероисповедание начинает претерпевать значительные изменения. Постепенно увеличивается и число католиков: Папа Римский посетил остров в январе 1998 года. Особенной популярностью в последнее время пользуется такая религия, как евангелический протестантизм, который отвечает запросам бедного местного населения.
На данный момент подавляющее число кубинцев является христианами, эту религию исповедует свыше 59 % местных жителей, это примерно 7 миллионов человек. Помимо самих кубинцев, христианами являются и другие жители острова — ямайцы, испанцы, греки, русские.
В 1941 году был создан Кубинский совет евангельских церквей, который спустя 54 года переименовали в Кубинский совет церквей. Кроме того, две кубинских церкви включены а Международный совет церквей.
Представители церкви
Многие религиозные деятели принимали участие в революционном движении, но в 1961 году выяснилось, что церкви использовались только в качестве военных баз, и священникам было предложено покинуть остров. Враждебное отношение к религии укрепилось благодаря декларации атеизма, которая была включена в текст первой социалистической Конституции 1976 года.
Согласно ей, представителям церкви и верующим запрещалось занимать определенные посты. Однако Кастро был под впечатлением от Теологией освобождения в Латинской Америке, которая встала на сторону бедных в их борьбе против деспотичных правительств и неолиберального капитализма.
Кастро также отметил ведущую роль христианских священников в социалистической революции в Никарагуа, и в итоге он смягчил свое отношение к ней. В 1980-е годы было разрешено печать религиозные материалы и вести проповеди, а в 1991 году отменили все ограничения для верующих в плане карьеры.
Ритуалы и святые места на Кубе
Из-за непопулярности и подавления религиозных практик в самом начале революционного периода христианские ритуалы стали редким явлением. Особых святых мест или церквей для паломничества на Кубе нет, хотя церкви в Сантьяго и Гаване являются знаковыми местами для христиан. В церквях регулярно проводятся мессы.
Большей популярностью на Кубе пользуются дома-жертвенники, где соединились христианские и африканские традиции. Церковные служащие отмечают события христианского календаря, но большого ажиотажа среди населения они не вызывают.
Смерть и жизнь после смерти
Единой картины загробной жизни у жителей Кубы нет. Приверженцы религии сантерии верят в духов предков. Похороны могут включать в себя религиозный обычаи, но чаще всего это простая светская церемония, в рамках которого близкие и друзья вспоминают покойного, отмечая его вклад в развитие общества.