Ольга
Ольга Фролова

Согласно современной классификации животного мира, теплокровными существами являются представители лишь двух классов. Это млекопитающие и птицы. Теплокровными называют организмы, которые способны поддерживать постоянную высокую температуру тела, вне зависимости от температуры окружающей среды. Теплокровные млекопитающие и птицы стали единственными позвоночными сухопутными животными, которые освоили северные широты нашей планеты. Земноводные и пресмыкающиеся, ввиду своей хладнокровности, могут обитать только в теплом климате. Лишь немногочисленные представители этих классов заселяют пояс умеренного климата, впадая на зиму в спячку.

Динозавры, господствовавшие на нашей планете в меловом и юрском периоде, относятся к классу пресмыкающихся или рептилий. И одной из основных причин их вымирания ученые долгое время считали похолодание климата. Хладнокровные древние рептилии не могли выводить потомство, которое вылуплялось из яиц, а также сами не могли поддерживать необходимую температуру внутри организма, после того как, условия окружающей среды изменились. Но в последнее время палеонтологи все чаще озвучивают версии, согласно которым среди динозавров могли быть и теплокровные виды или промежуточные формы между теплокровными и хладнокровными.

Ученые выяснили, что некоторые динозавры были теплокровными

Ранее ученые пытались определить тип терморегуляции динозавров посредством изучения их зубов. Дело в том, что у хладнокровных животных зубы растут медленнее, чем у теплокровных. Но эти результаты были неоднозначными и не позволяли сделать точных выводов. Тогда американские палеонтологи решили определить температуру тела некоторых видов по изотопному составу скорлупы найденных яиц. Такой интересный метод стал доступен после проведения эксперимента с яйцами современных птиц и рептилий (пресмыкающихся). Для исследования были выбраны 13 видов птиц и 9 видов пресмыкающихся. Оказалось, что содержание изотопов углерода-13 и кислорода-18 в скорлупе зависит от температуры тела самки в момент формирования яйца. Ошибка в ходе сравнительного анализа составила всего 1-2 градуса в единичных случаях. Вдохновившись результатами, американские палеонтологи решили вычислить содержание этих изотопов в яйцах зауропод и овирапторов. Зауроподы —четвероногие растительноядные динозавры очень крупных размеров, которые, как полагают ученые, вели стадный образ жизни. Эта группа включает в себя около 130 видов, обитавших на всех континентах в юрском и меловом периоде. Для исследования было взято 6 яиц зауроподов, найденных на территории Аргентины. А овирапторы были небольшими двуногими динозаврами около 1,5 метров высотой. В их рацион входила разнообразная животная и растительная пища. Некоторые овирапторы, как полагают ученые, могли иметь перьевой покров. Строение их черепа также очень интересно: на голове имеется гребень, похожий на таковой у современных птиц казуаров. Палеонтологи исследовали 13 яиц овирапторов, которые были найдены в Монголии.

На фото: Зауроподы

В ходе проведенных анализов выяснилось, что температура тела зауроподов колебалась в пределах 35-39 градусов, а температура тела овираптора достигала 32 градусов. При этом температура окружающей среды, по подсчетам ученых, была на 6 градусов ниже. То есть древние динозавры могли поддерживать температуру тела выше, чем температура окружающей среды.

На фото: Овирапторы

Таким образом, ученые выяснили, что не все динозавры обладали одинаковыми принципами терморегуляции. Некоторые из них приблизились к современным птицам и млекопитающим, в то время как их сородичи остались на уровне развития рептилий. Получается, что при изменении температуры окружающей среды у них было больше шансов приспособиться к новым условиям, поэтому часть из них могла выжить. Новое открытие порождает множество вопросов, на которые еще предстоит ответить ученым.