%d1%8f%d0%b9%d1%86%d0%b00
Почему китайский динозавр нес сине-зеленые яйца

Когда изучаешь детали жизни существ, которые исчезли с лица земли десятки миллионов лет назад, важна любая мелочь. Это подтвердит вам любой палеонтолог и расскажет о недавней находке, когда удалось воссоздать естественный цвет яиц, которые нес один из видов «птичьего динозавра», а также о том, что это значит.

Цвета морской волны

Овирапторид Heyuannia huangi жил на территории современных Китая и Монголии в течение мелового периода примерно 145,5 млн — 65,5 млн лет назад. Это были мелкие динозавры с беззубыми клювами. Исследование скорлупы яиц динозавра позволило выявить в ней пигменты, дающие синий и зеленый цвета.

Почему китайский динозавр нес сине-зеленые яйца

Синие и зеленые оттенки скорлупы встречаются в яйцах, принадлежащих многим типам современных птиц, и, как долго считалось, изначально возникли в генетических линиях птиц. Это новое открытие, однако, подразумевает, что окраска яиц возникла ранее в генеалогическом древе динозавров и, возможно, связана с новым типом гнездования, которое оставляло яйца частично открытыми в гнездовых курганах, а не погребенными под землей. Для маскировки в такой среде и понадобились новые оттенки цветов.

Яичный камуфляж

Цвет яичной скорлупы у птиц зависит от двух основных пигментов: биливердина, который отвечает за сине-зеленые оттенки, и протопорфирина, который вносит в палитру красновато-коричневые оттенки и обычно проявляется в виде пятен и других узоров. Считается, что цвет яиц маскирует их от хищников или помогает птицам распознавать свои кладки.

Почему китайский динозавр нес сине-зеленые яйца

Ученые изучили три яйца овирапторидов позднего мела, все из которых имели «от черного до черновато-коричневого» цвета с «очень тонким мерцанием сине-зеленого цвета в условиях легкого освещения». Исследование яичной скорлупы выявило наличие биливердина и протопорфирина. Однако биливердина в них оказалось гораздо больше, что свидетельствует о том, что яйца были сплошного цвета и не имели красновато-коричневых узоров.

У птиц пигментированные яйца обычно связаны с видами, которые откладывают яйца в открытых гнездах, но не выводят их непрерывно. Овирапториды известны тем, что строили надземные гнезда с продолговатыми яйцами, расположенными в углублениях. Однако продолговатая форма ископаемых яиц — вместе с их пористостью — говорит исследователям, что их, вероятно, отложили в гнезде над землей. Таким образом, цвет скорлупы может быть напрямую связан с эволюцией гнездования предков современных птиц.