%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%8f%d1%820
Маленькие динозаврики спали, прижавшись друг к другу

Около десяти лет назад монгольские таможенники не позволили контрабандистам незаконно вывезти из страны кусок камня с окаменевшими костями динозавров внутри. Это спасение стало неоценимым подарком для ученых, так как в каменном блоке хранились останки не одного, а трех детенышей динозавров небольшого размера, которые лежали, прижавшись друг к другу: видимо, в момент смерти они спали бок о бок. Такое поведение, напоминающее современных птиц, многое говорит о социализации доисторических рептилий.

Перья для динозавра

Ископаемые кости относятся к новому виду и пока еще не названы, но их уже можно отнести к семейству овирапторидов — небольших птице-подобных двуногих динозавров. Ростом взрослая особь была около метра, а длина от морды до хвоста составляла не более двух метров. Обнаруженный в глыбе на монгольской границе вид обладал закругленным гребнем, который похож на «шлем» казуара — современной птицы с костяным наростом на голове. Также у динозавра были перья на крылоподобных передних конечностях, беззубый клюв и короткий хвост с веером перьев на конце.

Маленькие динозаврики спали, прижавшись друг к другу

Так как неизвестно, где и когда контрабандисты нашли окаменелости, трудно установить возраст находки: для этого надо знать возраст наскального слоя. К счастью, останки взрослой особи такого же вида были обнаружены в Монголии в 1998 году, тогда удалось выяснить, что окаменелости около 68 миллионов лет.

В «контрабандной» окаменелости сохранились скелеты трех динозавров, причем два из них довольно полные. Судя по их позе, они спали в момент гибели. Такое поведение, когда несколько животных одного вида спят вместе, имеет название «общинной ночевки» и присуще многим современным птицам. Но что это говорит о динозаврах?

Семья — это главное

Скорее всего, обнаруженные динозавры являются братьями и сестрами: современные птицы и летучие мыши обычно спят в группе с ближайшими родственниками. Но чтобы сказать это определенно, надо внимательно изучить возраст каждой особи, химический состав костей. Идеальным доказательством стала бы информация, что динозавры родились в одном сезоне, пили одну и ту же воду и ели одну и ту же пищу. Но до получения окончательного ответа исследователям предстоит проделать еще уйму работы (во многом «благодаря» контрабандистам, которые изрядно испортили образец).

Маленькие динозаврики спали, прижавшись друг к другу

Овирапториды являются близкими родственниками птиц, так что неудивительно, что их поведение во многом схоже. Но у птиц социальная жизнь устроена очень сложно, включает в себя различные иерархии и обмен информацией между людьми в группе. Пока неясно, унаследовали они эти способности от общего предка птиц и овирапторидов, или же каждый вид развил их самостоятельно. Можно лишь констатировать тот факт, что маленьким динозаврам около 70 миллионов лет назад пришлось столкнуться с таким же давлением окружающей среды, как и современным птицам.