K%c3%a4fer yan ka
Ученые восстановили внешний вид жука пермского периода

Австралийский жук Ponomarenkia belmonthensis длиной всего 1,5 сантиметра вызывает удивление энтомологов и палеонтологов. Дело в том, что он жил в Австралии 300 миллионов лет назад и ставит перед учеными новые вопросы о том, как возникли насекомые. Недавно удалось реконструировать внешний вид этого жука — еще до появления динозавров.

Стиль: ретрофутуризм

Открытие жука позднего пермского периода, когда даже динозавров еще не было, запускает новый виток в развитии теорий о появлении этой группы насекомых. Реконструкцию удалось провести по двум окаменелым экземплярам жука в бывшем болоте в Бельмонте, Австралия.

Ученые восстановили внешний вид жука пермского периода

Как говорят сами ученые, жуки, которых сегодня насчитывается почти 400 тысяч видов (т.е. треть всех живых организмов), все еще мало изучены в пермский период. Известные до сих пор окаменелости принадлежали прародителям современных жуков, которые в основном обитали под корой хвойных деревьев. Они обладали целой серией примитивных характеристик: их надкрылья еще не полностью затвердели, а поверхность тела была покрыта частыми небольшими бугорками.

При этом Ponomarenkia belmonthensis, который является современником этих в прямом смысле слова «недоделанных» насекомых, имеет все признаки современных жуков. Например, у него есть антенны, напоминающие нитку бусинок, усиковые канавки и необычно узкий живот, сужающийся к точке. Более того, в отличие от ранее известных пермских жуков, надкрылья P. belmonthensis полностью твердые, поверхность тела в значительной степени гладкая, а торакальные сегменты, отвечающие за передвижение, демонстрируют современные особенности. Также, судя по всему, этот маленький жук прекратил жить под корой дерева и начал вести более открытый образ жизни на растениях.

Старикам тут не место

Так как новый вид жуков сочетает в себе древние и современные характеристики, он не вписывается ни в один из четырех существующих сегодня подотрядов жуков. Он демонстрирует, что первые крупные изменения в эволюции жуков произошли до массового вымирания на границе пермского и триасового периодов, которое вывело на сцену динозавров.

Ученые восстановили внешний вид жука пермского периода

Жуки пережили это драматическое событие, которое принесло с собой подкисление морей и крупные вулканические извержения, значительно лучше, чем большинство других групп организмов. Видимо, им помогли наземный образ жизни и закаленный экзоскелет. Однако Ponomarenkia belmonthensis не смог пережить эти катаклизмы, так как в эпоху мезозоя нет никаких следов их существования.