Пишет блогер Михаил Кривый:
На сегодняшний день высокоскоростные железные дороги Турции представляют из себя две линии. Первая — из Анкары до стамбульского района Пендик, вторая — из Анкары до города Конья. Общая протяженность линий — около 620 км, скорости до 300 км/ч.
Первая линия пока гибридная, некоторые участки поезда проходят по железным дорогам общего пользования. Только примерно 60% этой линии — специально построенная высокоскоростная железная дорога с ограничением скорости 250 км/ч. Вторая линия почти целиком высокоскоростная, с ограничением скорости 300 км/ч.
Действующая сеть высокоскоростного железнодорожного движения Турции по состоянию на январь 2017 года. (c) Google Maps + собственные GPS треки. Масштаб специально выбран так, чтобы было видно Анталию. Рядом с основным городами указано население агломераций.
Главный железнодорожный вокзал азиатской части Стамбула, Хайдарпаша, сейчас на реконструкции. Высокоскоростные поезда ходят со станции Пендик, до которой из центра около часа ехать на метро. Раньше было еще дольше, но ветку метро М4 совсем недавно продлили, и теперь от станции метро Пендик до одноименной станции высокоскоростных поездов идти пешком около 20 минут. Большая реконструкция главного вокзала азиатской стороны Хайдарпаша связана не только со строительством высокоскоростной железной дороги, но и с открытием железной дороги проекта «Мармарай», которая проходит в тоннеле под Босфором и соединяет Европу и Азию. Центральную часть проекта «Мармарай», представляющую из себя тоннель под Босфором и пять станций, открыли в конце 2013 года.
Главный вокзал азиатской стороны Стамбула — Хайдарпаша (Haydarpaşa Garı).
Станция высокоскоростных поездов Пендик (Pendik) целиком находится в небольшом подземном переходе. В единственном пока выходе на платформу проводят регистрацию на рейс и контроль безопасности. Вокзал станции находится немного в стороне, и в нем для пассажиров используется только VIP-зал. Билеты продают тоже в подземном переходе. Рядом с выходом к высокоскоростным поездам расположен выход на платформу, где будут останавливаться поезда проекта «Мармарай».
Вокзал Пендик (Pendik). Можно случайно и мимо пройти.
Первую часть пути поезд идет вдоль Измитского залива Мраморного моря и проходит большое количество станций проекта «Мармарай». В этом месте железная дорога имеет четыре пути: два для поездов дальнего следования и два под пригородный «Мармарай». Фактически поезд идет по нескончаемому городу с жилыми кварталами с одной стороны и портовыми территориями и заводами с другой. Теперь понятно, откуда у нас так много турецких товаров и где их все производят. Концентрация промышленности очень напоминает агломерацию Рейн-Рур в Германии.
Четырехпутный участок заканчивается в Гебзе — конечной станции пригородных электричек. Эта станция и ветка «Мармарай» уже есть на схемах скоростного транспорта Стамбула. До Гебзе поезд идет со скоростями 80-100 км/ч.
Станция Гебзе (Gebze). Конечная для электричек «Мармарай».
Проезжаем мост Осман Гази.
Четвертый по длине висячий мост в мире открыт в апреле 2016 года. В Турции просто мегабум строительства. Помимо этого моста, в 2016 году только в Стамбуле были открыты автомобильный тоннель под Босфором и третий совмещенный автомобильно-железнодорожный подвесной мост через все тот же Босфор. Метро они строят быстрее, чем перерисовывают схемы.
От Гебзе (Gebze) начинается двухпутный участок, и скорости падают примерно до 80-90 км/ч. Потом в районе Картепе поезд выходит на первый выделенный высокоскоростной участок, построенный параллельно старой железной дороге, и разгоняется до 160 км/ч.
Если железная дорога вдоль Измитиского залива зажата между горами и морем, то здесь начинается равнинный участок. Сплошная застройка заканчивается, но и этот регион заселен достаточно плотно. В прямой видимости всегда есть жилые районы разных городов. Начинается большое озеро Сапсанджа, и где-то в его районе заканчивается выделенный участок, и мы возвращаемся на железную дорогу общего пользования. Скорости падают сначала до 100 км/ч, а потом и до 50 км/ч. Спустя 1 час 10 минут мы прибываем на станцию Арифея (Arifiye) на окраине города Сакарья.
Проезжаем станцию Сапсанджа, расположенную на берегу одноименного озера.
После станции Арифея поезд поворачивает на юг и углубляется в горы. Скорости падают до 60 км/ч. Сразу перед горами появляется снег.
Начинается первый горный участок.
В горах появляются первые намеки на снег.
После горного участка выходим в долину и переходим на скоростной участок. К этому моменту поезд поднимается на высоту около 120 метров над уровнем моря. Линия, на которую мы вышли, еще не достроена, хорошо виден длинный и низкий виадук в сторону Стамбула. Он заканчивается тоннелем, и на нем еще нет контактной сети. Поезд разворачивается почти на 180° и впервые разгоняется до своих максимальных 250 км/ч.
Недостроенный высокоскоростной участок с тоннелем. Сейчас мы выйдем на него и впервые разгонимся до 250 км/ч.
Равнинный участок заканчивается, и поезд не сбавляя скорости снова поворачивает на юг, прямо в горы. Тоннель за тоннелем, и снега все больше.
Станция Bozüyük, в этом месте к высокоскоростной ветке будет примыкать железная дорога из Бурсы.
К этому моменту поезд поднялся на высоту около 1000 метров над уровнем моря.
Высокоскоростная железная дорога пронзает горы как игла, на скорости 250 км/ч поезд вылетает из тоннеля на виадук и наоборот. В то же время автомагистраль и железная дорога общего пользования петляют по ущелью.
Перед одним из тоннелей, прямо на перегоне, поезд останавливается. Мы пропускаем встречный. Оказывается, прямо в тоннеле поезд переходит на старый участок, который начинается с однопутного тоннеля и имеет несколько однопутных участков.
Следующий раз поезд снизил скорость только из-за остановки на центральном вокзале Эскишехира (Eskişehir).
В Эскишехире поезд набивается до отказа. После вокзала центральную часть города поезд проходит в тоннеле и не торопясь разгоняется до максимальных 250 км/ч. Дальше мы идем по заснеженному плато строго на восток. Параллельно высокоскоростной железной дороге идет старая ветка, она однопутная и электрифицированная.
Среднестатистический вид из окна поезда в этом районе.
В вагоне всю дорогу громко и неприятно гудел компрессор. Поезд на скорости немного болтало, ходить по вагону было непросто. В каждом вагоне один тамбур, расположенный по центру, он разбивает вагон на два салона. В экономическом классе кресла скромные, но достаточно комфортные, розеток нет. На линии Стамбул — Анкара работают поезда TCDD HT65000 производства испанской компании CAF. По заказу государственных железных дорог Турции (TCDD) было построено 12 шестивагонных составов, все они эксплуатируются на этой линии. Максимальная скорость — 250 км/ч, вместимость — 419 человек.
После прибытия. Поезд TCDD HT65002 на вокзале Анкары.
Поезд TCDD HT65002, интерьер вагона экономического класса.
Поезд немного снижает скорость в районе стыковки трех направлений — Стамбул, Анкара и Конья. Достаточно ровное плато сменяется сильно холмистыми участками с большими оврагами.
Местами рельеф сложнее. Снова появляются виадуки, тоннели и глубокие выемки.
Где-то в районе Полатлы.
Через несколько минут поезд прибывает в Синджан (Sincan). Там высокоскоростной участок заканчивается и расположен большой комплекс для обслуживания высокоскоростных поездов.
Поезд TCDD HT80101 на подходе к вокзалу Анкары. Слева от временных путей подготовлено место под пути высокоскоростного участка. Из-за кривой малого радиуса тут будут серьезные ограничения скорости, но это не так важно, так как до вокзала менее 2 км.
Итого: Стамбул (Пендик) — Анкара, 506 км за 4 часа 5 минут, средняя скорость 124 км/ч.
Вокзал построен совсем недавно, некоторые помещения еще на стадии отделки. Огромное пространство не отапливается, внутри вокзала холодно. Получилось так, что новый вокзал построен с обратной стороны старого. Построен вокзал по традиционной китайской схеме — верхний зал с регистрацией и ожиданием, нижний с поездами. Проверка билетов производится, как в Китае и Испании, заранее, в верхнем зале. Только после этого можно выйти на платформу. На входе в здание вокзала, как и у нас, контроль безопасности. Если контроль безопасности есть на входе в здание вокзала, то при посадке на поезд его нет. На верхних этажах вокзала расположены магазины, большой фуд-корт, офисные посещения, гостиница и бизнес-центр.
Вокзал (Gar) высокоскоростных поездов (YHT) Анкары.
Большой атриум на входе.
Четвертый этаж вокзала Анкары почти целиком отдан под фуд-корт.
На четвертом этаже есть балкон с видом на старый вокзал. Он сейчас закрыт, платформы рядом с ним не эксплуатируются.
Следующую часть пути, от Анкры до Коньи, еду на поезде TCDD HT80103. Государственные железные дороги Турции получили первую партию из семи поездов совсем недавно, мне на глаза попадались поезда с номерами с 1 до 5. Максимальная скорость поездов TCDD HT80100 — 300 км/ч, вместимость — 519 пассажиров.
Поезда TCDD HT80103 (Siemens Velaro TR) и TCDD HT65002 на вокзале Анкары.
Маршрутная табличка расположена на двери. У нас одна остановка — в Полатлы.
Салон поезда TCDD HT80103. Надо сказать, что у русской версии Siemens Velaro самый комфортабельный салон из всего семейства, не хватает только розеток. В турецкой версии кресла попроще, но с розетками.
Поезд TCDD HT80103. Вагон-бар.
До самой Коньи идем со скоростью около 200 км/ч. Приходим с опозданием на 10 минут, скорее всего, это связано с наледью и рекордным количеством снега. На обратном пути этот же поезд всю дорогу шел со скоростью 250 км/ч и пришел точно по расписанию.
Пейзажи на всем пути унылые, немного холмит, поля до горизонта и все это обильно присыпано снегом.
Итого: Анкара — Конья, 315 км за 1 час 50 минут, средняя скорость — 171 км/ч.
За фотографию поезда в Конье хорошо огреб от охранника. Похоже, камеры наблюдения все-таки работают. Спасло только «моя твоя не понимать». У турок вообще проблемы с английским, за пределами туристических резерваций практически не говорят.
Поезд TCDD HT80103 на вокзале Коньи.
В целом, несмотря на серьезные инвестиции и масштабное строительство выделенных высокоскоростных железных дорог, спрос на поездки остается относительно низким. При стоимости билета в 109 турецких лир (1800 рублей) из Стамбула в Анкару и обратно в расписании всего 6 пар шестивагонных поездов. А причина проста — поездка на машине между Анкарой и Стамбулом занимает примерно те же 4,5 часа. Хорошие автомагистрали — главный конкурент высокоскоростного железнодорожного движения в Турции. С маршрутом Анкара — Конья дела обстоят лучше, но и там ходит всего 7 пар восьмивагонных поездов в день. Билет в обе стороны стоит 747 TL (768 рублей).
Рендеры будущих вокзалов с плаката на вокзале Коньи. Вокзал Анкары уже достроен.
Активное развитие высокоскоростного движения продолжается, к 2023 году турки планируют построить 10 тыс. км железных дорог. Сейчас ведется строительство линий Анкара — Сивас (602 км), Бурса — Bozüyük (75 км, строить начали в 2011, открыть планируют в 2023 году, сложный горный участок), Конья — Караман (открытие в этом году) и Пендик — Халкали с переносом вокзала ВСМ в европейскую часть Стамбула. Еще несколько линий сейчас на стадии запуска строительства.
Фотографии и текст — Источник
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy