Лихой и независимый характер казаков известен издавна. Казачье войско, охранявшее границы России, отличалось своим свободомыслием, смелостью, но в то же время соблюдало традиции и старалось сохранить особый уклад жизни. Сформированный веками характер приучал надеяться только на себя. Будучи всегда настороже, к званым гостям казаки всегда были благодушны.
Центром же казачьей семьи и хранительницей быта была казачка, на которой не могла не сказываться жизнь в приграничных степях. Сильный характер казачек внес немалый вклад в образ всей народности. Итак, что же нам известно о казачках?
Особая стать и отважный характер
Не дававшее покоя исследователям сочетание красоты и силы отличало этих женщин. Красота, конечно же, происходила от смешения кровей: казаки брали в жены пленных женщин других национальностей. Персидская, черкесская и турецкая кровь, тонкие восточные черты лица смешивались с крепким телосложением коренных жителей Дона и Кубани. Турецких пленниц называли «ясырками». Среди запорожских и донских казаков распространены были браки с турчанками, терцы женились на чеченках и дагестанках, уральцы — на ногайках и сартянках. Подтверждение этому можно встретить в совершенно неожиданном месте: воспоминаниях Александра Дюма-старшего, который путешествовал по России в 1850-х годах. В своих мемуарах он описывает казачек следующим образом:
«Русский овал лица, но стан стройный — стан женщины гористых стран».

Оставил свои заметки о красоте казачек и историк Александр Ригельман. Кроме того, в его трудах можно найти детальные зарисовки традиционных женских костюмов. Благодаря ему мы сегодня можем увидеть не только как выглядели, но и что носили модницы-казачки.
Особое восхищение путешественников и современников вызывало сочетание утонченной красоты и силы. Жизнь в приграничных районах при частом отсутствии мужа не была сладкой, поэтому и сформировался неукротимый, стойкий, деловитый и мужественный характер казачки. При необходимости женщины вместе с мужчинами участвовали в защите родных куреней, а плену предпочитали смерть. Не секрет, что многие казачки легко справлялись с шашкой. Известно, что при осаде Азова в 1642 году 800 казачек воевали наравне с мужчинами.

Место в обществе и семье
Если сравнивать положение казачки с положением крестьянок, то нельзя не отметить гораздо большую свободу и независимость. Конечно, авторитет отца, мужа и казачьего круга был высок, но последнее слово было за женщиной. В том числе и право выбирать себе супруга и разводиться с ним. При частом отсутствии мужа и родственников мужского пола фактическая власть в семье переходила к казачке. Она организовывала и хозяйственную деятельность: нанимала работников, собирала урожай и распоряжалась им, продавала излишки. Подобная инициативность и автономность, подкрепленная взаимопомощью и солидарностью, позволяли выжить без мужа.
Официально казачки не играли значительной общественной роли: на станичном сходе право голоса было только у мужчин. От лица женщины при необходимости выступал мужской представитель семьи, а сиротам и вдовам покровительствовал сам атаман. Присутствие на казачьем круге также было возможным. Оберегалась и честь женщины: за изнасилование казачки могли и казнить. После смерти мужа именно жена наследовала его имущество и могла рассчитывать на пожизненную заботу.
Нельзя не отметить, что и внутри семьи обращение с женами было более ласковым, чем обыкновенно в России. Значительную роль в этом сыграл атаман Матвей Платов, который своим примером внушал:
«Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy