Пишет блогер Иван Дементиевский:
Это забытое или, наоборот, сохраненное богом место находится высоко в горах, на границе между Непалом и Тибетом. Еще совсем недавно попасть туда было совершенно невозможно, только в 1991 году, король Непала разрешил посещать этот регион обычным туристам. Но даже при наличии разрешения путнику предстоит непростой, полный лишений и тягот путь, в конце которого ждут удивительные открытия. На высоте в 3700 метров над уровнем моря, в небольшой долине расположился город-столица Ло Мантанг.
Вид на город Ло Мантанг. Слева фрагмент королевского «дворца», хотя, если сравнивать с жильем остальных жителей, дом короля — действительно дворец.
Первые письменные упоминания о территории Ло находят в тибетских Хрониках Ладакха, относятся они к седьмому веку. Тогда эта территория находилась под управлением тибетских наместников, имевших резиденцию в Царанге. В середине 15 века сын наместника Аме Пал, почувствовав, что власть тибетского государства ослабла, воспользовался благоприятной возможностью и объявил территорию Ло независимым королевством. Это случилось в 1440 году. История независимого существования Ло описана в книге Молла, многие века хранившейся в монастыре в Царанге.
Вид на Джомсом с высоты птичьего полета. Традиционно именно отсюда начинается пеший путь в Мустанг по руслу реки Кали-Гандака.
Но тропа, словно судьба-злодейка, петляет не только по низам. Иногда она взлетает на перевалы в 4000 метров. Порой путникам приходится несладко на такой тропе. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.
Аме Пал — король объединитель, король-строитель. Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. В то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга более плодородной. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.
Действительно, если внимательно приглядываться, по пути в столицу королевства можно наблюдать множество развалин. Среди обычных домов угадываются чортены и монастыри добуддийской религии Бон и толстые стены крепостей.
Одна из известных крепостей-дзонг Кечер находится рядом с Ло-Мантангом на вершине узкого хребта, разделяющего северный Мустанг на две долины. Все крепости в Мустанге в плане прямоугольники. Но Кечер выглядит по-другому. Согласно легенде, отец Аме Пала, наместник в Ло, поручил ему построить укрепления и навести порядок на северных землях. В то время у истоков реки Кали-Гандака властвовал воинственный князь Демон «Черная Обезьяна». Аме Пал построил крепость Кечер, Демон «Черная Обезьяна» возмутился — острый угол Кечера смотрел прямо на ворота его крепости и направлял тем самым злых духов. Аме Пал перестроил стены Кечера, сделав их круглыми, и поменяв место своих ворот. Но Демону «Черной Обезьяне» это не помогло, через несколько лет он был разбит, а его крепость разрушена.
Другая легенда рассказывает о том, как Аме Пал выбирал место для столицы. Он задумал перенести свою резиденцию из Царанга. Помолившись ночь, он вышел в путь со стадом коз. Он следовал за ними, пока козы не остановились. Место оказалось неподалеку от крепости Кечер. Так Аме Пал выбрал место для Ло-Мантанга, и тех пор символом города служит козья голова. Кстати, именно название Ло-Мантанг дало современное название территории королевства — Мустанг. Так картографы упростили слово Мантанг. Вид столицы почти не изменился со времен ее возведения Аме Палом.
В окрестностях столицы, в дне пути (для обычного туриста), находится несколько монастырей и небольших деревень.
Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим или, как мы бы назвали, министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо — знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло. Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла, началась череда опустошительных войн. Ло попало под вассальную зависимость, власть династии сохранилась, но дань была высока. Период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственной Джумлы, а королевство Ло сохранилось.
В конце восемнадцатого века Джумла была завоевана Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи. Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло — администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть — ось устройства социальной жизни.
Четыре десятилетия изоляции Мустанга (с 1951 по 1991 год) подорвали торговлю — один из видов занятий народа ло-па — и тяжело сказались на уровне жизни, который и так не слишком высок. Но трудности никак не повлияли на отношении ло-па к жизни: их природная доброжелательность и бережное отношение друг к другу, умение жить тем, что дается тебе сегодня, и приветствовать наступление нового дня никуда не делись.
Высота и ноябрь делают свое дело. Погода — хуже не придумаешь. То светит солнце, то со свистом дует шквалистый ветер, да еще со снегом. Неудивительно, что в этой негостеприимной земле живет так мало людей.
До сих пор некоторые кочевники ведут такой же образ жизни, как и их далекие предки.
Работают с младенческих лет до глубокой старости. Впрочем, внешность жителей Ло весьма обманчива. Жестокий ветер и палящее солнце быстро превращают молодых людей в стариков и старух.
Ло-Мантанг
Столица Мустанга основана в середине 15 века. И тот облик, который сейчас предстает путешественникам, не намного отличается от города, построенного в период правления Аме Пала (1387-1447), первого короля независимого государства Ло. Главная особенность города — стена вокруг, в которой каменная кладка перемежается с глинобитными глухими стенами домов. Войти в столицу можно только через одни ворота, которые с наступлением темноты закрываются. Окружающая город стена — это не только дань воинственным временам основания королевства Ло, сколько защита от местного климата, от ветров разрушительной силы.
По европейским меркам Ло-Мантагн кажется крошечным средневековым городом, который чудом сохранился. Правда, на момент основания он был крупным городским поселением по сравнению с другими тибетскими городами. В архитектурном плане Ло-Мантанг — правильный прямоугольник, обнесенный стеной. Чуть более ста двадцати домов города примыкают друг к другу стенами. Главное здание — королевский дворец, зимняя резиденция правящего короля, поблизости от городских ворот и главной городской площади, которая производит впечатление просто достаточно большой комнаты. Летом короли Мустанга предпочитают жить в более скромном дворце за пределами столицы. В Ло-Мантагне четыре монастыря, три из которых построены во времена Аме Пала. Один из них Чампа Лакханг известен как «замок приходящего Будды», стоящая в нем золотая статуя Майтрейи — Будды Грядущего — была самой большой во всем тибетском мире.
Молодой монах за трапезой. По традиции, из каждой многодетной семьи одного мальчика отдавали в монастырь. Сейчас монастыри — это как школы,где обучают разным предметам. Люди понимают важность и ценность образования.
Город разбит на четыре квартала, в каждом есть свой управляющий. По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные — только в два. Домов аристократов насчитывается двенадцать, они разбросаны по городу. Обычный дом столичного жителя: два этажа, сложенные из необожженных кирпичей, плоская обитаемая крыша. Пол мазаный, его просто периодически подметают и поливают водой, создавая зимой невыносимую для западного человека сырость. Первый этаж — зимний, обычно без окон для сохранения ценного тепла. Комнаты второго этажа выходят на крышу, где летом сосредотачивается основная жизнь. Главная комната в домах ло-па — молельня. Именно там селят гостей.
Крыши домов Ло-Мантанга, как и любого поселения в стране Ло, украшены по периметру стратегическим зимним запасом топлива — узловатыми корневищами кустарника, которые собирают в горах. Но во времена Аме Пала и вплоть до девятнадцатого века облик Мустанга не был таким пустынным, как сейчас. Климатические изменения тибетского нагорья, когда, как говорят ло-па «ушла вода», превратили вполне процветающий в природном плане край в пустынную местность, где вода и дерево — великая ценность. Рассказы о лесах Мустанга не пустые легенды — дворцы и монастыри построены с применением дерева, в монастырях есть украшенные резьбой деревянные балки в два обхвата. Но сегодня представить себе ло-па, срубающего дерево, невозможно.
Если посетить Мустанг летом, возможно найдется немного участков земли с зеленью. Но на фоне гор и выжженных плато это жалкие остатки былой роскоши.
Фотографии и текст — Источник
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy