Итак, вы, как и я недавно, прилетели в Гоа, аэропорт Даболим. Прошли паспортный контроль, вдохнули влажный гоанский воздух, увернулись от жаждущих обменять вашу валюту по заниженному курсу и вышли на улицу. Первое, что вы увидите, выходя из аэропорта – это череда такси и прочего трансфера. Мне это слегка напомнило Сочи, только вот таксисты тут больше улыбаются и знают дорогу. Если вы едете по путевке – смело ищите свою туристическую компанию и ныряйте в кондиционированный автобус. В ином случае сразу готовьтесь к знакомству с транспортом Гоа: такси и таксистами, менее популярными средствами передвижения, чем, скажем, скутер или мотоцикл. А с условиями их аренды, стоимостью и прочими особенностями я познакомлю вас чуть позже. Если бы я увидела подобный пост перед своей первой поездкой в Индию, поверьте, мне жилось бы гораздо проще.
Для путешественников, ранее не бывавших в Азии или конкретно в Гоа, многое станет неожиданным или даже пугающим. И чтобы развеять страхи и неуверенность, а также помочь определиться с видом транспорта (скутер, автобус, такси или автомобиль), я подробно остановлюсь на каждом из них, и даже раскрою тему дорожного движения, правил и дорожной полиции.
Дорожное движение
Первое, о чем вы можете подумать, увидев движение в штате Гоа – хаос. Все ездят так, как хотят: обгоняют где попало, разъезжаются с сантиметровым пробелом, и везде при этом слышны сигналы клаксонов. Движение больше напоминает пчелиный улей, в котором роль жужжания выполняют гудки, нежели дорогу. Когда я впервые выехала на скутере в свое первое самостоятельное путешествие, длиною в километр, мне хотелось плакать и к маме.
Ещё вас несомненно удивит тот факт, что рой этот не сталкивается, а продолжает благополучно ездить, и ни один водитель не кричит и не психует, как зачастую это происходит в других странах. Единственный раз, когда я случайно подрезала молодого индийца на мотоцикле, закончился вполне мирно: он повернулся ко мне лицом и состроил злобную гримассу, благодаря которой я припомнила много Боливудских фильмов и не смогла сдержать смех.
Особенности дорожного движения
Необходимо помнить, что в Индии левостороннее движение, и чтобы привыкнуть к нему, нужно пробовать свои силы в управлении личным транспортом в малолюдных местах.
Очень важным элементом дорожного движения являются звуковые сигналы, о чем я уже писала ранее. Мне даже иногда казалось, что половина водителей слепые и ориентируются по звуку, ну, как летучие мыши, например.
К сожалению, далеко не каждый житель Гоа пользуется указателями поворота, но он обязательно посигналит при въезде на перекресток, выезде из-за угла или при обгоне. Поэтому сигнал клаксона тут обозначает не опасную или экстренную ситуацию, а привлекает ваше внимание к маневру участника движения. Так что ориентируйтесь на это звуки и не забывайте предупреждать других водителей о своих действиях.
Еще одно обстоятельство вызывает недовольство отдыхающих – неумение вкупе с нежеланием аборигенов переключать свет своего транспорта с дальнего на ближний. Тут нужно просто запастись терпением и самим все же забывать о водителях, движущихся вам на встречу, не слепить их. Моя теория по поводу этого феномена такова: для гоанцев существует всего две разновидности света. Плохой (ближний), так как светит не очень далеко и плоховато видно и хороший (дальний), при котором максимальная освещенность. Вот они и гадают, зачем туристы переключают с хорошего на плохой.
Будьте аккуратны
Кроме как в крупных городах и на автомобильных трассах, связывающих их, я не видела светофоров и дорожной разметки, а многие лежачие полицейские довольно высоки и не обозначены знаками. Поэтому будьте чрезмерно аккуратными и придерживайтесь скоростного режима в 30-40 км/ч, особенно если едете по сельской дороге или деревне.
Помимо вышесказанного не стоит забывать о следующих опасностях: коровах, собаках и туристах.
Каждый год происходит немало ДТП с участием фауны Гоа. Вечером и ночью далеко не все участки дороги освещены должным образом, и на вашем пути может внезапно появиться любая местная живность. Лично мне приходилось видеть даже питона, мирно переползающего дорогу посреди населенной деревни. А уж о коровах, стоящих прямо на перекрестке или спящих собаках на моем пути и говорить не хочется.
Туристы в Гоа тоже представляют определенную опасность, так как именно в этом штате алкоголь гораздо дешевле, чем в остальной Индии и других странах, а покупать его можно круглосуточно. Несмотря на то, что полиция пытается отлавливать неадекватных водителей, их все же немало. В основном пьяной ездой грешат индийские туристы, которые бурно радуются дешевому рому. Нередко они выезжают на встречную полосу и у вас начинается увлекательная игра под названием "угадай куда он поедет". Мне, к сожалению, приходилось принимать в ней участие не один раз, и пока я все еще победитель. Тьфу-тьфу-тьфу...
Дорожная полиция
Полицейских в Гоа немало, но активизируются они, в основном, при проведении различных мероприятий: дискотек, шествий, карнавалов и прочих. Днем их можно увидеть только на больших джипах со включенным кондиционером, который они очень редко покидают. По части штрафов, которые, в основном, принимается на месте и идут в карман стражу гоанского закона, существует свой прайс - от 100 до 2000 рупий. Но самое приятное в том, что с ними можно торговаться и в итоге расстаться со значительно меньшей суммой. Все полицейские разговаривают на английском языке, а многие даже знают несколько фраз на русском, но увидя непонимание в ваших глазах, могут перейти и на международный язык жестов. Один раз я даже видела прайс на мятом листочке бумаги, который был криво написан от руки и вызвал бы сомнения даже у ребенка.
Чтобы управлять транспортом, вам необходимы права и документы на транспортное средство. Российские права с категорией А (мотоциклы) или, новой сейчас, М (мопеды), обрадуют полицейских и избавят вас от штрафа. И шлем тоже обязателен, если речь идет о скутере или мотоцикле, ну и здравом смысле.
Виды транспорта в Гоа
Теперь, когда вы немного познакомились с особенностями дорожной обстановки и узнали, чего следует опасаться, можно подумать о том, как именно вы будете передвигаться по Гоа. Ниже я расскажу вам о видах транспорта, стоимости его аренды или даже покупки.
Следует также помнить о том, что все указанные цены нужно будет умножать на два, а то и на три, если вы планируете арендовать что-то в период с середины декабря до середины января. Это пик туристического сезона, и в Гоа приезжает огромное число туристов, что очень сильно влияет на стоимость.
Скутер
Самый распространенный вид транспорта здесь – это скутер, он же мопед.
У него отличные преимущества перед мотоциклом и машиной:
- экономит бензин,
- легкий в управлении,
- низкая стоимость аренды.
Вы можете поинтересоваться о наличии мопедов у хозяина отеля или дома, который снимаете, а также увидите вдоль дорог очень много надписей, предлагающих арендовать скутер. Заправить полный бак на арендованном мопеде обойдется вам в 200 рупий или 3 доллара. Права на вождение этого транспорта обязательны. И хотя мало кто в Гоа пользуется защитными шлемами, все же настоятельно рекомендую позаботиться о своей безопасности и потребовать его от владельца при аренде.
Очень популярная модель скутера в Гоа – это Хонда Актива. Стоимость аренды составляет от 150 до 300 рупий или от 2 до 4 долларов в сутки, в зависимости от состояния. Если арендовать мопед в Гоа на более длительный срок, скажем, от двух-трех недель, то смело можно торговаться и просить скидку на весь срок аренды. Более новые модели мопедов обойдутся вам от 200 до 500 рупий или от 3 до 7,5 долларов в сутки, что при длительной аренде также выйдет дешевле. Но будьте внимательны: когда я в целях экономии сняла скутер за 150 рупий в сутки, то была сильно разочарована светом фар, который освещал все небо и ни сантиметра дороги впереди, и постоянно глохнущим мотором.
А еще, будьте аккуратны со своим новым другом, так как вся ответственность за транспортное средство теперь лежит на вас. Для того, чтобы при его возврате не было недоразумений, при хозяине сфотографируйте арендуемый скутер. Так вы и он будете точно знать, какие царапины и вмятины оставил предыдущий арендатор.
Некоторые арендодатели требуют в залог паспорт или залоговую сумму, но это, скорее, редкость, чем правило. Индийцы доверчивы и не требуют залог, по крайней мере лично у меня и моих друзей такого не встречалось.
Если вы захотите приобрести мопед в собственность, то тут уже вас будут поджидать некоторые нюансы. Купить скутер не гражданину Индии, тем более приехавшему по туристической визе, невозможно. Единственный вариант – оформить его на знакомого гоанца. Так, к примеру, Хонда Дио в салоне вместе со страховкой, защитой и нотариально заверенной доверенностью обойдется покупателю в 60 000 – 65 000 рупий или 900-950 долларов.
Конечно же, не стоит оформлять скутер на малоизвестного местного жителя, так как доказать, что именно вы купили, его будет крайне сложно.
Мотоцикл
Если вы хотите отправиться в далекое путешествие или планируете посетить достопримечательности Гоа самостоятельно, то лучше брать мотоцикл, нежели скутер. Несмотря на то, что мотоцикл сложнее мопеда по части управления, уехать на нем можно гораздо дальше и с большим комфортом. Самая популярная модель мотоцикла – Буллет Роял (это индийская марка мотоцикла). Есть и привычные европейцу модели – КТМ, Сузуки, Ямаха и даже Харлей. Харлеи тут очень любят, но по карману они не всем, например тот, что на фото ниже, принадлежит хозяину супермаркета и трогать его запрещено. А вот собака общая, гладить ее разрешается.
Стоимость аренды мотоцикла в Гоа составляет от 300 до 1000 рупий или 3,5-15 долларов в сутки. При аренде на месяц от 5 000 до 25 000 рупий или 74-300 долларов.
При аренде мотоцикла вас также попросят предъявить права (можно российские с открытой категорией А), а вы в свою очередь не забудьте попросить защитные шлемы.
Автомобиль
В случае, если вы не доверяете двухколесным средствам передвижения и привыкли водить автомобиль, то этот раздел для вас.
В Гоа довольно разнообразный парк автомобилей на прокат: тут есть очень маленькие машины Тата с двигателем от мотоцикла и почти таким же размером, есть открытые джипы Махиндра, которые очень любят туристы из Идии, есть Хонда, Сузуки и так далее.
Стоимость аренды автомобиля в Гоа составит от 1500 до 6000 рупий или 22-90 долларов в сутки в зависимости от выбранной модели. Полный бак бензина обойдется вам примерно в 1500 рупий( около 22 долларов). Кстати, если вы собрались в путешествие за пределы штата, постарайтесь все же заправиться в Гоа: бензин тут дешевле как минимум на 20 рупий за литр.
Еще стоит помнить о том, что дороги в Гоа, да и вообще в Индии, очень узкие. И не так уж много жителей обращает внимание на разметку даже там, где она есть. Так что при вождении автомобиля запаситесь терпением и будьте аккуратны. Я так и не решилась сесть в Гоа за руль, а каждая поездка на машине пассажиром до сих пор вызывает у меня легкую истерику.
Автобус
Если вам захочется экзотики или финансы будут подходить к концу, вы всегда можете воспользоваться автобусом. Расписания, как такового, не существует, однако ходят они несколько раз в час, начиная с 6-7 утра и заканчивая около 20.00. Редко, но можно все же встретить в пик сезона автобус и в 22.00, но рассчитывать на него не стоит. Автобусы курсируют между деревнями и городами несколькими маршрутами. О расположении остановки вам с радостью расскажут местные жители, или же вы можете остановить маршрутку прямо на дороге. Но помните, что кондиционер в автобусе - это недостижимая мечта, и удовольствие это, лично для меня, сомнительное.
Стоимость проезда от 10 до 100 рупий в зависимости от дальности поездки или от 15 центов до 1,5 долларов.
Такси
Такси – это, пожалуй, второе самое популярное средство передвижения после скутера. В каждой деревне есть места стоянки такси, которые с удовольствием отвезут вас в любую точку Гоа.
Такая услуга, например, из аэропорта Даболим до Вагатора будет стоить около 1000 рупий или 15 долларов при расстоянии около 50 километров. Имейте ввиду, что на территории аэропорта действуют государственные тарифы, в деревнях же таксисты с радостью завысят стоимость проезда в 2-3, а то и больше раз. Что же делать? Торгуйтесь и еще раз торгуйтесь!
Туктук
Распространенным средством передвижения, а также такси, является туктук. Это трехколесный мотоцикл с закрытым верхом на два-три человека. Он обойдется вам значительно дешевле автомобильного такси, но и ехать в таком вы будете медленнее и без кондиционера.
Опять же, как и на двухколесном транспорте, не ждите мягкой дороги. Однажды я везла в нем довольно дорогие музыкальные колонки, так вот мне приходилось обниматься с ними, как с самым дорогим человеком, чтобы они выжили. Увенчалось это дело успехом, но руки у меня еще долго болели.
Мототакси
На стоянках такси вы сможете увидеть и местных жителей, которые с большой радостью и за очень умеренную плату довезут вас на своем скутере или мотоцикле до места назначения. Ездят они обычно не очень далеко, но зато этот вариант очень экономен, и вы сможете сполна насладиться прекрасными видами.
Напоследок
На чем передвигатья по Гоа - это вопрос пристрастий, конечно. Лично мне нравится мой скутер, ведь ничто не сравнится с ощущением свободы, комфорта и относительной безопастности, которое я испытываю, когда еду по извилистым дорожкам Индии. Обязательно нужно попробовать проехать на рассвете по побережью или джунглям, вдохнуть свежий, прохладный воздух, услышать мяуканье павлинов и трели остальных пернатых. В общем, почувствовать дух Гоа, когда есть только вы, рассвет и верный коняжка.
Желаю всем путешественникам приятного отдыха и наслаждения от вождения любого транспорта, какой бы вы ни выбрали!