Пишет блогер Иван Дементиевский:
Визитная карточка Мирного — карьер «Мир», еще его ласково называют Большая Дыра. Цифры не так впечатляют, как само зрелище, но тем не менее диаметр этой дыры около 1200 метров, а глубина — чуть больше 500 метров. На дне этой дыры до сих пор плещется кислотное озеро, и говорят, что даже в самые жуткие морозы, оно не замерзает! Трудно представить себе, что там за кислота.
Возле карьера есть специальная смотровая площадка, с нее открывается уникальный, завораживающий пейзаж на дыру (звучит то как!). Приглядевшись, я заметил что стены воронки постепенно оплывают, во многих местах, где когда-то была дорога, теперь просто склон — природа старается затянуть огромную рану на теле земли, но понадобиться не одно столетие, чтобы эта яма хоть немного уменьшилась в размерах.
Пролетая над Мирным, я видел из иллюминатора всего лишь часть огромной воронки. Я даже не могу представить, как же она выглядит круто, если посмотреть на нее чуть сбоку!
В город Мирный можно попасть только на самолете, нет, при желании можно попробовать преодолеть якутскую тайгу и лесотундру, но это практически нереально, уйдет не один год жизни, прежде чем такая экспедиция закончится.
Честно говоря, меня вообще не трогают алмазы, абсолютно спокоен, но вот спуститься в шахту метров на 500-700 и посмотреть, как же это все в жизни бывает, — вот это дорого стоит!
И вообще не до конца понятно, как нас туда вообще пустили, экскурсий по таким местам не бывает, слишком много рисков и опасностей, но если кому то придет в голову такое шоу устроить, я уверен, отбоя в желающих не будет. Рассказывали нам, что пару раз иностранцев спускали в шахту, те, завидев кимберлитовую трубку, теряли всяческое самообладание и бросались в грязь, искать алмазы )))
Как обычно бывает на подобных производствах, все начинается с техники безопасности. И это не пустые слова. Через день, после того как мы спускались в шахту, мне уже в городе Якутске местные рассказали, что в соседней шахте погиб шахтер.
Нам показывают схему рудника. И небольшое уточнение, мы спускались в шахты рудника Интернациональный. Все остальные сейчас разрабатываются по такому же принципу, если открытая разработка уже свернута.
После инструктажа — переодеваться. Нам выдают специальное термобелье и чистенькую хэбэшку, на ноги — толстые носки и резиновые сапоги, головной убор классический — каска.
Группа журналистов готова к погружению. Каждому был выдан фонарь и специальный тубус, в котором прибор для дыхания. Это на случай, если в шахте случится завал и придется там «загорать».
Пока идем по коридору, читаем надписи. Возможно, кому-то они помогут сконцентрироваться на работе и вернуться домой. Работа в шахте опасна в первую очередь из-за газа, и, если прозевать его появление, будет большая беда. С нами несколько сопровождающих.
В шахту можно попасть через улицу или по специальным коридорам, это из-за низких температур зимой. Зимой коридор и даже сама шахта, где работают люди, подогревается.
В шахту можно попасть только на лифте. Недавно лифт чинили, можно сказать, его сейчас только закончили обкатывать, шутят ребята. Все вокруг необычно настолько, что в общем-то нестрашно. Но если кто страдает клаустрофобией, в шахту лучше не соваться.
Кстати, лифт двухэтажный, и у меня почему-то он ассоциируется с красными двухэтажными автобусами Лондона. Вот я стоял на него смотрел, и эта ассоциация — совершенно не к месту...
Лифт рассчитан на смену, а нас явно меньше и мы вольготно устраиваемся вдоль стен. Закрываются двери, лифт дергается и начинает погружаться вниз... Жуть!
Так выглядит внутренняя стенка шахты, по которой мы спускаемся вниз.
Вдруг стена пропадает, и мы видим освещенное пространство — это очередной «этаж», но нам еще дальше... Жуть!
А вот и наша отметка. Насколько я понял, мы ниже 500 метров, но не на самом дне. Там, судя по всему, идут только подготовительные работы перед тем, как машины доберутся до кимберлитовой трубки. Вообще, информации вываливается невероятно много, это происходит в очень сжатые сроки (нам на все-про все дали около часа, и мы как спринтеры носились), да еще невероятные впечатления от увиденного... Очень сложно не потерять голову. Кстати, давление внизу поменялось, я лично это почувствовал и, вообще, под конец нашего путешествия мне было не совсем хорошо.
Останавливаемся. Нас не выпускают, пока все процедуры не будут соблюдены. Впереди висит табличка, на ней указана глубина — 550 метров, мы отмахали полкилометра в низ! Это мое самое глубокое погружение в жизни!
Первые впечатления: тепло, светло и сухо. Первые впечатления очень разнятся с придуманной картинкой, но посмотрим, что будет дальше (надежда увидеть хотя бы отблеск от алмазов почему то и меня не покидает). Может быть виной тому давление в шахте или газы? ))
По дороге встречаем новую смену. Мы смотрим на них с некоторым любопытством и удивлением (встреча неожиданная), а они на нас как на зеленых человечков — нечасто сюда спускаются журналисты!
За этой дверью начинается ШАХТА. Ну то есть мы итак в шахте, а там, путь к кимберлитовой трубке... Кстати, на нашем пути мы встречаем не одну такую дверь, и они просто так не открываются, иногда надо позвонить диспетчеру, что бы нас пропустили. Надо ли говорить, что тут нет сотовой связи и работают только проводные телефоны. В общем, связь по старинке.
Мы начинаем путешествие. Приходит мысль, что лучшего места для съемок всяких фантастических фильмов и ужастиков не найти...
Проходим огромное помещение, тут что-то вроде ремонтного цеха. Вот эти штуки на полу, это буровые насадки, ими «кушают» тело кимберлитовой трубки.
А вот этим самосвалом отгребают алмазоносную руду... Объемы то какие!
Вот это шины... Ничего подобного в жизни не видел! Кстати, вся техника, используемая в шахте, создана для работы в таких условиях, обычную машину тут нельзя использовать, нет специально защиты. Вероятность, что появится газ, всегда есть, и малейшая искра может привести к взрыву...
После ремонтного цеха нашему взору открывается обыкновенная русская дорога )))) Идти до трубки пешком далеко и не очень удобно, тем более по такой жиже, хоть и в резиновых сапогах.
И нас приглашают в специальное такси. Очень жесткое такси, без всяких кожаных кресел и мягкой подвески.
И вот мы добираемся до буровой установки, за ней находится трубка с алмазами.
Протискиваюсь в узкую щель, и передо мной возникает слегка влажная стена — цель нашего путешествия. Я потрогал стену, холодная и липкая от грязи (глины), и никакого ощущения, что тут есть бриллианты, ну вот никакого!
Местами освещение очень даже приличное.
Труба наверху — это вентиляция. Но, несмотря на это, запах в шахте есть, или, скажем так, воздух какой-то «не очень свежий». Я личность впечатлительная, начал об этом думать, и стало немного нехорошо.
После такси небольшая прогулка до дверей шахты. На полу лежат новые рельсы. Их завозят вниз все тем же лифтом, и потом вручную строят железную дорогу. В шахте вообще много чего приходится делать вручную. Это мы не видели еще как готовят шахту, перед тем как туда смогут проехать машины. Надо же стены укрепить, потолок, провести вентиляцию, электричество. И не забывать о безопасности.
И в качестве постскриптума... В 1980 году здесь был найден самый большой (в СССР) алмаз весом в 342,5 карата (68 граммов), а если говорить о статистике за все время существования шахты, то она дала алмазов на 17 миллиардов долларов.
Фотографии и текст — Источник
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy