«Ты такая красивая!» — такое парни говорят своим девушкам. Те смущенно улыбаются. Или звонко смеются, как я, к примеру. Так вот, хочу сказать, что железная дорога Швейцарии красивая! Наверное, вы решите, что это не совсем подходящий эпитет к описанию поездов и рельсов. Ах, если бы вы понаблюдали за прекрасными панорамами гор, лугов и водопадов открывающимися из окошка поезда, вы бы согласились, что такая поездка — это не просто передвижение из точки А в точку Б. Это порция настоящего эстетического удовольствия.
Железная дорога Швейцарии — общие сведения
Основную массу перевозок совершает государственная компания SBB-CFF-FFS. Швейцария, по сравнению со своими европейскими соседками, довольно-таки миниатюрная страна. Но пассажиров перевозят около 4000 вагонов, а длина железнодорожных путей составляет 13000 километров. Как я уже сказала, SBB является монополистом, однако есть еще несколько других, как частных так и международных компаний, совершающих перевозки. И вот это разнообразие поездов и компаний иной раз может запутать туриста на вокзале. Не сразу понимаешь, в какой поезд нужно сесть.
Швейцарская железная дорога известна своими панорамными маршрутами. Могу долго воспевать им оды, но это будет чуть позднее. Для начала расскажу об основных видах поездов в Швейцарии.
Швейцарские поезда
Как я уже говорила выше, в Швейцарии много различных категорий поездов. Все без исключения очень комфортные. Предостерегать от поездки на каком-то из видов поездов нет причины. Но для начала расскажу основную информацию о составах, она поможет составить первое мнение о них.
Как театр начинается с вешалки, так и швейцарский поезд начинается с входа в вагон. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку, расположенную на двери. При выходе действовать аналогично.
Поезда в Швейцарии бывают одноэтажными и двухэтажными. Чаще всего подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (без громких разговоров пассажиров), даже значки специальные есть на дверях, однако это правило не строгое. Кстати! В двухэтажном поезде переход между вагонами совершается на втором этаже. Тележку с едой провозят там же. Однако на первом этаже загораются специальные датчики и пассажиры могут подняться наверх, чтобы купить себе закусок и напитков.
Вагоны разделены на первый и второй классы. В первом билеты значительно дороже. Однако, по моему мнению, нет смысла переплачивать за класс. Главным отличием второго класса является то, что в ряде может быть на одно сидение больше. Расположение кресел будет «2 + 2» через проход. Между некоторыми сидениями могут находиться столики.
В первом же классе расстановка пассажирских мест осуществляется по схеме «2 + 1». Ну и они чуть более удобные. Один турист как-то шутил, что все различие классов заключается в цветной нашивке на сидениях в первом классе.
В некоторых поездах есть вагоны-рестораны. Узнать об их наличии всегда можно в расписании. Посещение такого ресторана — весьма заманчивая идея, скажу я вам. Пить винишко и мечтательно всматриваться в мелькающие за окном пейзажи просто великолепно!
Если не хотите топать в вагон-ресторан, то вам на выручку придет сотрудник поезда, развозящий на тележке напитки и вкусняшки.
Ой, не могу не удержаться, чтобы не поведать вам и историю о том, почему я так люблю европейские поезда и до сих пор боюсь бродить в поиске вагона-ресторана, буфета или работающей розетки по отечественным. Дело было лет 15 назад. Место действия — междугородный состав, видавший еще лучшие годы Хрущева. Мне, по своим важным детским делам, зачем-то понадобилось в соседний вагон. Отпросившись у мамы, я с гордо поднятой головой отправилась в такое дальнее путешествие. В тамбур вышла без приключений. Далее, с горем пополам, открыла двери для перехода в другой вагон. Сделала шаг, зажмурив глаза и стараясь не смотреть на щель между вагонами, через которую было видно рельсы. И тут двери за мной предательски захлопываются, а следующие не открываются. И я оказываюсь заблокированной в этой «гармошке». Дерганье за ручки то одних, то других дверей нечего не дало. Я уже представляла, как один вагон отсоединится от другого и… В этот момент какой-то мужчина открывает двери в тамбур моего вагона. Спасена!
Годы прошли, а страх какой-то остался. Еще боялась при выходе из поезда свалиться в промежуток между ним и платформой. А вот европейские составы таких опасностей в себе не таят. Переход между вагонами, который именуют сладким словом «суфле», совершенно безопасен и не вызывает каких-либо негативных эмоций. И удобные ступеньки для выхода из поезда есть. Все для людей!
Такой стратегически важный объект, как туалет, находится в каждом вагоне. На полу, на кране или на стене расположены специальные кнопки, нажатием на которые можно включить смыв, воду и мыло. И работает он даже на станциях. Ох, вспоминаются сразу моменты из моих железнодорожных путешествий на родине, где туалеты и по часу могли быть закрыты до и после остановок. А для любителей чая и кофе это почти трагедия.
Розетки возле сидений есть. Wi-Fi тоже, но не во всех поездах. Нужно уточнять в расписании этот момент.Если вы такие же любители велосипедов как я, то в некоторых поездах для них есть специальные вагоны. Но опять же, нужно смотреть расписание. Там такие поезда отмечены специальным значком.
Швейцарские вагоны приспособлены и для людей с ограниченными потребностями — платформы расположены на одном уровне с вагоном, есть выдвижные подножки, более просторные туалеты.Подводя итог, хочу сказать, что швейцарские поезда одни из самых комфортных в мире.
Категории поездов
Теперь перейду к основным категориям составов. Дабы не повторять по десять раз, как выглядит каждая категория поезда (а они бывают очень похожи), буду прилагать фотографии. Однако, хочу заметить, что «внутренний мир» вагона может отличаться от маршрута к маршруту, а также зависеть от даты выпуска поезда и компании-изготовителя.
- S-Bahn / RER — это поезда на пригородных маршрутах. Электрички, проще говоря. Образуют довольно плотную железнодорожную сетку вокруг больших городов. Едут медленно и со всеми остановками. Думаю разглагольствовать об очевидных вещах типа чистоты, просторности и комфортности такой категории поездов не нужно. Это и так очевидно. Посмотрите фото.
- «R» (Regio/ Regionalzug) — составы, которые соединяют маленькие города и останавливаются на всех станциях. Именно к этой категории относятся горные поезда. Едут неспешно, но несколько быстрее, чем электрички.
- RegioExpress — а вот это уже вариант для тех, кто любит более быстрые перемещения. Останавливается такой поезд только на крупных станциях. К примеру, из Аарау до Цюриха он доезжает за 30 минут.
- IR (InterRegio) — обслуживают крупные регионы страны, внутри которых и совершают перевозки пассажиров. Это быстрые междугородные поезда. К примеру, на таком поезде можно доехать из Ольтена до Бадена всего за 35 минут.
- IC - Inter City — это самые быстрые поезда, которые ездят со скоростью 200 километров в час и выше. Соединяют такие составы крупнейшие города Швейцарии, к примеру, Цюрих и Женеву (время в пути — 2 часа 45 минут). Можно за несколько часов пересечь всю страну.
- EC - Euro-City — скоростные международные поезда. Они соединяют Швейцарию с Германией, Францией, Австрией и другими странами. Скорость аналогична поездам категории IC. Подавляющее число поездов мало чем отличаются от остальных швейцарских составов — конструкция вагонов аналогичная, комфорт тоже на достойном уровне. Большинство рейсов длятся не более семи часов. Однако есть и ночные поезда. Можно ехать сидя или купить билет в купе. Они рассчитаны на двоих, троих, четверых или шестерых пассажиров. Купе бывают мужские, женские и смешанные. Расписание составлено так, что поезда прибывают в конечную точку маршрута примерно в восемь часов утра.
В России железная дорога используются исключительно как средство передвижения. А вот Швейцария — совсем другое дело. Иногда поездка в поезде превращается в настоящее приключение! Главное — не умереть от восторга! :) Шучу, конечно. Хочу рассказать вам о нескольких самых популярных панорамных маршрутах.
Панорамные маршруты
Что это вообще такое? Вы будете ехать в комфортном поезде с огромными окнами. А за стеклом будут мелькать горы, долины, мосты, перевалы… К каждому месту в вагоне прилагаются наушники и брошюра, так что вы не просто насладитесь видами, а еще и узнаете много чего интересного. И, естественно, не обойдется без еды и напитков.
Эх, держите меня трое, хочу запрыгнуть в поезд, а не это вот все…
Ну да ладно, мысли материализуются. Поехали!
Ледниковый экспресс
Он же Glacier Express. Проехать почти 300 мостов и без малого 100 тоннелей за 8 часов пути? Да легко! Этот маршрут соединяет экспресс Санкт-Мориц и Церматт. Можно, конечно, выйти и где-то раньше, но лучше не надо. Серьезно. Пропустите много всего красивого. Во время поездки можно увидеть Большой Швейцарский каньон, перевал Оберальп, гору Маттерхорн, заповедники кантона Граубюнден, альпийские луга.
Кстати:
- Цены, расписание и все-все-все смотрите вот здесь.
- Место нужно бронировать в обязательном порядке.
- Возьмите солнечные очки. А то в горах так слепит солнце, что через час будете плакать от «счастья».
- Можно заказать ланч. Это же так приятно, есть вкусную еду и созерцать луга и горы, а не постные лица телеведущих на экране.
- Экспресс ездит круглый год, но возможны плановые работы, на время которых движение поезда приостанавливается.
Золотой перевал
Известен как Golden Pass. Такая себе маленькая жизнь. Почему так? Да потому, что за время путешествия можно много всего увидеть, столько разнообразных картинок промелькнут перед глазами. Едет поезд из Люцерна через перевал Брюниг, минует Интерлакен и Цвайзимен и завершает свой путь в Монтре (Женева). Дорога займет пять с половиной часов. В Росиньер предполагается остановка, во время которой вы сможете осмотреть великолепный замок Grand Chalet. Горы, озера, водопады, деревянные домики — путешествие мечты, одним словом.
Советы:
- Всю информацию касающуюся маршрута, бронирования, цен лучше узнавать непосредственно на официальном сайте.
- Обратите внимание, что курсирует поезд круглый год.
- Хотите попасть на поезд «Восточный экспресс»? Это мечта всех поклонников леди Агаты Кристи. Так вот, между Монтре и Цвайзиммен ездит состав Golden Pass Classic, вагоны которого стилизованы под всемирно известный поезд из книги.
Бернина экспресс
Такое себе путешествие из зимы в лето. Можно проехать Из Швейцарии в Италию и обратно. Маршрут соединяет города Кур и Тирано. Эта поездка не для слабонервных, ведь некоторые подъемы поезд будет совершать под уклоном в 70 градусов! Это почти как прямой угол! Страшно? Но за все время существования экспресса не случилось ни одной аварии, пассажиры приезжают в конечную точку живы, здоровы и без нервных потрясений, что самое главное. :) Во время такого путешествия вы проедете почти через 200 мостов и пересечете более, чем 50 туннелей. Поезд преодолевает расстояние в одну сторону за 2 часа 30 минут. В летний период из Тирано до Лугано можно добраться на автобусе.
Лайфхаки:
- Всю стратегически важную информацию о поездке можно узнать здесь. Там же предоставлена возможность забронировать места для путешествия, а сделать это нужно в обязательном порядке.
- На борту поезда можно отметить праздник. Вот, допустим, у вас годовщина отношений. Едете вдвоем, любуетесь пейзажами, а тут проводник приносит вам игристое вино и разные вкусности. Романтично ведь.
Воралпен экспресс
Из Люцерна поезд отправляется в Романсхорн, проезжая по пути Люцернское озеро, горы Пилатус, болота Заттель, Цюрихское озеро, Рапперсвильский замок. И это далеко не все что вы сможете увидеть в дороге! Время следования примерно три часа, а курсируют составы каждый час.
Важно:
- Уже по традиции добавляю вам официальный сайт, с которого можно почерпнуть много полезного. А то в Интернете либо устаревшая информация касающаяся цен, либо сайты, где билеты продают намного дороже.
- Панорамные окна установлены только в вагоне первого класса.
Шоколадный поезд
Этот маршрут создан специально для сладкоежек. Тут есть два варианта: ехать в пульмановском вагоне первого класса или же выбрать для поездки современный панорамный вагон. Лично меня больше привлекает первый вариант. Я ценитель всего антикварного. Едет поезд из Монтрё в Брок, а потом до Грюйера и обратно. Поездка в Swiss Chocolate Train — далеко не пассивное времяпрепровождение. Вы посетите замок и сыроварню Грюйер, фабрику Nestle и отведаете там вкуснейшего шоколада. Длительность такого путешествия составит девять часов.
Обратите внимание:
- На этом сайте можете узнать всю актуальную информацию, касающеюся этого поезда.
- Помимо имеющегося билета, еще нужно обязательно зарезервировать место.
- Ездит Шоколадный экспресс с мая и до середины октября.
Это далеко не все панорамные маршруты Швейцарии! Если их перечислять, то уйдет вечность. Линия Лаво, Железная дорога Юнгфрау, экспресс «Вильгельм Телль», Пальмовый экспресс… Мечты-мечты!
Я вам рассказала основную информацию о панорамных маршрутах. На стоимости билетов не стала останавливаться, так как самую актуальную информацию вы сможете найти на страничках сайтов, ссылки на которые я вам дала.
А о видах билетов и их категориях я расскажу далее. Это очень серьезный и далеко не романтичный вопрос, который требует детального рассмотрения.
Swiss Travel System — система проездных
Знаете ли, стандартная стоимость билета на поезд в Швейцарии достаточно высокая. Проехал в один город, прокатился во второй, сгонял покушать шоколада в третий и все — бюджет закончился! «Сегодня я питаюсь подаяниями» — как говорил староста моей группы в университете. :) Так вот, чтобы питаться в путешествии полноценно и исколесить всю страну вдоль и поперек, нужно воспользоваться преимуществами Швейцарской системы путешествий.
Что же за «зверь» такой эта Swiss Travel System? Так называется специальная льготная система проезда для туристов. Не просто система, системище я бы сказала! Это целых 29 тысяч километров путей (и не только железнодорожных). Туристы могут воспользоваться преимуществами STS при поездках на автобусах и водных видах транспорта.
Основные плюсы Swiss Travel System:
- Проездные «все в одном». Как я уже говорила, один проездной подходит для путешествия на поезде, автобусе и корабле.
- Можно бесплатно пользоваться общественным транспортом в 75 городах.
- И бесплатно посетить сотни музеев.
- А также получить скидку в 50% на многих горных маршрутах.
- Бонусы. Кто не любит бонусы? Можно получить неплохие скидки на экскурсии, проживание в отелях, туры по городам.
С преимуществами все понятно. Теперь перехожу к основным видам проездных STS.
Их есть несколько видов. И я рекомендую купить себе один из них, так вы сможете существенно сэкономить.
Swiss Travel Pass
Приобретаете себе этот проездной и радуетесь жизни! Ведь имея его в кармане, можно ездить бесплатно на поезде, автобусе, ну и наслаждаться бодрящими водными прогулками.
Особенности Swiss Travel Pass:
- На большинстве панорамных маршрутов можно ездить бесплатно. Однако на некоторых из нужно резервировать места. Как я уже говорила, общественный транспорт 75 городов станет для вас бесплатным. Как и вход в 480 музеев. Вы сэкономите половину стоимости билета при поездке по горным железным дорогам.
- Лица до 26 лет могут купить Swiss Travel Pass Youth со скидкой в 15 % от обычной стоимости такого билета.
- Стоимость от 201 EUR на человека во второй класс.
- Нет гибкости. Проездной покупается на определенный период. Дни путешествия выбрать невозможно.
- Билеты действуют в течение 3, 4, 8, 15 дней. Именно от количества дней и зависит стоимость билета.
Swiss Travel Pass Flex
Он также включает бесплатное перемещение по всей стране на трех видах транспорта, посещение музеев и так далее. Но в нем есть несколько особенностей:
- Путешествовать бесплатно на общественном транспорте можно в 90 городах.
- Есть возможность бесплатно путешествовать на панорамных маршрутах. Но на некоторых из них требуется резервация мест (естественно, платная).
- 500 музеев бесплатно откроет для вас свои двери и хранилища.
- Молодежь до 26 лет имеет право на скидку в 15% при покупке такого вида проездного.
Swiss Transfer Ticket
Такой вид билетов подходит для тех, кто хочет прочувствовать все прелести лыжного отдыха или отдыха на курорте. По этому проездному можно от приграничной железнодорожной станции или аэропорта добраться до нужного курорта и обратно.
Есть несколько особенностей этого проездного:
- Маршрут до курорта должен быть максимально прямым. Помнится, когда меня в школе во время урока отправляли за мелом, я с умным видом обходила все коридорчики и этажи нашей школы, так мне не хотелось возвращаться в аудиторию на нудные уроки. Розовые стены мне казались куда интереснее. Так вот, объехать всю страну и все осмотреть, используя Swiss Transfer Ticket, не получится. Этот билет предусмотрен только для перемещения с точки А в точку Б, а не для созерцания красот Швейцарии.
- Билет невозможно купить на территории Швейцарии. Его нужно приобретать в специальных агентствах, прошедших аттестацию STS.
- Стоимость билета в первый класс составляет 218 EUR, а во второй — 136 EUR.
Swiss Half Fare Card
Если вы приехали в Швейцарию не на несколько дней, то вам нужен именно этот тип проездного. С ним вы получите 50% скидки на все виды транспорта в течение месяца. Особенности:
- Скидка 50% на поездки в общественном транспорте 75 городов.
- Стоимость билета составляет всего 112 EURв вагон первого класса.
Swiss Family Card
Если вы едете в Швейцарию с семьей, то нужно обязательно не забыть оформить эту карту. Она предоставляется бесплатно ко всем четырем категориям проездных, что я перечислила выше.
Особенности билета:
- Дети до 16 лет при путешествии в компании хотя бы одного из родителей владельцев Swiss Family Card едут бесплатно.
- Если дети передвигаются на общественном транспорте самостоятельно, то им предоставляется скидка в размере 50%.
- Эта карта абсолютно бесплатна. Ее можно получить вместе с другими категориями билетов.
Важная информация касающаяся проездных STS
- Билеты не могут купить жители Швейцарии и Княжества Лихтенштейн.
- Все билеты (кроме Swiss Transfer Ticket) можно приобрести на железнодорожных вокзалах страны.
- Узнать всю самую актуальную информацию касательно билетов и приобрести их можно здесь.
Билеты
Разобравшись с миром проездных Swiss Pass, предлагаю перейти к билетам, которые доступны как местным жителям, так и туристам. И с которыми вы обязательно столкнетесь. Для начала расскажу, как же выглядит билет и расшифрую все обозначения на нем. На момент моего путешествия билеты были в виде розово-голубых карточек.
Особенности билета:
- Наверху билета указан срок его действия. Билет можно испльзовать лишь в течение одного определенного дня.
- Далее большими буквами указан маршрут, станции отправления и прибытия.
- Также на билете может указываться, через какой город следует ваш поезд. И ехать нужно именно через этот город. К примеру: едете вы из Цюриха в Интерлакен, и в билете указано, что поезд следует через Люцерн. Но вы посмотрели расписание и увидели, что есть поезд до Интерлакена через Берн, который преодолеет это расстояние быстрее. Можно подумать, что нет разницы в том, через какие города проходитпоезд. Главное, чтобы точки отправления и прибытия совпадали. А вот и нет. В билете указан Люцерн, значит нужно добираться именно через Люцерн. Если поедете через Берн, то будете считаться безбилетником и получите увесистый такой штраф.
- Стрелочки на билете указывают, в одну или две стороны он действует.
- Большая цифра 1 или 2 указывает на класс вагона.
- В правом нижнем углу обозначена стоимость билета.
Цены на билеты зависят от количества километров, которые вы проедете на поезде. Для того, чтобы сэкономить, можно купить билеты по специальным тарифам.
Click&Rail
Этот вид билетов можно приобрести значительно дешевле, но они начинают продаваться за два дня до поездки, и количество их ограничено.
Click&Rail имеет такие особенности:
- Купить билет можно только онлайн, через сайт SBB.
- Продажа завершается за два часа до отправления поезда. Или же намного ранее, если билеты быстро раскупят.
- Обменять билет или внести в него изменения невозможно.
- Билет именной. Его нельзя отдавать другому пассажиру.
Билет доступен далеко не на всех маршрутах. Поезда, на которых действует Click&Rail, указаны в билете.
Sparbillette
Эти билеты со скидками начинают продаваться за две недели до отправления поезда. И они тоже действуют только на некоторые маршруты и поезда. Поискать Sparbillette можно вот здесь.
Я рассказала Вам основную информацию касательно билетов. Мною описаны не все их виды, так как если заняться этим, то можно целую книгу сочинить. А еще эта книга будет нуждаться в постоянном обновлении, ведь информация имеет свойство устаревать. Так что, заходите на официальный сайт железной дороги Швейцарии и там узнавайте самую актуальную информацию.
Особенности путешествия
Билеты билетами, но есть еще вагон и маленькая тележка информация, которую вам нужно усвоить перед путешествием. В этом разделе я расскажу вам о расписании, опозданиях, штрафах, камерах хранения и провозе багажа.
Расписание
Расписание построено так, что в любом направлении можно уехать раз в 30–60 минут. Лучше всего планировать свое путешествие, используя сайт SBB. Там и расписание актуальное,и цены указаны на билеты.
Если нет доступа в сеть, то, к примеру, на вокзале Цюриха установлено несколько компьютеров, с помощью которых можно узнать необходимую информацию и распечатать ее. Также возле билетных касс есть брошюрки с расписанием. На вокзальном табло указывается график движения поездов примерно на 30 минут вперед.
Опоздания
Опоздания поездов — достаточно редкое для Швейцарии явление. Но возможное. Серьезные задержки возможны только из-за аварий или чрезвычайных происшествий. Ближе к 6 часам вечера могут быть небольшие погрешности в прибытии поездов (буквально на 5 минут). Если направление туристическое (к примеру, в горах), то следующий региональный поезд тоже могут задержать, чтобы туристы успели на него сесть.
Я, кстати, одобряю такую практику. Один раз мой поезд опаздывал на 10 минут, а время на стыковку было ничтожно мало. Надо было видеть мое довольное лицо, когда я увидела что следующий поезд дожидается своих пассажиров. «Ой, да эти поезда постоянно опаздывают, можно выйти на десять минут позднее», — если в странах СНГ пассажиры часто говорят что-то такое, то в Швейцарии даже думать забудьте о том, чтобы где-то задержаться по пути на вокзал. А то останетесь белым платочком вслед поезду махать.
Штрафы
Это кошмар, товарищи! Швейцарская железная дорога немилосердна ко всем безбилетникам. Даже слишком, и сейчас расскажу почему. «А раньше было лучше!» — эта фраза мне никогда не нравилась. Я думала, что говорить такое — удел нытиков. Да и сейчас так считаю, за исключением момента с покупкой билета на поезд. Еще несколько лет назад билеты можно было купить в поезде, а сейчас такой возможности уже нет. Все билеты должны быть куплены до того, как за пассажиром захлопнется дверь. А теперь представьте ситуацию: кассы закрыты (или их нет), автомат для покупки билетов не работает, а желаемый поезд вот-вот уйдет. А вам нужно уехать! вы запрыгиваете в поезд, и тут подходит контролер. Вы пытаетесь объяснить ситуацию, но он непокобелим непоколебим, ведь в правилах нет исключений для причин, из-за которых билет не был приобретен.
А вы слышали страшилку о британском туристе, севшем в швейцарский поезд, и не вернувшемся домой? Шучу, домой он вернулся, но в очень плохом настроении. А дело было так. Пассажир купил билет через мобильное приложение SBB за несколько минут до отправления поезда. Подтверждение об оплате пришло на мобильное приложение через несколько минут после отправления поезда. И упертый контролер отказался принять такой билет, а также выписал штраф, так как билет, по его мнению, был куплен после того, как пассажир зашел в вагон.
Для пущей убедительности приведу вам таблицу с суммами штрафов:
И, естественно, нужно оплатить еще и стоимость билета.
В общем, мой вам совет — не заходите в поезд без билетов. Однако, будет несправедливо сказать, что к туристам всегда применяют такие суровые меры. Нередки случаи, когда контролеры более снисходительны к иностранным путешественникам. Ну, оно и понятно: трудно вникнуть во все эти железнодорожные хитросплетения. Но лучше ехать с билетом в кармане в нужном поезде, чем рассчитывать на помилование от контролера.
Компостирование билетов
Во время моих поездок по вагону поезда проходили контролеры и делали это сами. Если на билете нет точного времени поездки, его все-таки лучше прокомпостировать в специальных автоматах.
Я смотрю на билет, и если вижу, что по нему можно проехать еще раз (к примеру, по тому же маршруту в течение дня), то для меня это всегда сигнал для компостирования. А то еще подумают проводники, что я собралась по одному билету пять раз кататься.
Камеры хранения
Они есть на всех вокзалах крупных городов. В деревеньках, конечно, с этим могут быть проблемы. Камеры различаются по размеру: чем он меньше, тем дешевле обойдется хранение багажа. Ячейки расположены в несколько рядов. Вам нужно:
- подойти;
- выбрать подходящий размер ящичка;
- кинуть монету, номинал которой высвечивается возле замка в приемнике;
- сложить свой багаж;
- закрыть дверцу и повернуть ключ.
Камера будет закрыта в течении 24 часов.
Провоз багажа
Если не ходите ходить перекошенным от тяжести чемоданов, их можно отправить на нужный вокзал или в аэропорт с помощи услуги Schnelles Reisegepaеck. Если отослать багаж до 9 часов утра, то уже после 6-ти вечера он будет доставлен на место назначения. Кстати, велосипеды при помощи этой услуги транспортировать нельзя. Стоимость перевозки составляет 21 EUR.
Если вы хотите перевезти велосипед в вагоне поезда, для этого нужно купить проездной Velo-Tageskarte, который стоит около 18 EUR. На коротких дистанциях такой билет стоит дешевле, и его нужно покупать вместе с билетом для пассажира. Также велосипед можно отправить как не сопровождаемый багаж.
Бронирование билетов
На большинстве маршрутов в обязательном бронировании нет необходимости. Однако при путешествии панорамными, международными, а также некоторыми внутренними рейсами нужно все-таки сделать резерв билета.
Покупка билетов
Со всеми нюансами касательно поездов, тарифов, особенностей путешествия разобрались. И вот мой рассказ подходит к своему завершению. И на прощание я расскажу вам о нескольких вариантах покупки билетов.
В кассе
Поскольку я «языками не владею», то вечно пишу записки кассирам с направлением, датой поездки, тарифом. В Швейцарии вполне можно обойтись и без этого. Кассиры разговаривают на нескольких языках, в том числе и на английском. И даже если знаниями вы не блещете, кассиры вас все равно поймут. Вот такие они умнички! Что-то смотрят в своих компьютерах, подбирают рейсы, дают расписание, рисуют схемки, чтобы туристы поняли, куда идти. В общем, без билета не останетесь. Вам подберут самый выгодный вариант путешествия и снабдят всей необходимой информацией.
В автомате
Лично я не люблю покупать билеты через различные автоматы. Детская травма, так сказать. Больше десяти лет назад мне открыли какую-то юниорскую карту в банке, и в тот же день ее проглотил банкомат. Я решила залить горе и купить в автомате горячего шоколада. Деньги это чудо робототехники у меня взяло, а вот с выдачей напитка как-то не сложилось. Вот с тех пор у меня предвзятое отношение ко всем подобным автоматам. Но при необходимости я вполне могу с ними поладить. Расскажу как можно купить билеты в автоматах компании SBB.
Первым делом нужно выбрать наиболее удобный язык. Welcome и едем дальше!
Появляется экран с самыми популярными станциями и видами билетов. Если желаемая станция есть в списке, нажмите на соответствующую кнопочку.
В случае, если ее нет, нужно нажать на Alternstive connections. Появится клавиатура, и на ней нужно начать вводить необходимое название. После появления названия необходимой станции высвечивается доступный маршрут. Как видите, в моем примере это Берн-Цюрих.
Справа появляются возможные варианты пересадки.
Когда вы выбрали удобный вариант пересадки, необходимо еще определиться, нужен ли вам билет в одну сторону или туда и обратно.
И решить с выбором класса вагона. Ну, тут думать нечего, берем второй. Экономим.
Теперь нужно выбрать скидку и количество мест. Варианты, размещенные слева и обозначенные 1/2, предполагают поездку за половину стоимости. Они подходят детям, собакам и владельцам различных скидочных карт. Справа находятся варианты без скидок для взрослых пассажиров.
И вашим последним шагом является проверка введенных вами данных и оплата билета.
Как видите, нечего сложного нет. Но это вы сейчас сидите дома, удобно разместились на кресле, чай, видать, пьете. А там на вокзале условия далеко не такие комфортные, и от неожиданности или даже перепугу можно забыть все, что я тут вам рассказывала. Чтобы такого не случилось, знания нужно закрепить на практике. Вот тренажер, который поможет вам попрактиковаться в покупке билета, чтобы на вокзале уже быть во всеоружии и приобрести его за 60 секунд!
Через сайт SBB
Ну не нравится мне их сайт. И, кстати, объективных причин на то нет. Наверное меня так пленили кассиры, что совершенно не хочется заморачиваться покупками через Интернет. Но в кассе недоступны некоторые варианты билетов, так что осваивать сайт швейцарской железной дороги все же придется.
На главной стрнице вводим информацию о маршруте и времени отправления. Далее нужно нажать Searh connection.
Теперь перед нами появляется список рейсов. Нет, не просто список рейсов! А вся информация о них, вплоть до того, с какой платформы отправляется поезд. Это реально удобно, респект железнодорожникам, не нужно проводить время в раздумьях о том, делать ли бутерброды с сыром в дорогу или можно будет сходить отобедать в вагон-ресторан. Чтобы получить дополнительные сведения, нужно кликнуть на знак плюса, который я обозначила стрелочкой. При нажатии значок превращается в минус, а перед покупателем появляется вся нужная информация. Определившись с рейсом, нужно нажать на Fare/Buy.
Далее появляется страница, на которой нужно выбрать предпочитаемый класс вагона и тип билета — в одну сторону или сразу в обе. Также необходимо указать имя и фамилию, дату рождения. На этом шаге можно добавить и других пассажиров. Обратите внимание на графу Reduction. Если у вас есть скидка на проезд или вы едете с ребенком, из выпадающего списка можно выбрать необходимый вариант скидки. Нажимаем на Next.
На этой страничке вам предлагают купить дополнительные билеты, например, для перемещения по городу. Если нужно — добавляйте в корзину. Идем дальше.
Здесь нужно зарегистрироваться, залогиниться или продолжить без регистрации. Выбираем самый последний вариант и жмем Next.
Теперь предлагают ввести номер скидочного ваучера. Вот бы он еще был… Если его нет, то просто пропускаем этот блок и нажимаем на Continue shopping.
Далее появится табличка, в которую вы внесете свой адрес — это необходимо для проведения платежа. И в завершение появляется окно оплаты билета.
Вы выбираете самый удобный вариант проведения платежной операции и перечисляете необходимую сумму. Билет придет на электронную почту, и его нужно распечатать. Кстати, совершить покупку можно и через мобильное приложение SBB. Но только что вы покажете контролеру в поезде, если ваш смартфон разрядится? Не забудьте учесть этот момент.
***
Наслаждайтесь! А что я могу вам еще сказать? Путешествие в Швейцарию станет одним из самых красочных моментов в вашей жизни! А железная дорога, как вы уже поняли, только способствует прекрасному отдыху.