«Не хочу! Не буду! Оно морально устарело!» — с такими криками я запустила синее платьице прямиком в смеющуюся надо мной подругу. Это мы так весело чемоданы паковали в наш болгарский отпуск. Далее еще последовало дефиле в купальниках и бои подушками. С чего бы начинать рассказ о железной дороге упоминаниями о моем гардеробе? Да потому, что болгарские поезда такие же морально устаревшие, как и мое шелковое платье. Я вышла из ситуации, дополнив наряд красивым ожерельем и босоножками на каблучках. Правда передвигалась я на них, как парализованный кузнечик. Но это совсем другая история… Болгарские железнодорожники тоже пошли аналогичным путем. Вместо того чтобы отправить старые составы куда подальше и полностью заменить подвижной состав новыми моделями, они просто отремонтировали сиденья в поездах и добавили новых спальных вагонов. Но переходим от платьев и лирики к практике. Сегодня я расскажу вам все о железных дорогах Болгарии.
Железные дороги Болгарии, какие они
Государственная компания «Български държавни железници» (БДЖ) предоставляет свои услуги по перевозке пассажиров по большей части территории Болгарии. Почему по большей части? Да потому, что многие городки и деревни не имеют станций. И иногда, чтобы добраться до желаемой точки, приходится делать несколько пересадок.
Поезда, как вы уже поняли, родом из СССР. Их время от времени ремонтируют, но до звания «европейских» они явно не дотягивают. Однако плюсом является цена на билеты. Путешествовать по Болгарии можно довольно-таки бюджетно.
Болгария имеет международное сообщение с Турцией, Грецией, Сербией и Румынией. Расписание вы можете глянуть вот здесь.
Прежде всего я хочу немного рассказать о категориях поездов, дабы вы имели представление, на чем и в каких условиях вам придется ехать в тот или иной городок.
Категории болгарских поездов
Местное население не заморачивается с детальным разделением поездов на категории, поэтому любой болгар скажет, что есть всего три вида составов:
- обычные местные;
- быстрые местные;
- экспрессы, следующие по популярным туристическим маршрутам.
Полагаю, вам этой информации будет маловато. Что же, буду хорошей девочкой и постараюсь рассказать обо всех на свете категориях болгарских поездов.
- КПВ / крайградски пътнически влак — это пригородная электричка. Обслуживают такие поезда самые густонаселенные районы страны и связывают крупные города с ближайшими селами. Аналоги: С-Bahn в Германии и RER во Франции.
- ПВ / пътнически влак — это, так сказать, универсальный поезд для путешествий по территории Болгарии. Ездит он на расстояния до 150 километров. Составы курсируют между двумя крупными региональными центрами и останавливаются на всех станциях. Это самый популярный вид поездов у болгар: студенты и школьники едут получать знания, трудяги — на работу, а бабушки с дедушками, традиционно, в поликлинику.
- Бърз влак — более быстрые и комфортные поезда. Преодолевают маршруты длиной от 200 километров. Останавливаются в крупных городах, минуя маленькие остановки. Эти поезда — лучший способ, чтобы быстро доехать из одного крупного города в другой.
- РБВ / бырз влак с задолжителна резервация — скоростные поезда, на которые, как вы уже поняли, нужно резервировать билеты. Всего их ездит по стране около десятка. На таком поезде можно добраться из Софии в Пловдив. Также эти составы имеют собственные названия: «Родопи», «Золотые пески», «Чайка» — романтично звучат, не правда ли?
- МБВ / международен бърз влак — это стандартный скоростной поезд, однако на нем можно уехать за рубеж, к примеру, из Софии в Салоники.
Виды вагонов
Нет в Болгарии бесчисленного количества различных типов вагонов, как в Италии, к примеру (если хотите прочитать о железной дороге этой страны, то жмите сюда). Тут все предельно просто — сидячие вагоны и спальные. Вот о них я и расскажу.
Сидячие вагоны
Большинство поездов в Болгарии дневные, а значит и подавляющие число вагонов сидячие. Выглядят они вот так.
Это дневные сидячие поезда с разделениями на купе.
Как видите, есть маленький коридорчик, пассажирские места от которого отделены стеклянными дверями. В купе располагается два ряда мягких кресел.
Во втором классе в одном купе находится восемь мест (два четырехместных диванчика друг напротив друга), а в первом — шесть (два дивана, состоящие из трех кресел каждый), есть место для багажа, крючки для одежды и куда вытянуть ноги. :)
Чисто теоретически, если в вашем купе больше никто не едет, можно принять горизонтальное положение и уснуть, ведь ручки между соседними сидениями поднимаются.
Еще есть дневные поезда с общими вагонами и без разделения на купе.
Кресла в них расположены по схеме «2 + 2». Выглядят такие составы вот так.
Спальные вагоны
Их можно встретить только на ночных рейсах. К счастью, вагоны старого образца с шестью полками и обшарпанными стенами уходят в прошлое. Ибо нечего хорошего в них нет. Три полки с каждой стороны и ни сесть нормально, ни встать нельзя. Есть, конечно, и вагоны с купе СВ-класса, где расположено всего две полки, но это тоже удовольствие сомнительное.
И ждет вас в старых поездах такой вот мрачноватый коридор. А если навстречу идут два человека, то попытка разминуться может стать очень интимным действием. :)
Олдскульные поезда постепенно заменяют на новые комфортабельные составы.
Вот о них я вам и расскажу, так как, если и будете ехать ночным поездом, то вероятнее всего именно в этих составах. Спальные вагоны разделяются на три класса:
- в бизнес-классе купе рассчитано на одного человека;
- в первом классе — на двоих пассажиров;
- а во втором, соответственно, на троих путешественников.
На входе в вагон нас встречает видеокамера. Сам коридорчик очень узкий и неуютный. Купе маленькое и чистенькое.
Есть масса различных датчиков и кнопок регулирования освещения, звука, запуска ядерного оружия.
Крючки, дабы развесить свои наряды. И лестница для тех, кому посчастливилось путешествовать на второй и третьей полке.
Есть умывальник, полотенце и розетки.
Туалет тоже европейского формата. Ну, более или менее европейского...
Есть даже душ.
Из минусов нужно упомянуть то, что розетки могут быть сломаны, воды в кранах не будет, а из двух туалетов, расположенных в вагоне, работать будет только один — печалька. :(
Стоит помнить, что такие купе делятся на мужские и женские. Если вы планируете ехать со своей половинкой в купе второго класса, будьте готовы к тому, что вас расселят по разным купе.
Собственно, мои знания касательно болгарских поездов закончились. Теперь расскажу о билетах, скидках на проезд и вариантах приобретения проездных.
Билеты и скидки на поезда
В сети очень мало информации, касающейся билетов. Да и проведенный отпуск в Болгарии не гарантирует, что вы станете знатоком в железнодорожных вопросах. Лучше всего обратиться к официальному сайту железной дороги. Согласно ему, есть две категории билетов: компьютерные и бланковые.
Компьютерные билеты
Эти электронные билеты покупаются через сайт БЖД (чуточку позднее я расскажу, как это можно сделать). Помимо классической информации о дате поездки, направлении, номере поезда, стоимости билета на проездном может быть еще масса других обозначений. К примеру:
- 1 / 2R-D — билет для детей от 7 до 10 лет.
- MG — билет для небольшой группы, едущей в одном направлении.
- 1 / 2л-B — билет для пожилых людей.
Вот честно, нет смысла писать и расшифровывать все эти обозначения, так как в путешествии они вам не понадобятся. Но, если хотите быть сведущими во всем, то держите ссылку, перейдя по которой, вы сможете узнать всю необходимую информацию.
Бланковые билеты
Такие билеты вы можете купить в кассе. В них указывается:
- название перевозчика;
- категория и номер поезда;
- номер вагона и его класс;
- станция посадки и высадки на маршруте пассажира;
- срок действия билета;
- номер билета;
- дата поездки.
Важно помнить, что билет действует только для того номера поезда, на который он выдан. Сесть в другой поезд в этом же направлении нельзя.
Купить электронные билеты можно только на маршруты, указанные на сайте. Пункт отправления и прибытия необходимо выбирать во вкладках, которые я обозначила стрелочками.
В кассе станции билеты можно приобрести на любое направление.
При покупке билетов онлайн документы вам понадобятся только для того, чтобы точно внести все данные про пассажиров. А это очень важно. На вокзале контролер проверит, совпадает ли информация в билетах с данными в удостоверении личности.
Обратите внимание: если вы будете покупать билеты на экспрессы и международные маршруты в кассе, то у вас обязательно должен быть при себе паспорт.
Скидки на проезд
Железная дорога Болгарии предоставляет несколько видов различных проездных и карт, благодаря которым можно сэкономить на проезде. Их названия вы можете увидеть на скриншоте.
Итак, вот у кого есть возможность проехать дешевле:
- пассажир, купивший билет сразу в обе стороны;
- владельцы молодежного и классического проездного;
- постоянные клиенты БЖД. Вы попадете в эту категорию, если часто пользуетесь услугами БЖД, несколько раз в неделю, к примеру, на протяжении достаточно долгого промежутка времени. В таком случае можно рассчитывать на скидки. Но я рассказываю больше о полезных вещах именно для туристов, которые приехали в страну на короткое время, так что вы можете со спокойной душой забыть про эту группу льготников.
- группы от трех до шести человек;
- студенты-граждане любой страны, до 26 лет, которые путешествуют организованной группой;
- дети в возрасте до 7 лет (в сопровождении взрослого) едут бесплатно.
Всю более детальную и, главное, актуальную информацию о возрасте пассажиров и размерах скидок вы можете узнать на сайте БЖД.
Проездной Inter Rail
Этот проездной дает возможность бесплатно путешествовать на поезде в течении определенного периода. Стоимость Inter Rail в Болгарии — от 50 EUR.
Более подробно рассмотреть все актуальные цены, периоды времени, в течение которых действует билет, вы можете вот здесь. А купить такой проездной можно просто перейдя по этой ссылке.
Покупка билетов
Есть три способа покупки билетов:
- в кассе;
- у кондуктора;
- на сайте БЖД.
Расскажу более детально о каждом из способов.
Покупка в кассе
Билеты легко можно купить в кассе вокзала: русский тут понимают. Скажете кассиру направление, дату и время отправления, тип и класс вагона.
Кстати, работают кассы, в основном, до 19:00, особенно в маленьких городах. На некоторых станциях касс нет.
На ночные поезда продажа билетов заканчивается за час до отправления поезда. Кроме того, пассажирам ночных рейсов, при моей бытности, нужно было перед отправлением подойти в кассы, и там кассир вручную на листочке записывала имена и фамилии путешественников, распределяла, кто в каком вагоне и купе едет.
Приобретение билета в поезде
Также билеты можно купить у кондуктора. В некоторых случаях билеты даже могут обойтись вам дешевле, чем в кассе. Только не рассчитывайте, что проедете зайцем. Кондукторы не раз проходят по электричке.
Покупка билетов онлайн
Встречайте легенду! Первая в Сети фото-инструкция покупки билетов на сайте железных дорог Болгарии. Ну я хочу верить, что она первая. А то в свое время пролистала до пятой странице в поиске Google и нечего не обнаружила. Перед вами своего рода эксклюзивный материал. Прямо с передовой. :)
Прежде всего на сайте нужно зарегистрироваться. Для этого заполняем следующую форму, указав:
- электронную почту;
- имя;
- фамилию;
- номер телефона.
Далее перед нами появится сообщение, в котором предлагают проверить электронную почту на наличие письма от БЖД.
И сразу обращаем внимание на текст, который появляется на сайте железнодорожной компании справа. Это онлайн-подсказки, которые помогут вам при покупке билета. Кстати, мало какой европейский сайт железной дороги может похвастать такой фишкой.
Зайдя на почту, вы увидите вот такое сообщение с паролем. Логином будет служить ваш емейл.
Теперь возвращаемся на сайт и проходим процедуру авторизации.
Нажимаем на «Вход». Далее нужно ввести станции отправления и прибытия и нужные даты. Потом жмем «Тырсы».
Теперь перед нами появилось два возможных рейса: утренний и вечерний. Я предпочитаю ездить по ночам, поэтому выбираю поезд, который отправляется в 22:40. При выборе определенного варианта этот блок окрасится в синий цвет.
Теперь указываем тип места. Я выбираю спальное в вагоне второго класса.
Прямоугольником я выделила форму, где можно выбрать вариант скидки (если она была заблаговременно оформлена). На этом этапе формируется окончательная стоимость билета.
Теперь самое интересное: выбор места. Мне понравилось 31-ое. Жму на него и резервирую таким образом для себя.
Ахтунг! Вот тут нужно быть предельно внимательным и перепроверить все данные. Если все окей, то выбираем способ оплаты.
Теперь совершаем процедуру оплаты.
Все, что осталось сделать, так это радостно или горестно вздохнуть над денежками, списанными с карты, распечатать билет и топать с ним на вокзал.
С покупкой разобрались, теперь поведаю о нескольких интересных моментах, касающихся железнодорожных перевозок в Болгарии.
Особенности железных дорог
Чего-то особенного, что отличало бы болгарские железные дороги от наших отечественных, нет, но все же кое о чем вам нужно знать:
- болгарские поезда часто опаздывают. И даже не на 10 минут, а на целый час. Болгары, кстати, к опозданиям транспорта вполне спокойно относятся, сидят кофе попивают, да на солнышке греются. А вот туристы печалятся и нервничают.
- маршрутная сетка. Далеко не во все города и села можно доехать на поезде. Вот пришли вы на вокзал маленького городка, а сами планируете попасть в столицу. Рассматриваете расписание, находите в нем Софию и переполняетесь радостью от мысли, что вот-вот запрыгните в поезд, расслабитесь и через пять глав любимой книги будете на месте. А вот и нет! Вам, вероятнее всего, придется совершить несколько пересадок, прежде чем вы доберетесь к желанной конечной точке. Пересадки эти могут проходить как на маленьких станциях, так и на больших железнодорожных развязках. Развязки зачастую находятся не в крупных городах, а где-то среди поля. :) Так что придется сидеть, меланхолично жевать беляш и рассматривать дикую природу. Согрешу, если умолчу о том, что при пересадке следующий поезд иногда приходится ждать достаточно долго.
- вагон-ресторан. По какому принципу добавляется вагон-ресторан к поезду не совсем понятно. На сайте БЖД об этом не пишется. Скорее всего такие вагоны присоединяют на период действия летнего расписания. Туристов же много, и все они голодные. Узнавать о том, будет ли в составе вашего поезда вагон-ресторан или вагон-бистро лучше заблаговременно в кассе вокзала. Я бы посоветовала запастись вам элитарными сандвичами и капкейками или же традиционной запеченной курицей и вареными яйцами. Но помните! Столиков же нет в купе, так что нужно подумать и о том, где вы разложите все это свое богатство. Лично я в поезде предпочитаю мясу невинно убиенной птицы сухофрукты и орешки.
- еще мне рассказали, что в новых спальных вагонах примерно в 22:00 объявляют, так сказать, тихий час. Все пакуются по своим купе и отходят в царство Морфея. А поскольку в коридоре есть камеры, проводник может наблюдать за пассажирами, и, если ему что-то покажется подозрительным, он придет проверить, кто там не спит и блуждает во тьме ночной. :)
Резюме
Для того, чтобы стать гуру в области железной дороги Болгарии мне нужно еще пару раз съездить туда на отдых и пополнить свою копилку знаний. Но надеюсь и то, что я рассказала, поможет вам в планировании отпуска в солнечной стране.
Счастливого пути, удобных купе и приятных впечатлений от отдыха!
Огромная благодарность за столь развернутый обзор!
Вы молодец!