Подобно многим другим сооружениям в Португалии, усадьба Кинта-да-Регалейра содержит на себе отпечатки различных стилей. Здесь, как и во дворце Пена, вы сможете увидеть смешение романского и готического стилей, элементы ренессанса и мануэлино. Я обратила внимание на этот ансамбль из-за мистического и таинственного духа, которым он пропитан. А после посещения ещё долго не могла забыть то чувство волшебства, когда ты оказываешься внутри и восторженно созерцаешь сказочное строение. Ведь один из последних владельцев, при котором Кинта-да-Регалейра приобрела современный вид, состоял в масонской ложе, оттого и желал отразить в архитектуре усадьбы свои интересы.
Но не стану спорить с тем фактом, что широкую известность этот ансамбль получил благодаря колодцу Посвящения, красующемуся на многочисленных фотографиях в сети. И на меня он произвёл впечатление ещё большее, чем дворец. Благодаря этой удивительной архитектуре я ощутила себя вдали от реальности. Кроме дворца и колодца, в окружении лесов, озёр и пещер на сравнительно небольшой территории расположились часовня, различные декоративные строения. Я предлагаю совершить небольшое путешествие: осмотреть дворец Регалейра и его окрестности.
Экскурс в историю
Кинта-да-Регалейра является одним из самых замечательных сооружений Серры-да-Синтры. Само слово quinta переводится с португальского как «ферма», но после посещения ансамбля у вас язык не повернётся назвать его фермой. Этот сказочный комплекс может похвастаться своей интересной историей. А началась она в 1697 году, когда Жозе Лейту приобрёл большой земельный участок недалеко от центра Синтры. В пределах купленной Лейту территории и находится сейчас дворцово-парковый ансамбль.
Через 18 лет на открытом аукционе землю перекупает Франшиску Алберту де Кастр, чтобы направить воду с горы для подпитки фонтанов в городе. На этом смена владельцев не заканчивается: только в XIX веке земля переходила из рук в руки четырежды. Знаковым событием в этот период стала покупка земли в 1840 году влиятельной и богатой Ален Регалейра, вскоре после приобретения ставшей баронессой и давшей имя ферме. По некоторым предположениям, с этого момента начинается строительство на земле загородной усадьбы, о чем свидетельствуют изображения того времени.
Однако бурное развитие усадьбы связано всё же с именем следующего её владельца, португальского энтомолога, мецената и коллекционера и масона Карвальо Монтейра, подарившего месту тот самый ореол таинственности. Большинство сооружений на территории были построены между 1904 и 1910 годами итальянцем Луиджи Манини.
На протяжении XX века ферма сменила ещё нескольких владельцев и, наконец, в 1997 году была выкуплена городским советом Синтры, отреставрирована и открыта для публики.
Влияние эзотерики
Монтейра был человеком научного духа, выдающейся культуры и редкой чувствительности, к тому же библиофилом, коллекционером и великим филантропом. Кроме того, он был любителем астрологии, эзотерики и оккультных наук. Я считаю, что для того времени его знания были достойны восхищения. Благодаря своей образованности и увлечениям Монтейра смог создать каменный шедевр. Весь комплекс в итоге получился неким подобием Эдемского сада, а из преобладающих стилей здесь более всего выделяются причудливый нео-мавританский и ренессанс. Поскольку Монтейра строил комплекс, призванный стать отражением его внутреннего мира и взглядов, здесь на каждом шагу встречаются символы масонов, тамплиеров, алхимиков и различные намёки на эзотерические учения и ритуалы.
В еврейском мистицизме, получившем распространение в XVI веке, эзотеризм основан на законе, целью которого является поиск соответствия между божественным и земным, человеком и Вселенной. Переход из одного измерения в другое происходит посредством ритуалов, благодаря которым новопосвящённый получает доступ к тайному знанию. Колодец Посвящения на территории усадьбы — яркий пример такого символического сооружения. Эта перевёрнутая башня, погружённая вглубь земли – символ рождения и смерти; символ материнского чрева, из которого пришла жизнь, и могила, куда вернётся тело. Как я уже упоминала выше, колодец, безусловно, достоин вашего внимания — он восхитителен в своей необычности. Что называется, почувствуйте себя на месте Вергилия в произведении Данте!
В XVIII веке окончательно оформляется ещё одно эзотерическое учение — масонство в его современном понимании, или спекулятивное, которое больше не имело связи с реальными каменщиками, а в ряды масонов вступали люди знатные и обеспеченные. Почти во все времена оно вызывало сопротивление со стороны католической церкви, хотя и проповедовало веру в добродетели милосердия, бессмертие души и существование великого архитектора Вселенной. А большая часть масонской символики вдохновлена эзотерическимим течениями, такими как алхимия, тамплиеризм и розенкрейцерство. Эти символы мы и будем встречать во всех уголках усадьбы Регалейра.
Дворец Регалейра
Пожалуй, это первое, что видит путешественник при входе на ферму. Дворец очень четко выделяется на фоне окружающей природы, создаётся впечатление, будто архитектор применил к зданию фильтр edge detect. Потемневший белый камень, из которого выстроен дворец, смотрится особенно живописно на фоне пышной флоры. Обращает внимание на себя восьмиугольная башня и богатое декоративное оформление, которое выполнил скульптор Хосе де Фонсека. Здесь больше всего заметен стиль мануэлино (португальский ренессанс) с множеством фигурок фантастических животных.
Многие путешественники оставляют посещение дворца на потом, а то и вовсе не уделяют ему внимания. А зря, ведь его интерьеры не менее красивы, чем экстерьер и раскинувшийся рядом парк. Я была близка к тому, чтобы тоже не заходить внутрь: прогулка по парку отнимает много сил. Но в определённый момент мною завладел живой интерес, о чём я ни разу не пожалела. Здесь сохранилась большая часть оригинальной отделки стен. Однако старая библиотека утеряла со временем своё первоначальное убранство.
На первом этаже в дни Карвальо Монтейры располагались столовая, гостиная, гардеробная, бильярдная и спальня. На втором этаже был кабинет и комната домработницы. На третьем — небольшая комната с террасой и помещение для глажки белья. На цокольном этаже находились комнаты для слуг-мужчин, кухня с лифтом для подъёма блюд в обеденный зал и подсобное помещение.
Взгляните на охотничью комнату с камином впечатляющих размеров, который венчает статуя дровосека. Над камином изображены сцены охоты. Через всю комнату проходит тема «цикл жизни» — начиная от венецианского мозаичного пола и заканчивая потолком.
Дизайн восьмиугольной комнаты был вдохновлён монастырём Конвенту-де-Кришту в Томаре.
Потолок бывшего бильярдного зала украшен портретами двадцати королей и четырех королев Португалии, а также гербами Лиссабона, Порту, Коимбры и Браги.
Прогулка по парку
Парк — это отражение микрокосма, и все его уголки пропитаны магией и тайной. Путешествуя здесь, мы проникнемся гармонией небесной и земной сфер, столкнёмся с упоминаниями о легендах и мифах Древней Греции, отсылками к Вергилию, Данте, Камоэнсу, работам мистиков и алхимиков. Это хитросплетение тропинок, спускающихся со склона сквозь деревья и кустарники, на каждом повороте будет удивлять нас новым чудным видом.
Верхний парк представляет собой обширный дикий лес, в то время как нижний облагорожен человеком и богат различными архитектурными сооружениями. Здесь ни одно строение не было воздвигнуто случайно, всё имеет свой смысл и высокое предназначение, а элегантные здания соседствуют с искусственными пещерами и озёрами.
Портал двух стражников представляет собой живописную структуру из двух башенок и беседкой в центре, под которой скрывается один из тоннелей в подземный мир. Вход в тоннель охраняют два тритона, которые, согласно греческой мифологии, выдувают музыку из морской раковины.
Терраса небесных миров с обзорной площадкой расположилась рядом с Порталом двух стражников.
Над гротом Леды возвышается башня Регалейра. По задумке архитектора, она должна создавать для смотрящего иллюзию нахождения на оси мира. И правда, отсюда открывается отличный вид на дворец Пена и Замок мавров.
Нельзя обделить вниманием живописное Плато богов с аллеей, окружённой девятью статуями греческих и римских божеств. Классическая мифология была, несомненно, одним из источников вдохновения для Карвальо Монтейры.
Важное место среди всего ансамбля занимают несколько построек, о которых я хотела бы рассказать более подробно.
Часовня
Часовня Святой Троицы является вторым после дворца грандиозным сооружением на территории Кинта-да-Регалейра. Этот христианский храм по своим размерам довольно небольшой, но богато украшен декоративными деталями с множеством символических элементов. Особенно здесь выделяется фасад с преобладанием готики и мануэлино, на котором можно заметить фигуры святой Терезы Авильской и святого Антония. А над входом красуется горельеф «Благовещение».
Можно увидеть здесь изображения причудливых гарпий с телом птицы и головой чудовища. А на задней части часовни, также в рельефе, — замок с двумя башнями, покоящийся над пламенем и адской глоткой. Это символ триединства: высшего мира, промежуточного духовного и нижнего мира, или ада.
В интерьере главное место занимает мозаика с изображением коронации Марии воскресшим Иисусом.
По правую сторону от алтаря повторяются изображения Терезы Авильской и Антония, но теперь уже в мозаике. А на полу красуется эмблема Ордена Христа — крест в небесной сфере, окруженный пятиконечными звёздами.
Здесь же снова встречаем эмблему масонов: глаз в треугольнике и сиянии лучей, символ великого архитектора Вселенной.
Обратите внимание на прекрасные витражи, благодаря которым проникающий внутрь дневной свет создаёт ощущение фантасмагории.
Колодец Посвящения
Огромная спиральная галерея колодца поддерживается многочисленными колоннами точной работы, отмечающими выверенный ритм лестницы. Капители колонн увенчаны причудливо изогнутыми листьями аканта.
В каждом из девяти лестничных пролётов внимательный турист насчитает ровно 15 ступеней. Эти 9 маршей символизируют спуск к бездне или восхождение к небу — в соответствии с выбранным путём инициации. И также являются прямой отсылкой к гению Данте, подробно описавшему в «Божественной комедии» строение загробного мира, состоящего из 9 кругов ада, чистилища и рая.
Мраморный пол колодца украшен крестом ордена тамплиеров, который вписан, в свою очередь, в восьмиконечную звезду и является геральдической эмблемой Карвальо Монтейру.
Тоннели, колодцы и гроты
Четыре тоннеля из колодца ведут путешественника в гроты и в ещё один колодец сквозь таинственный подземный мир, населённый когда-то летучими мышами. Эти искусственные сооружения, выдолбленные в горном массиве Синтры, являют нам мраморную породу, окрашенную в розоватые и коричневые оттенки. Кое-где в своды тоннелей вкраплён камень, доставленный сюда из прибрежного региона Пениши. Тоннели не являются частью лабиринта, однако несут на себе функциональную нагрузку и соединяют несколько частей этого удивительного мира. В символическом плане тоннели являются путём от тьмы к свету, от смерти к воскрешению. В открытых для туристов тоннелях проведена подсветка, но это не лишило меня ощущения, будто я оказалась в древних и скрытых от глаз человека пещерах.
Помимо колодца Посвящения, здесь есть Несовершенный колодец, чьё название говорит само за себя. При первом взгляде на него создаётся впечатление, будто незадачливый строитель случайно нагромоздил вдоль стен груду камней. Однако за нечётко оформленными оконными проёмами колодца скрывается спиральный пандус — ещё один путь от тьмы к свету.
Одно из ответвлений тоннеля выведет вас к Восточному гроту.
Недалеко от него находится живописный грот Аквариум.
В стене под башней Регалейра в гроте притаилась миниатюрная статуя прекрасной Леды, чьей красотой некогда пленился сам Зевс и навещал её в образе лебедя.
А у самой дальней стены усадьбы, вдалеке от основных сооружений, спрятался грот Девы.
Кроме тоннелей и гротов на территории парка есть озёра, символизирующие глаза земли. Через них обитатели подземного мира наблюдают за жизнью земной.
Такими «глазами земли» в усадьбе являются грот Лабиринта и Озеро с водопадом. К тому же, вода на территории фермы рассматривается и как элемент, ведущий к духовному очищению.
Напоследок
Оказавшись в Синтре, не раздумывайте, куда бы отправиться, а смело выбирайте усадьбу Кинта-да-Регалейра. Проезд до Синтры на поезде стоит недорого, а усадьба находится в пешей доступности от центра.
Это место вдохновляет, а история Карвальо Монтейры впечатляет. Поэтому после посещения есть повод увлечься чем-то новым. Например, открыть книгу о тамплиерах или истории масонства.
Как добраться
Есть несколько вариантов:
- На поезде Лиссабон — Синтра. Из Лиссабона поезда до Синтры отправляются каждые 10 минут со станций Oriente, Rossio и Entrecampos. Дорога займёт примерно 45 минут, а билет обойдётся в 2.20 EUR. Далее:
- У железнодорожной станции Синтры можно сесть на автобус № 434. Билет нужно покупать у водителя или в специальных билетных кассах. Билет в один конец стоит 3 EUR, в обе стороны — 5.50 EUR.
- От железнодорожной станции можно дойти пешком. Усадьба находится рядом с центром города, и прогулка составит по времени 25 минут.
- На автомобиле из Лиссабона по трассе A37, из Мафры по трассе N9. На дорогу вы потратите примерно 40 минут. Адрес для навигатора: R. Barbosa do Bocage 5. Если хотите арендовать машину, на этом сайте можно посмотреть цены.
Полезно знать
Время работы:
- с 1 апреля по 30 сентября с 9:30 до 20:00;
- с 1 октября по 31 марта с 9:30 до 18:00.
Стоимость билетов:
- Дети до 5 лет — бесплатно;
- подростки 6–17 лет — 4 EUR;
- взрослые — 6 EUR;
- пенсионеры — 4 EUR.
При входе вместе с билетом вы бесплатно получите карту усадьбы, которую также можно скачать здесь.