Я помню свои мысли, когда я ехала в Нью-Йорк. Этот город был мне совершенно незнаком, я тогда не делала практически никакой предварительной работы и поиска информации перед посещением новых мест, предпочитая погружаться, как говорится, в омут с головой. Так вот, Нью-Йорк был для меня просто киношным городом, и всё, что я от него хотела по большому счету, — это увидеть небоскрёбы. Перед глазами стояла хорошо известная по фильмам панорама некоего побережья, вдоль которого выстроились в ряд небоскрёбы, один другого выше.
Я всегда воспринимала небоскрёбы как бездушные махины, отражающие довольно тщеславные стремления достичь небес, и проводила параллели с Вавилонской башней. Однако, попав на Манхэттен в первый же день (междугородные автобусы внутренних линий сообщения прибывают точнехонько в центр острова), я неожиданно для себя поняла, что смотреть на эти здания мне очень нравится.
Более того, меня поразило разнообразие архитектуры: каждое здание сконструировано по-разному, со своими особенностями. Позже я узнала, что у каждого здания есть свое название и история. Нью-йоркцы обожают небоскрёбы и то, что каждое здание строилось с большой любовью, очень чувствуется. Именно когда я поняла, что помимо своего прямого функционала (предоставлять помещения под нужды города, вынужденного расти вверх, а не вширь), здания имеют еще и психологическую значимость в умах горожан, я еще раз переосмыслила трагедию 11 сентября 2001 года.
Небоскрёбы в Нью-Йорке соревнуются между собой по высоте, известности и истории. Одним из самых красивых и интересных, на мой взгляд, является Крайслер Билдинг.
Где находится Крайслер Билдинг
Крайлер Билдинг (Chrysler Building) расположен на Манхэттене, на пересечении 42-й улицы и Лексингтон Авеню (42nd Str/Lexington Ave). Добраться удобнее всего на метро, станция Grand Central Station. Вокзал Грэнд-сентрал, кстати, может служить ориентиром и в том случае, если вы едете на автобусе или идете пешком. Таксисту же достаточно сообщить название небоскрёба – Крайслер Билдинг.
Многоярусная верхняя часть здания, сделанная из нержавеющей стали, делает небоскрёб хорошим ориентиром среди всех зданий центрального Манхэттена. Он расположен ближе к восточной части острова, поэтому, если вам нужно быстро сориентироваться в центре, можно посмотреть вокруг, и, если повезёт, увидеть за зданиями узнаваемый шпиль.
Факты и цифры
- Высота 319,5 метров
- 77 этажей
- 5000 окон
- 3 826 000 кирпичей
- 30 тысяч тонн стали
- Построен в 1930 году
- 9-е место в рейтинге "Любимая архитектура Америки"
- Титул "Самый красивый небоскрёб Манхэттена" в 2007 г.
Стиль и архитектурные особенности
Самым красивым небоскрёбом Крайслер Билдинг выбрали совсем не зря. Это величественное здание исполнено в стиле ар-деко — любимый стиль инженеров и архитекторов 20-30х годов XX столетия. Но не столько стилем знаменит Крайслер Билдинг, сколько своими потрясающими декоративными элементами, в первую очередь, семиярусной короной. Полукруглые элементы короны сделаны из металла и повторяют форму автомобильных дисков компании "Крайслер", в честь которой и назван небоскрёб. Более того, владелец компании таким образом решил отдать дань автомобилестроению и инженерии: Америка 20-х годов прямо-таки болела автомобилями.
Здание также украшено горгульями в форме орлов и крыльев, украшающих капот автомобилей компании.
Металлическое оформление короны было очень удачным решением с эстетической точки зрения: днем при солнечном свете создаётся фантастическая игра бликов на металле, а ночью треугольные окна короны подсвечены изнутри и свет красиво отражается в изгибах деталей.
Еще одной отличительной чертой небоскрёба является металлический шпиль, украшающий корону. Сужающиеся кверху ярусы здания как будто плавно перетекают в шпиль, создавая впечатление, что здание уходит в небеса.
Небоскрёб построен из светлых и темных кирпичей. Сочетание кирпичей в кладке не случайно: архитектору нужно было, чтобы окна здания не терялись на фасаде, а наоборот, четко выделялись, поэтому оконные проёмы строились из кирпича более темного оттенка.
Здание очень тщательно проработано во всех деталях, как экстерьерных, так и внутренних. Для отделки главного холла и лифтов была использована древесина ценных пород в сочетании с нержавеющей сталью: очень необычный и свежий микс для того времени.
История Крайслер Билдинг
В Крайслер Билдинг мне больше всего понравились 2 момента. Во-первых, то, как небоскрёб выглядит снаружи, причем желательно смотреть с высоты (смотровых площадок, благо, в Нью-Йорке хватает). Во-вторых, его история, в которой были и разрушенная дружба, и вражда, и обман, и радость.
Итак, история небоскрёба началась в 1928 году. В Соединенных Штатах 20-е годы были расцветом технического и индустриального прогресса, к концу десятилетия Америка славилась своими миллионерами-промышленниками, щедро выдающими дотации на нужды города и страны, активно развивающими самые различные области индустрии. Среди них был Уолтер Крайслер, владелец одноименной автомобильной корпорации, как раз подыскивающий новое здание для офиса компании в Нью-Йорке.
К нему-то и обратился сенатор города Уильям Рэйнолдс, который к тому времени почти закончил проект строительства здания, но отчаянно нуждался в деньгах. Рэйнолдс сдал Крайслеру права на строительство небоскрёба и эксплуатацию готового здания на 84 года. Интересно то, что Крайслер решил потратить на небоскрёб свои собственные деньги, а не деньги компании. Это было сделано для того, чтобы участок и здание стали его личной собственностью и позднее перешли в наследство его сыну. Архитектор Уильям Ван Элен, разработавший чертежи, и Крайслер отныне стали работать вместе. Крайслер так воодушевился проектом, что решил расширить смету и построить не просто штаб-квартиру своей компании, а небоскрёб, который стал бы самым высоким в Нью-Йорке.
В то время в Нью-Йорке активно шло строительство ещё двух зданий, претендующих на звание самых высоких: Эмпайр-Стейт Билдинг (Empire State Building, пересечение 5-й Авеню и 34-й улицы) и Трамп Билдинг (Trump Building, Уолл Стрит). Конечная высота каждого проекта тщательно скрывалась, однако из-за утечек информации конкуренты постоянно узнавали цифры друг друга и добавляли к своим зданиям еще по несколько футов.
Крайслер очень ответственно подошёл к сокрытию информации и надолго оставил своих конкурентов гадать, насколько высоким здание будет в итоге. Строительство шло воистину семимильными шагами: в неделю возводилось 4 этажа! К слову, при таких темпах обычно не обходится без несчастных случаев, однако Крайслер Билдинг славится тем, что ни один из почти двух тысяч рабочих не пострадал во время работ.
Но когда здание было почти готово, Крэйг Северанс, архитектор Трамп Билдинг, узнал-таки планируемую высоту Крайслер Билдинг и добавил к своему проекту... 2 фута. Здесь стоит сказать, что Северанс и Ван Элен ранее были друзьями и партнерами, однако в гонке своих творений дошли до настоящей вражды. В проекте Ван Элена уже почти ничего нельзя было изменить, но он сделал гениальную вещь: решил увенчать свой небоскрёб шпилем длиной в 118 футов, что автоматически делало Крайслер Билдинг самым высоким зданием Нью-Йорка и более того, всего мира. Необходимо было держать и эту информацию в строжайшей тайне.
Ван Элен притормозил строительство, дождался, пока в проекте Трамп Билдинг не наступит точка невозврата, и тайком, в разобранном состоянии, провёз шпиль внутрь Крайслер Билдинг. Составные части шпиля были подняты на верхние ярусы и собирались уже там. Северанс в ужасе наблюдал, как из короны Крайслер Билдинг вырастает, словно травинка из земли, огромный шпиль. Шпиль собрали за рекордные 90 минут. Это был час триумфа: Крайслер Билдинг стал высочайшим сооружением в мире.
Строительство завершилось в 1930 году. Однако всего через полгода, в 1931 году, Эмпайр Стейт Билдинг обогнал Крайслер Билдинг на несколько десятков этажей, лишив Крайслер Билдинг титула самого высокого небоскрёба. Впрочем, даже на данный момент, Крайслер Билдинг остаётся самым высоким кирпичным зданием в мире.
Крайслер, несмотря на то, что получил от Ван Элена прекрасное здание, не заплатил архитектору ни цента. Он публично заявил, что во время строительства Ван Элен брал огромные взятки от субподрядных организаций и вообще небрежно относился к проекту. Ван Элен до конца своих дней не получил ни одного приличного заказа, имя его было опорочено, несмотря на всё величие его главного творения.
В данный момент здание принадлежит компании "Абу Даби Инвестмент".
Чем заняться в Крайслер Билдинг
Я с сожалением обнаружила, что заняться в Крайслер Билдинг практически нечем. Раньше на 71-м этаже функционировала открытая для публики смотровая площадка, однако в 1945 году её закрыли. Частный клуб под названием Cloud Club одно время занимал 66-й, 67-й и 68-й этажи, однако и он закрылся в конце 70-х годов. Сейчас можно зайти только в вестибюль, полюбоваться красотой отделки и потолочными изображениями с этапами строительства. Еще можно сходить на экскурсию в Экологический центр энергетической компании "Консолидейтед Эдисон", что показалось мне довольно скучным мероприятием. Я не пошла, хотя, быть может, и стоило.
Помещения компании открыты для посещения:
- с мая по октябрь – пн-пт;
- с октября по май – вт-сб;
- вход свободный
Крайслер Билдинг лучше всего созерцать снаружи. Я вычислила самое живописное, на мой взгляд, время для этого: поздний день, плавно перетекающий в сумерки. За несколько минут вы сможете увидеть и отблески уходящего солнца на короне и момент, когда подсветка уже включается, но небо еще не черное, а красивых сумеречных тонов.
Топ-5 самых высоких зданий Нью-Йорка
В какой-то момент я чуть не запуталась, какое здание следует за каким в рейтинге самых высоких. Пришлось еще раз собрать все данные, и получился вот такой список:
- Новое здание Всемирного Торгового Центра (One World Trade Center, 285 Fulton Street) – 546 м
- Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building, пересечение 5-й Авеню и 34-й улицы) – 443 м
- Здание Банка Америки (Bank of America Tower, пересечение 6-й Авеню и 42-й улицы ) – 366 м
- Крайслер Билдинг (Chrysler Building, пересечние Лексингтон Авеню и 42-й улицы) – 319,5 м
- Башня Нью-Йорк Таймс (New York Times Tower, 620 8-я Авеню) – 319 м
Небоскрёбы, безусловно, создают особую атмосферу в городе. Я научилась выискивать кусочки неба в просвете не очень широких улиц Манхэттена, привыкла не пытаться высмотреть верхушку небоскрёба, стоя у его основания — бесполезно, привыкла к ощущению, что всё вокруг просто невообразимо больше меня. И теперь, когда я попадаю на открытое равнинное пространство, мне чего-то не хватает. :)