Приходилось ли вам когда-либо сталкиваться с таким чувством, когда первый раз приезжаешь в какое-то невероятное место, абсолютно не похожее на то, где вы выросли, где привыкли проводить свой досуг? Мне оно знакомо. Когда все вокруг вызывает неподдельный восторг, эйфорию. Только и успеваешь, что щелкать затвором камеры, а после снова тянешься к компьютеру, судорожно подключаясь к сети Wi-Fi лишь с одной единственной целью: найти и купить билет в новую жизнь — жизнь путешественника. И здесь часто нас ждет разочарование. Ведь путешествия — удовольствие не из дешевых. Задумайтесь, как часто вы отказывались от трипа в страну мечты, окинув взором ценовую политику компаний перевозчиков?
В иные страны Европы билеты стоят целое состояние, хотя казалось бы: расстояния здесь не столь велики.
Ну что ж, пора перестать откладывать наши сокровенные желания и устремления в долгий ящик до лучших времен! Здесь я подробно расскажу вам все тонкости, зная которые, вы, возможно как и я в свое время, решитесь на поездку в настоящую сказку — горную и неприступную лишь на первый взгляд Швейцарию.
Итак, приступим!
Комфорт или дешевизна перелета
Первое, что вам сразу стоит определить для себя, так это то, чему вы отдаете предпочтение в путешествиях: комфорту, когда вам не приходится утруждать себя излишними тонкостями и трудностями или же дешевизне и авантюризму, когда уже добраться в точку назначения становится целым испытанием, своеобразной проверкой на прочность?
Кто-то не может представить свою жизнь без автостопа или бесконечных пересадок с одного малобюджетного рейса на другой. Для таких людей путешествие начинается уже на пороге дома, когда они выходят за дверь, нагруженные чемоданами и рюкзаками: на своем пути они готовы преодолеть множество препятствий, и только лишь их наличие будет символизировать удачную поездку.
Для других же яркими неоновыми буквами прописано «КОМФОРТ»: ни за какие коврижки они не откажутся от уютного кресла в самолете, авиакомпанией которого летают вот уже в сотый раз, где персонал радостно приветствует гостя, узнавая в нем постоянного и верного клиента.
По сути своей, одно вполне может и не исключать другого, но в таком случае лучше исходить прежде всего из личных предпочтений и определяемого на путешествия бюджета. И все же чаще всего приходится долго и мучительно решать, отдавая предпочтение одному из критериев. Если представить сие в виде так называемой «кривой предпочтения», то в стандартной практике это будет выглядеть примерно так: чем ниже параметры качества и удобства, а соответственно выше приоритет минимальных затрат, тем ниже будет запрашиваемая перевозчиком цена. При повышении уровня комфорта возрастает и цена, и сообразно этому наоборот.
Однако же есть и определенные исключения, на которые влияют такие факторы как сезонность и предусмотрительность путешественника: умелое жонглирование ими позволит вам не только сэкономить средства, но и время, силы и нервы. Ведь будем честны, в большинстве своем лоукостеры оставляют желать лучшего, чему я убедилась на собственном опыте, взяв билеты дешевой ноунейм авиакомпании, отправившись в Стамбул за новыми впечатлениями: кресло пребывало в перманентном состоянии не стояния, подлокотник так и норовил отвалиться, а подкладка сидения уже жалостливо валялась на полу. Тарахтение мотора и вечные зоны турбулентности вселяли лишь мысли о безысходности и самом плачевном исходе полета...
Многие же европейские лоукостеры вроде тех же EasyJet, Air Berlin, Air Baltics и EuroWings печально известны своими нескончаемыми задержками рейсов, крайне неудачно распланированными стыковочными рейсами, а также взиманием подчас непомерной дополнительной платы за простые мелочи, как то: провоз багажа, выбор места в самолете и заказ питания. Да, бывают ситуации, когда такие авиакомпании — единственный выход для путешественника, но лично я верю, что можно снимать сливки, не претерпевая такие трудности. Нужно только знать определенные хитрости и уловки, ведь знание — сила, не так ли? ;)
Итак, возвращаясь к нашим баранам, остановимся на двух пунктах: покупка билетов загодя и принятие в расчет сезонности того или иного туристического региона. Будем реалистами: предусмотрительное ознакомление с вариантами перелетов и их бронирование еще никому не сделали плохо: никто не остался сирым и обездоленным с тремя грошами в кармане. Это выгодно, это удобно. Единственный момент, это ненадежно: авиакомпании сейчас разоряются на раз-два, так что к такому способу лучше прибегать в случае с проверенным компаниями. Крупнейшими перевозчиками в Швейцарию являются наш российский «Аэрофлот» и швейцарский Swiss, и для обоих это правило работает. Последний раз я купила билеты на самолет Swiss в десятых числах сентября на конец октября за «пятнашку», тогда как ближе к дате цены подскочили до 284–312 EUR (20–22 000 рублей). С «Аэрофлотом» ситуация та же, даже разброс цен остается примерно соответствующим.
Я бы настоятельно рекомендовала при выборе между этими двумя компаниями посмотреть их специальные предложения и решить в пользу наиболее оптимального и выгодного. Здесь раз на раз не приходится, и даже в разные года один и тот же сезон диктует свои цены каждому из авиаперевозчиков. К слову, первый год моих путешествий в Швейцарию я пользовалась исключительно Swiss. Затем становилось все больше и больше перелетов «в стенах» родного отечественного «Аэрофлота».
Сезонность
Новый год
Что же касается сезонности, то здесь нужно быть реалистами: пик туризма в Швейцарии приходится на зимний период не только из-за Альп, но еще и благодаря рождественским празднованиям, а также заманчивой перспективе отметить Новый год, попивая перед камином глинтвейн в каком-нибудь маленьком альпийском домике.
В прошлом году возвращалась в Швейцарию из Москвы 1 января: билеты туда-обратно стоили порядка 879 евро (62 тысячи рублей) в эконом класс «Аэрофлота» (!), в Swiss было и того дороже...
Майские праздники
Также довольно популярным временем визита в Швейцарию среди наших соотечественников является период майских праздников, на которые традиционно берутся длинные отпуска, которые можно провести с семьей.
Вопреки расхожему мнению, Швейцария не является исключительно зимней страной: она вполне пригодна и в качестве летнего курортного места, о чем я бы настоятельно рекомендовала вам почитать один из наших материалов про эту сказочную страну.
В этот период цены находятся в пределах 312–426 EUR (22–30 тысяч рублей), в зависимости от дат перелета.
Прямые авиаперелеты
Здесь вас ждет небольшой «сюрприз», т. к. выбирать вам особо не придется: прямыми рейсам в Швейцарскую Конфедерацию промышляют только «Аэрофлот» и Swiss, которые и летают-то только в Женеву да Цюрих. Это удобный способ, тем более что оба города являются центрами французской и немецкой Швейцарии соответственно, а оттуда добраться до других населенных пунктов и достопримечательностей не составит труда.
Ломать голову с прямыми рейсами не приходится, ведь, в принципе, все предельно просто: кто из нас не знаком с таким простым и ненапряжным видом перелетов! Обе авиакомпании мне очень нравятся во многом благодаря широкому выбору еды, которую предварительно можно заказать при покупке билетов, а также программам авиа миль и лояльности для часто летающих пассажиров.
Если летите со зверушками, «Аэрофлот» однозначно ваш вариант. В Swiss все с этим более строго: переноску даже кошечек и маленьких собачек просят убирать под сиденье впереди стоящего кресла, да и вообще не очень приветствуют телодвижения, связанные с домашними питомцами. Отечественные авиалинии относятся к этому более чем лояльно. По своему опыту могу сказать, что наши стюарды и стюардессы постоянно справлялись у нас о состоянии нашей кошки и с радостью помогали в случае возникновения непредвиденных ситуаций: все-таки как никак перелет для животных — это большой стресс, и не каждый может с этим справиться.
Но у Swiss есть множество других неоспоримых преимуществ, вот всего лишь пара из них.
Lifehacks от бывалого пассажира Swiss International Airlines:
- При покупке билета берите их изначально без багажа. Потом, уже ближе к дате самого перелета как такового, вы сможете докупить эту опцию всего лишь за 1 050 рублей, сэкономив на этом пару-тройку тысяч рублей, так как такие предложения в большинстве своем стоят дешевле так называемых «самолетных all-inclusive». У «Аэрофлота» такая прекрасная возможность, к сожалению, отсутствует, так как российская авиакомпания не балует своих пассажиров билетами, в которых не предусмотрен багаж.
- Обязательно проверяйте предложения со стыковочными поездами или автобусами: очень часто получается так, что комбинированный билет «самолет + железная дорога» стоит на порядок дешевле стандартных. Я неизменно вот уже несколько лет беру Swiss, совмещенный с билетом на поезд до Базеля, даже если знаю, что на перроне так и не появлюсь, предпочтя его машине, которая будет верно ждать меня в здании аэропорта. Для тех же, кто намерен дальше продолжить свое путешествие по прекрасной Швейцарии этот вариант станет самой настоящей находкой! Между прочим, у «Аэрофлота» подобные предложения также имеются, однако разница по цене не столь значительна как у Swiss. Так что и в этом случае выбор очевиден.
- Этот лайфхак распространен на многих авиалиниях, но в Swiss это происходит сплошь и рядом: заходите в самолет одним из последних и, вполне возможно, что именно вам, при наличии оставшихся свободных мест, предложат комфортное место в бизнес классе!
Авиаперелеты с пересадками
Многочисленные (и здесь я даже не преувеличиваю) мелкие и средние европейские авиалинии с радостью доставят вас, к примеру, в один из довольно-таки крупных и важных городов Швейцарии Базель с несколькими пересадками. Здесь вариантов тьма, так что в данном случае лучше ориентироваться на ваши личные предпочтения.
Наиболее распространены варианты пересадочных рейсов у Air Baltic и Air France. Скажу честно, последний мне нравится гораздо больше по целому ряду причин. Во-первых, пересадка здесь делается в преимущественно европейских городах, а сами аэропорты расположены в получасовой доступности от ключевых достопримечательностей города. Транзитные зоны оборудованы по последнему слову техники и соответствуют ожиданиям «кочующих» с борта на борт пассажиров: сон, еда и даже своеобразный entertainment. В зоне ожидания аэропорта Шарля де Голля, к примеру, создана современная lounge-зона с мягкими пуфиками, широкоформатными телевизорами, кафе и игровыми приставками. :D
Важно! Если вдруг вы решите лететь с пересадкой в аэропорту Шарля де Голля в Париже, не берите рейсы с крайне малым временем стыковки. Аэропорт настолько большой, что путь из одного терминала в другой занимает 20–30 минут, так что вы рискуете попросту не успеть на стыковочный рейс.
Что касается Air Baltic, то его огрооомный, на мой взгляд, минус заключается в невообразимо длинных интервалах между стыковочными рейсами. Возможно, это сыграет на руку тем путешественникам, которые хотят устроить себе поездку с целью объездить всю Европу. Однако же в остальных случаях мне видится это скорее недостатком, нежели достоинством. Время прибытия в горную державу растянется для вас как минимум на день, если не больше. Да и города прибытия не всегда приветливы к транзитным пассажирам. К примеру, если вы полетите этой авиакомпанией зимой с пересадкой в Риге или Стамбуле, то будьте готовы встретиться лицом к лицу с ненастными погодными условиями в обоих городах: плавали — знаем.
А теперь коротко о ряде других тонкостей, о которых лучше знать, чем не знать, отправляясь в Швейцарию с пересадками:
- Как это ни парадоксально, транзитные зоны существуют лишь от силы в половине европейских аэропортов. Так что здесь уже стоит исходить из того, какая виза была вам выдана Швейцарской Конфедерацией. Да-да, виз там может быть целых две, о чем вы можете прочитать в другом моем материале про Швейцарию в разделе «Виза». Если это стандартный Шенген, то можете спокойно выбирать любой аэропорт, отбросив стереотипы об обязательности открытия визы исключительно в той стране, которая вам ее выдала: такое правило действует только в Финляндии да Германии. А вот если вам изначально была выдана национальная швейцарская виза, то здесь уже выбор билетов сильно сужается.
- Не все аэропорты, имея транзитные зоны, разрешают путешественникам покидать последнюю. О причинах можно только догадываться, но такие моменты лучше проверить заранее еще до покупки билетов, что можно сделать как на сайте самих аэропортов, в которых предполагается пересадка, так и на различных туристических форумах, где бывалые Бродилкины делятся своим опытом и впечатлениями.
- Дешевизна билетов здесь может сыграть вам на руку лишь в случае сезонных предложений: майские праздники, конец лета и зима. В остальных случаях расходы вполне могут оказаться выше чем на направлениях с прямыми рейсами.
Комбинированные маршруты
Наконец, мы переходим к теме комбинированных вариантов, которые позволяют путешественникам гарантированно сэкономить на перелетах в 9 случаях из 10. Здесь поездка вбирает в себя сразу несколько вариантов транспорта, начиная с самолета и заканчивая автобусами и автостопом.
По сути своей, те варианты со Swiss и «Аэрофлотом», совмещенные с поездами до какого-либо швейцарского города, которые я уже неоднократно упомянула выше, являются классическими примерами комбинированных вариантов, однако же есть и более выгодные по цене предложения, о которых и пойдет речь в данном разделе.
Самолет + поезд
Lufthansa
«Дешевле комбинированного билета Lufthansa + Deutsche Bahn не найти», — заверяли меня бывалые путешественники! Не сказать, что дешевле не найти. Взять хотя бы тот же S7, о котором речь пойдет далее. Однако здесь ситуация с ценообразованием та же, что и в случае со Swiss и «Аэрофлотом». Ко всему прочему, Lufthansa — это отменный сервис, немецкая точность и аккуратность.
Раньше полеты были еще дешевле, когда в Россию еще летали самолеты дочернего лоукостера EuroWings, но и сама авиалиния тоже балует своих пассажиров низкими ценами. Перелет с багажом из Москвы до Франкфурта (такой маршрут следует выбирать, если затем вы поедете в Базель) обойдется в 18 000 рублей, без багажа в 16 000 рублей. За эту цену вы получаете еду, прекрасный сервис и, что немаловажно, отсутствие какой-либо нервотрепки в силу задержки рейсов, которые попросту случаются у Lufthansa очень и очень редко.
По прибытию во Франкфурт я бы советовала вам покупать билет на поезда серии IC или же InterCity до Badischer Bahnhof в Базеле, который стоит примерно в районе 30 EUR. Несравненным преимуществом такого поезда является его скорость: меньше чем за 3 часа, а именно за 2 часа 40 минут, вы преодолеете расстояние, на которое обычно понадобилось бы порядка 5 часов. Ко всему прочему, IC чуть ли не единственный комфортный и убранный вид транспорта на железной дороге Германии. Здесь есть и бесплатный Wi-Fi, и вагон-ресторан. В общем, если вы хотите добраться до Швейцарии с комфортом, несмотря на такую комбинированность варианта, то Lufthansa + IC Deutsche Bahn — ваш вариант.
Кстати, если Deutsche Bahn на своем сайте не предлагает каких-либо специальных предложений, то лучше покупать билеты прямо на месте: на Интернет-странице немецких железных дорог такая покупка при прочих равных обойдется вам в 1,5, а то и 2 раза дороже!
Важно! Большинство пассажиров IC поездов заранее бронируют за собой места, так что при посадке будьте внимательны: такие таблички располагаются над окном. Если же вы зашли в поезд и поняли, что свободных мест уже не осталось, смело направляйтесь в вагон-ресторан: там вас ждут ваши товарищи по несчастью либо просто те, кто принципиально не захотел за отдельную плату бронировать себе гарантированное посадочное место (она, кстати говоря, составляет 4,5 EUR или же 318 рублей).
S7
Авиакомпания летает прямыми рейсами до Мюнхена и Дюссельдорфа. Там вы уже пересаживаетесь на один из поездов Deutsche Bahn и едите на нем в Швейцарию (здесь бы я посоветовала выбирать Базель из-за удобного и выгодного расположения как самого города, так и вокзала немецкой железной дороги).
В чем плюс: S7 достаточно дешевая компания в основном за счет багажных тарифов, однако по качеству обслуживания не уступает тому же «Аэрофлоту». Цена также зависит от сезона, но здесь она стабильна — 10 000 рублей. Что же касается самого Deutsche Bahn, то он нередко устраивает акции, по которым на определенные поезда можно купить билеты почти за бесценок. Вся поездка — самолет + поезд — туда и обратно обойдется вам примерно в 14 000 рублей. О таких акциях, как и о самих билетах на рейс я бы рекомендовала узнавать заранее: такие предложения расходятся быстро как горячие пирожки, что, в принципе, неудивительно и вполне ожидаемо.
Но есть здесь и своеобразные минусы, связанные преимущественно с поездом: такие акции привязывают вас к конкретному поезду, что означает лишь одно: если рейс задержали, и вы не успели на нужный вам поезд, придется покупать билет заново. В таком случае ни авиакомпания, ни сам Deutsche Bahn не будут ответственны за такие неудобства, и возвращать вам потраченные средства никто не будет. Выбирая такие комбинированные варианты, вы фактически принимаете на себя все риски, связанные с каждым этапом путешествия.
Важно! Такие специальные предложения, к сожалению, обычно действуют в направлениях северной и части центральной части Швейцарии, где находится Цюрих. Для более западных частей, как тот же Базель, такие варианты не работают. ;(
«Победа»
Что касается наших отечественных лоукостеров, то здесь, как мне кажется, все довольно-таки сложно. «Победа», в принципе, летает до немецкого Меммингена, который расположен по отношению к Швейцарии не менее удобно, нежели тот же Мюнхен: уже знакомый нам Deutsche Bahn, да те же 5 часов на поезде.
Минус заключается в том, что они накладывают дополнительные сборы ПРАКТИЧЕСКИ на все, тогда как в базовый билет (назовем его так) входит минимальное количество благ и удобств. В конечном счете, получается так, что вы можете «урвать» билеты за 5–7 000 рублей, а потом просто-напросто доплатить столько же сверх этого.
Ко всему прочему «Победа», как и любые лоукостеры, в принципе, не отличается пунктуальностью и исполнительностью, так что и вариант с покупкой акционных предложений на поезд Deutsche Bahn здесь то же не очень-то подходит: высока вероятность крупных потерь и не менее крупных расстройств и переживаний. А лишние нервы явно не значатся в списке must-do нашей поездки, не так ли? ;) В противном случае наша «Победа» как в знаменитом мультфильме про капитана Врунгеля обернется настоящей «Бедой»... Но, как говорится, раз на раз не приходится и, возможно, именно вам повезет!
Самолет + автобус
В вашем распоряжении также всегда есть такой вариант, как «самолет + автобус». Лично я еще ни разу не видела предложений, в которых билет на автобус был бы уже заранее предусмотрен. Здесь уже вам надо будет самим просматривать все предложения, которые есть на сайтах компаний по перевозке пассажиров на дальние расстояния на автобусах: это прежде всего Eurolines, FlixBus и принадлежащий концерну Deutsche Bahn IC Bus. При таком раскладе вы сами выбираете время пересадки и можете просчитать, чтобы перерыв покрыл собой задержку рейса.
В принципе, билеты на автобус вы можете купить прямо на месте, но всегда существует вероятность того, что к вашему прибытию уже не останется свободных мест. Как вы наверное уже поняли, лично я предпочитаю все делать заранее и всех призываю к этому.
Единственным минусом является то, что продолжительность поездки на автобусе раза в 1,5–2 дольше аналогичной на поезде. В пути вы, конечно же, будете делать остановки, но, возможно, они будут даже скорее вынужденными в силу пробок на автомагистралях. К слову, чистота и комфорт таких автобусов дальнего следования подчас на порядок выше условий, предоставляемых поездами Deutsche Bahn, в которых часто бывает достаточно грязно и не убрано.
Стоимость поездки на таком автобусе составит примерно 29 EUR (2 045 рублей). За эту цену вы получите место в удобном кресле, вайфай и встроенный туалет, который вполне презентабелен и чист.
Самолет + автобус + поезд
Ну, и для главных авантюристов и искателей приключений у меня припасен еще один вариант, который позволит увидеть, возможно, в течение менее чем 24 часов сразу 3, а то и 4 страны, включая нашу прекрасную Родину с ее полями, лесами, реками и озерцами. Догадались? Если нет, то сейчас я приоткрою завесу тайны и все же сразу предупрежу, что сама таким вариантом не пользовалась, однако если верить рассказам многих моих знакомых путешественников, этот способ один из самых бюджетных и интересных.
Собрав чемоданы, вы радостно бежите... на вокзал за билетами до Калининграда. Да-да, вы все правильно прочитали, до Калининграда. Дело в том, что удобное географическое положение данного города позволяет добраться на автобусе до ключевых аэропортов Польши и Литвы (Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы, Вильнюсский международный аэропорт, аэропорт Клайпеда) в один присест и уже оттуда лететь в европейские страны.
Билеты на рейсы местных авиалиний здесь будут стоить в разы дешевле даже тех же S7 и Lufthansa с их специальными предложениями. Так, перелет польскими авиалиниями LOT из Гданьска прямиком в Цюрих обойдется вам примерно в 8 000 рублей. Необычно? Да. Захватывает дух? Да. Удобно? В этом не уверена, однако если вам действительно хочется вдохнуть новую жизнь в свои туристические и не очень поездки, если хочется разнообразить рутину дом-авто-аэропорт-самолет-аэропорт-авто-отель, то такая авантюра однозначно должна значится в вашем мини-плане!
А ко всему прочему вам будет предоставлена возможность увидеть чудный город Калининград собственными глазами. Что там делать и куда сходить, вы сможете прочитать в одном из наших «опусов», посвященных бывшему Кёнигсбергу.
Напоследок
Все перелеты нам нужны, все поездки нам важны. Вне зависимости от того, какой вариант будет вам предпочтительнее и какой вы выберете в итоге, важен прежде всего правильный, верный настрой на новые приключения и безумные, незабываемые свершения, в которых даже миллионная пересадка будет выглядеть как своеобразный квест в поиске своего идеального отдыха или даже целого путешествия в дебри неизведанного, а потому столь манящего и притягательного!
На мой взгляд, в жизни стоит попробовать каждый из перечисленных мной способов путешествия, и, поверьте мне, каждый раз Швейцария будет открываться для вас с новой, ранее незнакомой и не примеченной стороны. Это ли не цель самых настоящих искателей неприятностей собственных одиссей? ;)