Сегодня я расскажу вам о Троице-Измайловском православном соборе Северной столицы. Сразу отмечу, что полное его имя — собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Это ещё один храм-хранитель чести и доблести русского воинства. Узнала я о нём совершенно случайно в начале 90-ых годов. Возле этой церкви разместился некогда весьма популярный у горожан Троицкий рынок, куда мы с подругой решили впервые наведаться.
И вот та самая поездка с совершенно приземленной целью, за покупками, обернулась встречей с грандиозным шедевром архитектуры. Хочу сказать, что сегодня, спустя 20 лет, отреставрированный собор удивительно похорошел.
С его небесно-синего купола в солнечную погоду вам приветливо улыбаются звёзды. Такие маковки я видела раньше лишь на храмах в Суздале, Сергиевом Посаде и в Москве. Но, чтобы перейти к рассказу о дне сегодняшнем Троицкого собора, начну своё повествование с его исторического прошлого.
Исторические вехи
Лейб-гвардии Измайловский полк
Позволю себе небольшое отступление, касающееся полка, в честь которого был назван герой моего рассказа. Это воинское подразделение сформировалось в 1730 году по велению царицы Анны Иоанновны.
Своё название оно получило благодаря месту жительства государыни, селу Измайловскому, находящемуся близ Москвы. Именно этот полк покроет себя заслуженной хвалой отечества за события Бородинского сражения и будет награжден в честь них Георгиевскими знаменами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году».
Именно его офицеры и солдаты дойдут в 1814 году до Парижа и потом ещё многократно проявят истинное мужество в сражениях.
Подробности можно узнать здесь.
Предшественники собора
Отмечу, что в прежние времена русские ратники всегда уповали на силу небесной защиты и помощь святых на полях сражений.
Измайловский полк сначала личного храма не имел и вынужден был посещать другие приходы. И вот, наверное, я вас удивлю, но первой церковью полка становится обычная палатка. Этакий походный храм из кумачовой ткани и изумрудной тафты. Его установили летом в 1733 году в местонахождении полка у реки Фонтанки. Иконостас здесь был складной, но всё церковное имущество соответствовало обычным храмам.
Священнику, исполнявшему служение при данной церкви, приходилось, прямо скажу, непросто. Ему надо было при передвижениях полка самостоятельно расставлять, а потом собирать эту палатку (храм следовал вместе с соединением войск во всех кампаниях), отвечать в дороге за сохранение имущества,осуществлять службы при любой погоде. Кстати, подобные церкви существуют и по сей день. Порой они умещаются у священника в рюкзаке!
Через 10 лет в 1742 году появляется первая «статичная» церковь. Для неё выделили одну из полковых «светлиц». Конечно, маленькое помещение с низким потолком ситуацию не спасло. И измайловцы по-прежнему ходили в другие приходы города. Порой они выстаивали службы прямо на улице.
Видимо, 10 лет — какое-то символическое число для «родственников-предшественников» собора Измайловского полка. Ведь именно через данный промежуток времени, в 1752 году императрица Елизавета Петровна соглашается на постройку большой деревянной церкви. Появилась она в 1756 году на Полковой улице близ Фонтанки (на её месте сегодня расположился современный собор).
Фундамент этого храма был сделан из камня, а приделы освящены в честь Святой Троицы и Иоанна Воина. Одновременно здесь могли молиться около 1 300 человек. Некоторая церковная утварь была подарена императрицей, а покровцы (т. е. платки для покрытия священных сосудов при литургии) даже вышиты ей саморучно. Кстати, вновь через 10 лет для полка строят ещё один простенький деревянный храм, также в честь Св. Троицы. Но его между собой народ звал церковью Адриана и Наталии, так как икона этих святых супругов присутствовала в качестве церковной.
Наводнение, произошедшее в 1824 году, серьёзно повредило деревянный Троицкий храм. Но простоял он до дня основания каменного собора, произошедшего в мае в 1828 году по волеизъявлению Николая I. Скажу вам, что государь не случайно заинтересовался появлением нового грандиозного собора в честь Измайловского полка.
Причина была в том, что он лично командовал этим не знавшим военных проигрышей подразделением. Монарх желал видеть храм трёхпридельным, вмещающим более 3 000 человек. Я знаю о том, что Николай I самолично курировал каждый этап строительства, что довольно-таки тормозило работу. Ведь мастерам зачастую приходилось многое изменять в уже содеянном, чтобы удовлетворить эстетические императорские запросы. Архитектором собора был назначен В. П. Стасов, а инженером — П. П. Базен.
Собор Святой Троицы
Познакомлю вас с этапами создания нового храма Измайловского полка. Василий Стасов воплотил в своём творческом замысле идею победоносности нашей армии. Троицкий собор уступал своими масштабами разве лишь возводимому в тот же период Исаакиевскому.
В основе здания лежал равносторонний крест, а соборные главы непривычно для того времени возвышались на его осях. Завершал конструкцию доминирующий серединный барабан. Из-за состояния почвы фундамент под храмом понадобилось значительно укрепить, в силу чего было вбито не 5 000, а 9 000 свай. Основание сделали плиточным, а цоколь – гранитным.
Стены и колонны храма выложили кирпичом и укрепили металлоконструкциями. При установке мощного центрального купола выяснилось, что Стасов допустил в расчётах оплошность, и колонны, принимавшие на себя нагрузку, треснули. Мне показалось весьма необычным наказание проштрафившегося мастера. Судите сами: Николай I просто-напросто продержал его день на гауптвахте, отстранив от дел. На мой взгляд, не карательная мера, а настоящий выходной.
А вот расхлёбывать случившееся пришлось инженеру Петру Базену, который целый год вносил в чертежи необходимые поправки. Но странные обстоятельства вновь помешали окончанию трудов над центральным куполом. Когда он был уже совершенно готов и звёздно засиял над церковью, его внезапно сорвала сильнейшая буря. Отмечу, что никто при этом не пострадал. Поспешивший на место происшествия император тут же назначил расследование. Комиссия специалистов снова нашла ряд ошибок того же незадачливого Стасова. На этот раз царь наказал его «более сурово»: отправил на гауптвахту уже на 5 дней. И вновь исправлял положение Базен. Инженер предложил сделать купол на стропилах из дерева. Работы окончились к осени 1834 года.
Расскажу вам, что маковки деревянной церкви-предшественницы были зелёными, так как этот окрас считался цветом Измайловского полка. Но вот государю захотелось, чтобы купола возведенного храма стали небесными с золочеными звёздами. Мнение императора пришлось учесть. Для звонницы собора колокола были отлиты знаменитым докой Иваном Оловянниковым.
Художественная отделка фасадов завершилась в 1835 году. Для оформления интерьера привлекли ярославского крепостного живописца Тимофея Медведева. Он расписал купола с арками. Да вот только Николай I вновь вмешался и повелел последние забелить. Также в оформлении участвовали художники-академики В. Шебуев, А. Егоров, В. Сазонов и др. Наконец, 6 июня в 1835 году совершилось долгожданное освящение собора (всех трёх его приделов за один день). При этом событии присутствовал весь Измайловский полк. Освящал храм митрополит Московский Филарет (Дроздов), который ныне причислен к святым.
Государь, вернувшись из Москвы, побывал в соборе на следующие же сутки. И вновь он остался недовольным! Чем-то не понравилась ему роспись академиков. Он даже потребовал у этих маститых мастеров вернуть задаток. И как вы думаете, кого император теперь привлёк к работе? Бывшего офицера, художника-самоучку Николая Майкова! Но и его творениями придирчивый монарх был доволен не всегда. Вот так и вышло, что оставленная часть академических образов стала соседствовать с майковскими.
Также приведу вам тот факт, что Николай I, самолично всё проверяя, на эскизе иконостаса написал известнейшую строку «сим знаменем победиши», слова которой потом расположили над алтарём.
Украсили Троицкий храм и масштабные иконы письма Тимофея Неффа, созданные им в 1859 году для Исаакиевского собора, но замененные впоследствии мозаичными копиями.
Много образов для собора жертвовали сами военные, а также государственные деятели. В храме создавалось ощущение парадности и того, что он весь наполнен струящимся светом.
Часовня
Дополню свой рассказ тем, что в 1893 году возле храма появилась часовня во имя святого князя Александра Невского. Её создали в память о спасении Александра III с семьёй при крушении поезда в 1888 году. Также она символизирует то, что его наследнику Николаю II удалось избежать гибели при покушении японского террориста в 1891 году.
Расположилась она на углу Измайловского проспекта и улицы 1-ой Роты (сегодня 1-й Красноармейской улицы). Кстати, эскиз часовни был создан в дар собору инженером С. Кондратьевым, его прихожанином. Освящение произошло 19 мая в 1895 году.
К слову, в восточном окне часовенки вы можете увидеть замечательный витраж с изображением Христа Спасителя.
Хранитель воинской доблести
Я уверена, что любому путешественнику будет полезно посетить храмы, хранящие память о славной воинской истории нашего государства.
В Петербурге это и Казанский собор (о нём можно почитать в моей статье здесь), Спасо-Преображенский собор (я писала о нём здесь), Никольский морской собор (рассказ здесь). Данный список может украсить и Троице-Измайловский собор.
При входе в храм в имперские дни прихожане могли увидеть массу военных трофеев. Здесь на видном месте размещались действующие штандарты Измайловского полка, а также Георгиевское знамя, полученное за битву при Бородино. Трофеи Крымской войны 1853–1856 годов представляли собой флаги и пушки турков, захваченные русскими в морских битвах. Их дополняли штандарты и значки, завоеванные в русско-турецкой войне 1877–1878 годов.
Отмечу, что данная военная кампания стала заключительной для лейб-гвардии Измайловского полка. По традиции военных церквей, на стенах Троице-Измайловского собора были размещены мемориальные доски с именами погибших в сражениях офицеров. В даты масштабных сражений в храме непременно совершались панихиды по воинам, отдавшим жизни «за други своя» на полях битв.
Памятник «Воинская Слава»
Захваченные у неприятеля орудия традиционно символизировали русские победы. Потому Александр II задумал воздвигнуть у Измайловского собора монумент из пушек.
Правда, воплотил идею в реальность уже Александр III, самолично надзирающий за процессом строительства.
Авторами «Воинской Славы» стали военный инженер Г. М. Житков и архитектор Д. Гримм. Памятник был создан из 100 трофейных орудий и завершался скульптурой Победы. На его основании были отмечены названия мест, где произошли главные битвы русско-турецкой войны 1877–1878 годов. На пьедестале размещались доски из бронзы с именами лиц царской фамилии, перечнем войск, внёсших свой вклад в освободительную войну на Балканах, и хронологией военных событий. Внизу на монументе были обозначены его создатели.
Представление памятника общественности произошло 12 октября 1886 года в годовщину битвы под Горным Дубняком и стало государственным торжеством.
В столицу приехали представители всех родов войск. Молебен у монумента совершили полковые священники, участники той войны, награжденные наперстными крестами на Георгиевской ленте. Эта дата стала традиционной для проведения панихиды в память о погибших героях, в которой всегда участвовал Измайловский полк.
Также среди имперских традиций, существовавших при соборе, отмечу следующие: парад, происходивший в день Святой Троицы и сопровождавшийся освящением знамён, крестные ходы в день Спаса Нерукотворного и в Успение Пресвятой Богородицы.
Общественное служение собора в имперские годы
Расскажу вам о социальной деятельности храма. Здесь в 1845 году открылись приют для детей-сирот военных и лечебница, а в 1870 году появилось Общество помощи бедным. Вначале в нем состояли священники, полковые командиры и богатые гражданские лица (до 140 человек). Замечу, что в 1893 к ним примкнул и священник Иоанн Кронштадтский.
Покровительствовал этой организации и великий князь Константин Константинович. В конце XIX века, в 1897 году, Общество обретает собственное здание «для призрения бедных прихода Троицкой лейб-гвардии Измайловского полка церкви» или, как говорили в народе, Измайловский дом. Сегодня вы тоже можете увидеть его по адресу 10-ая Красноармейская улица (дом 3Б). Общество содержало приюты для детей, выдавало денежные пособия беднякам, помогало в съеме дешевого жилья и заботилось о евангельском просвещении.
Приведу для вас интересные факты, касающиеся собора. Здесь венчался Ф. М. Достоевский с А. Г. Сниткиной и отпевали знаменитого композитора и пианиста А. Рубинштейна.
А в 1912 году при храме появляется Братство православного воспитания детей. В итоге к началу XX в. Свято-Троицкий Измайловский собор являл собой крупный духовный, просветительский и общественный центр Санкт-Петербурга.
Собор в Советские годы
О данном периоде мне рассказывать горько. Но, как говорится, из «исторической песни» слов не выкинешь. После революции 1917 года жизнь собора резко меняется.
Как во многих церквях России, здесь в 1922 году под прикрытием «помощи голодающим» были отобраны золотые и серебряные церковные ценности. Я отмечу, что прихожане отдавали последнее, чтобы откупить хотя бы их часть. Им удалось спасти священнические ризы, 14 Евангелий, 9 крестов и предметы церковной утвари.
В процессе данной «экспроприации» был арестован настоятель собора протоиерей Михаил Чельцов. Но его приговор к расстрелу в этот раз заменили заключением. Я читала откровенные воспоминания этого батюшки о 40 днях, проведённых в камере смертников. Позже отца Михаила ещё шесть раз арестовывали и в итоге расстреляли прямо в праздник Рождества Христова. Сегодня он находится в сонме святых и считается защитником Троице-Измайловского собора.
Был недолгий период с 1923 по 1924 год, когда храм оккупировали обновленцы. Репрессии против церкви нарастали.
Я с горечью узнала, что, закрыв в 1924 году часовню Александра Невского, власти поначалу разместили в ней кафе, а потом — пивной ларёк. Не понимаю, каким образом такое непотребство могло прийти людям в голову? После Великой Отечественной войны здесь оборудовали складское помещение. Из собора в 1925 году ликвидировали все трофеи, напоминавшие о славе русского воинства. Были уничтожены мемориальные доски с именами павших героев.
Мало того, в 1928 году руководство Ленинграда решило разрушить колонну «Воинская Слава», которую оно прозвало «знаком имперского милитаризма». То есть перечеркивалась великая освободительная миссия нашей армии, принёсшая когда-то мир братьям-славянам на Балканах. В январе 1930 года уникальный памятник увезли на переплавку в Германию. Остальные трофейные орудия уничтожили.
Подвергались репрессиям не только клирики, которые почти все были расстреляны или сосланы в лагеря, но и паства собора. В 1931 году по делу о сопротивлении революции были расстреляны или направлены в ссылку прихожане, бывшие в прошлом офицерами царской армии. Я читала, что и само существование собора почему-то не давало спокойно жить новым властям. Храм решили взорвать в 1932 году, чтобы на его месте построить… театр. Но прихожане чудесным образом и в этот раз отстояли свою церковь. Правда, власти и тут пошли на хитрость, заставив общину произвести ремонт соборного здания.
В период с 1933 года до своего закрытия в 1938 году собор имел кафедральный статус. Потом здание перешло театру им. Ленсовета под цех декораций. Ужасает меня и дальнейшая судьба храма. Перед войной в нём решили сделать крематорий. К счастью, эта жуткая идея была отклонена из-за расположения церкви в центре города. Но напрямую столкнуться со смертью Измайловскому собору довелось. Во время блокады здесь хранили трупы погибших от голода ленинградцев.
В подвалах разместилось бомбоубежище и жилье для солдат зенитной батареи. Война нанесла сильнейшие разрушения недавно отремонтированному храму.
Пострадал этот шедевр архитектуры также и из-за безобразной его эксплуатации, и варварского отношения населения, продолжавшего расхищать храм и устраивавшего здесь пожары. В 50-ые и 60-ые годы прошлого столетия собор пытались восстановить, но в итоге к началу 90-ых годов он являл собой удручающее зрелище.
Возрождение храма
Конец XX века
С 90-ых годов возрождается духовная жизнь знаменитого собора лейб-гвардии Измайловского полка. По инициативе интеллигенции Северной столицы и с благословения митрополита Иоанна (Снычева) здесь начинает действовать православная община.
В день празднования Владимирской иконы Богородицы 8 сентября в 1990 году в храме была отслужена первая литургия. Правительство города вернуло собор (вернее оставшиеся от него сырые стены) Петербургской епархии, и Совет прихода взялся за оживление поруганного храма. Отмечу, что подвалы были затоплены водой настолько, что, по словам очевидцев, в них можно было плавать на лодках. Наряду с реконструкцией здания не прекращалась и молитва, хотя зимой у священников руки порой примерзали к богослужебным сосудам. Но общая радость обновления храма не омрачалась уже никакими трудностями.
Из Музея религии и атеизма сюда были переданы иконы и церковная утварь. Реликвии приносили и простые люди. Часовню Александра Невского, возвращенную собору в 1991 году, удалось восстановить к 26 ноября 1998 года.
Потихоньку возрождались и прошлые благочестивые обычаи. Так, в 1993 году при храме появилось общество Святого Иоанна Воина, куда вступили офицеры российской армии. Владыка Иоанн (Снычев) сам становится настоятелем собора в 1994 году.
После его смерти с 1996 года на место главы храма и приходского совета назначается протоиерей Геннадий Бартов. С того момента в престольный праздник — День Животворящей Троицы — стали проходить архиерейские службы.
Несмотря на сложности реставрации здания, священники храма сразу начинают активную общественную работу. Ими окормляются община детского приюта, прихожане домовой церкви психиатрической больницы № 5, домовой храм Кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.
Прихожане собора помогали восстанавливать и мою любимую Введено-Оятскую женскую обитель в Ленинградской области, которая славится чудодейственным источником.
Также упомяну для вас, что в ходе ремонта в подвальных помещениях появились «Славянский зал» для встреч с воинами и художественная мастерская.
Жизнь Троице-Измайловской церкви в XXI веке
Я хочу продолжить повествование тем, что в 2003 году сам президент России В. В. Путин передал в дар собору икону русских мастеров «Святая Троица» (XV век). Образ этот ныне особо почитаем. Ещё одно неординарное событие для храма и Петербурга случилось в 2005 году. В октябре была торжественно освящена Митрополитом Владимиром воссозданная колонна «Воинская Слава».
В тот день совершилась торжественная церемония с участием воинских подразделений, которую максимально приблизили к протоколу проведения парадов 1886 года. Мне не передать словами того ощущения, когда ты сам являешься реальным свидетелем возвращения былой славы твоей страны.
Теперь в Измайловском соборе ежегодно, начиная с 2003 года, проводится конкурс хоров и концертные мероприятия в дни Светлой Седмицы (первой недели после Пасхи).
Вновь под патронажем храма появляется сиротский приют.
Благие дела не редко проходят проверку на стойкость. Новым жестоким испытанием для Измайловской церкви стал масштабный пожар 25 августа в 2006 году. Я хорошо помню этот день.
Горящий центральный купол можно было увидеть с далёкого расстояния. Причина возгорания, произошедшего во время вечерней службы, осталась неизвестной. Но я хочу вам рассказать, что то богослужение не прерывалось, а завершилось лишь с позволительными по уставу сокращениями. Совместными усилиями города пожар удалось прекратить.
Но знаменитый купол работы Базена сгорел дотла, также сильный ущерб был нанесен интерьеру из-за воды, используемой при тушении пламени. И вот тут-то и проявились стойкость и сплочение клира, прихожан и всего города. На следующий день, когда пожарные ещё работали, у собора прямо на паперти вновь прозвучала литургия.
И все последующие годы, несмотря на текущий ремонт, службы не прекращались. Восстанавливали собор, как говорится, всем миром, даже из-за границы для этих целей была передана значительная сумма.
Процесс восстановления шедевра архитектуры курировало правительство Петербурга. В погожий день 9 октября в 2008 году на главный купол был наконец-то торжественно поднят 9-метровый крест.
Это — «близнец» предшественника, возглавлявшего храм с 1835 года.
Святыни современного собора
Параллельно реставрационным работам в храм постоянно стекались новые святыни, среди которых частицы мощей святой Матроны Московской, Петра и Февронии (им молятся о супружеском благополучии), Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и другие.
Я предлагаю вам при желании подробнее ознакомиться здесь со святынями, которые вы можете увидеть в данной церкви сегодня.
Для меня же особо дорога именно частица мощей Матронушки Московской, этой славной заступницы русской земли.
Я была очень счастлива несколько раз посетить Покровский монастырь в Москве, где покоится святая. А теперь поклониться ей петербуржцы идут и сюда, в храм своего города.
Современная жизнь храма
Дополню моё повествование рассказом о нынешней деятельности этой церкви. Троице-Измайловский собор в 2015 году торжественно отметил 180-летие с момента своего освящения, а в 2016 отпраздновал 130-летие появления монумента «Воинская Слава». Мне отрадно сообщить вам, что реставрация успешно завершилась в январе 2017 года.
Здесь действует воскресная школа для взрослых, где учащиеся знакомятся с постулатами православной веры, общаются, ездят в паломничества. В XXI веке возродился приют для сирот и тех деток, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это один из первых совместных проектов церкви и нашего государства.
Большую работу в приюте ведут волонтёры из числа прихожан Троицкого собора. При храме сплотилась и динамично функционирует община молодых петербуржцев. Она даже выпускает свой журнал «Измайловский вестник».
О церквях, которые приписаны к собору, интересная информация здесь.
Как добраться
Я предложу вам добраться сюда самым простым способом: на метро.
Доезжаете до станции «Технологический институт» (1), переходите Московский проспект и по 1-ой Красноармейской улице (как показано на карте) несколько минут идёте в направлении виднеющихся сине-звёздных соборных куполов (2).
Время посещения
Зайти в собор вы сможете бесплатно в будни с 9:00, а в субботы-воскресенья и церковные праздники с 6:00. Закрывается храм в 20:00.
С правилами поведения в действующем православном храме можно ознакомиться здесь. Расписание богослужений по этой ссылке.
Телефон храма: 8 (812) 251-89-27.
Напоследок
Я надеюсь, что вы получите большое удовольствие от посещения этого величественного собора.
Здесь ощущаешь свою сопричастность к своей стране с её удивительной героической историей. Мне кажется, что Троице-Измайловский собор, его священники и прихожане могут служить примером тому, что ни при каких жизненных обстоятельствах не стоит впадать в уныние и опускать руки. Мне радостно видеть сегодня этот соборный ансамбль, включающий в себя также удивительный памятник-колонну и часовню. И я очень хочу разделить свою радость с вами, дорогие путешественники!