Я влюбилась в Питерское метро будучи туристом, меня завораживала длинна эскалаторов и величие станций. Сейчас то же самое чувство испытывают мои друзья, когда приезжают ко мне в гости из других городов нашей необъятной страны. Я сделала вывод, что люди делятся на тех, кто привозит в качестве сувенира домой жетон от метро, и на тех, кто не придает этой мелочи особого значения. Петербург любит романтиков, которые не утратили веру в чудо. Я как раз из числа таких.
Так вышло, что однажды я забрала жетон, а спустя год уже живу в Питере. За окном Нева, а во дворе гуляют чайки. Представьте, что и вы сюда переехали. Вечный шум воды, ветер в волосах и шум подземки — это звуки Питера. И это не идеальный рецепт по соблазнению миллионера, но идеальный прием для обретения внутренней гармонии. Счастье в мелочах, даже в таких, как жетон от метро.
История и Современность
Любое строение Петербурга насквозь пронизано духом прошлого, даже такое, сравнительно современное, как метрополитен. Каждая станция строилась ни один год, какие-то исчезли, становились заброшенными, также продолжают появляться новые. Одной из главных проблем в строительстве метро является болотистый грунт. Дело в том, что прокладывать новые тоннели и строить станции очень тяжело и опасно в таких условиях. Также неблагоприятно сказывается экономическая ситуация. Специалисты считают, что питерское метро невозможно расширить до размеров московского. Я считаю, что и не нужно, иначе исчезнут гармония и красота.
Уже в 19 веке отечественные инженеры начали задумываться о постройке метро. Но Александр I не был приверженцем прогресса, поэтому столь революционные идеи отклонял. Хотя проекты подземного города уже начинали появляться, реализовать их было вряд ли возможно. Наземный транспорт еще не был доведен до образца иностранных коллег, что уж говорить о подземном.
Петербургское метро – это уникальное архитектурное сооружение, появившееся на свет 15 ноября 1955 года. Продукт советской культуры и дитя имперских интриг сегодня развозит нас по срочным делам в любое время года. Здесь не бывает пробок, а значит для большого города этот вид транспорта подходит идеально. Можно с точностью рассчитать время поездки в специальном приложении, которое легко и без финансовых затрат скачивается даже на самый простой гаджет. Но совсем без опозданий тоже нельзя. Прежде всего нужно брать в расчет тот факт, что поезда иногда останавливаются в туннеле. Но не на долго, максимум 5 минут. Такие происшествия происходят чаще всего по утрам. Стоит отметить, что питерская подземка отличается по своей концепции от других европейских городов. Архитекторы хотели создать под Ленинградом еще один город, т.к ученые подсчитали, что человек проводит более 10 лет в метро, а значит необходимо сделать жизнь под землей комфортной. К сожалению, в современном питерском метро нет уборных, что доставляет несомненный дискомфорт пассажирам, но по техническим соображениям это сделать невозможно. Зато в метро есть маленькие ламповые магазинчики, я бы выделила тот, что под названием «Первая полоса». В них можно приобрести питьевую воду, шоколадку или книгу. Идеальный вариант для тех, кто все делает на лету. Можно запастись легким перекусом и духовной пищей на весь день.
Питерское метро проходит прямо под руслом Невы и своенравие реки отражается на работе метрополитена. Вагоны, выполненные по принципу горизонтального лифта, защищают метро от затопления. Так устроены все поезда на станиях Маяковская, Гостиный двор и Петроградская. На самом деле эта уникальная система прижилась только в Петербурге. При подходе поезда к станции, двери вагона точно совпадают с дверями платформы и автоматически вместе открываются.
Между станциями Горьковская и Невский проспект Нева внесла значительные изменения, пришлось углублять тоннель, и сейчас первый вагон находится на 6 метров ниже последнего. В парке аттракционов этот факт мог бы стать частью экстремальной прогулки, но не в метро, пассажиры даже не замечают этого явления.
Схема петербургского метро
Немного цифр о петербургском метро:
- Стоимость проезда – 35 рублей.
- Число линий – 5.
- Количество станций – 67.
- Станции петербургского метро открываются и закрываются в разное время, поэтому я советую уточнить нужную вам информацию на официальном сайте.
Самые красивые станции
Культурная столица России славится прежде всего своей архитектурой, вот и станции метрополитена отличились своим внешним видом. Вестибюли питерского метро создавались под влияние советской эстетики, так уж повелось, что всю концепцию динамики культура позаимствовала у коммунистов. Так я предлагаю взглянуть на самые красивые станции Питерского метро:
- «The Guardian» несколько лет назад опубликовало красивейшие станции метрополитен мира, и именно станция «Автово» отстояла честь России перед другими иностранными собратьями. Вот, кстати, ниже можно воочию увидеть эту красавицу. Меня лично больше всего поражают люстры и колоны. Можно вообразить, что вы попадаете на прием в тронный зал императора. С корабля на бал, как говорится.
- На фото ниже представлена станция «Маяковская», как мы видим, стены выложены мозаикой интенсивного красного цвета, но во внутреннем убранстве станции есть еще один важный элемент- портрет Владимира Маяковского. На красном фоне изображен великий русский футурист, его тяжелый взгляд останавливает прохожих, чтобы напомнить им, кто в России хозяин.
- «Кировский завод». Если вы вдруг устанете от поэтического красного и вам захочется чего-то более земного, но не менее возвышенного, то отправляйтесь на станцию «Кировский завод». Здесь во всей красе предстает развивающаяся советская индустрия. Нам бы поучится. Тут вам и нефть, и газ, и металлургия. Все запечатлено в барельефах, ходи и разглядывай, что уж там архитектор хотел показать. С другой стороны мне кажется, что здесь оказываешься в древнегреческом храме: так умело переплетены разные начала, выбирай, что душе угодно.
- На оранжевой ветке можно вблизи увидеть чешую гигантской рыбы. Если фантазия богатая, как у меня, то может почудится, что здесь и сейчас мы все в желудке у этого мифического существа. Ведь все стены станции «Площадь Александра Невского» выложены металлической чешуей. Чарующий и страшный блеск завораживает, ах, аккуратнее, не оступитесь, следите за поездом.
- Станция «Обводной канал» выполнена в стиле промышленной архитектуры. Я такое очень люблю, не хватает чего-нибудь светлого, яркого, может быть еще и иностранного? Тогда гуляем здесь, нам еще и длинна станции позволяет: места очень много, хоть вечеринку закатывай. Мне вот очень понравился факт о том, что мрамор для облицовки станции привезли из Италии. Кажется, у меня созрел план. Берем люстру со станции «Автово», мрамор со стен «Обводного канала» и всю эту красоту в дом. Вот она – жизнь имперская, гулять, так гулять. А еще нужно Маяковского не забыть, чтобы вы были за троном под люстрой, а он прямо напротив вас сидит и смотрит. Так мечтать в метро можно и нужно, самое главное под ноги смотреть.
Как сойти за своего. Особенности подземной культуры
Впервые оказавшись в метро, я чувствовала себе неуютно, постоянно казалось, что уеду в другой конец города и не найду дорогу обратно, а еще меня всегда пугали эскалаторы. Честно скажу: на эсколаторах нужно держаться за поручни, так как они частенько останавливаются и по инерции можно упасть, зрелище будет не из приятных. Поэтому берегите себя. Но кроме этого есть и другие важные особенности жизни под землей, о них я и постараюсь рассказать:
- На московских эскалаторах люди спешат и вверх, и вниз, здесь действует полноценное правосторонние движение. В Петербурге люди не бегут сломя голову, они мерно стоят на своей полосе и ждут, пока эскалатор довезет сам. Исключением из правил является утро, когда кто-то опаздывает, или на станции Спортивная, где вместо обычного эскалатора установлен траволатор. Это такая движущаяся дорога без ступенек.
- В питерском метро очень много театральных афиш, которые так старательно напоминают: ребята, вы в культурной столице.
- Я хочу напомнить о том, что нужно уступать места женщинам, детям и замученным молодым людям, все мы иногда чувствуем себя плохо, даже сильная половина человечества иногда нуждается в помощи.
- В метро не принято слушать прятаться за наушниками, так как можно не услышать чью-то просьбу, замечание, а еще можно пропустить свою остановку. Лучшее занятие для времяпрепровождения в поездки — это чтение.
- Когда поезд только подъехал, не нужно вставать прямо перед дверью, ведь выходящим из вагона придется вас толкнуть, лучше встать сбоку и дождаться, пока все пассажиры выйдут.
- Не паникуйте, если в вагоне слишком много народу, и вы стоите прямо у выхода, не нужно отстаивать свое место, просто выйдете из вагона и после того, как все желающие покинут его, ввернитесь обратно в вагон.
Интерактивный центр истории метрополитена
Речь о музее. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Одоевского, 29, станция метро «Приморская».
Музей работает с понедельника по субботу. В воскресенье все отдыхают. Посещение происходит по предварительной записи. Билет стоит 300 рублей. На скидку могут рассчитывать все льготные категории гражда. Чтобы выбрать правильное время, я советую зайти на официальный сайт музея и все узнать из первых уст.
Подземные жители
Кем мы становимся, когда попадаем в метро? Пассажирами? Наверное. Находясь в замкнутом пространстве, каждый из нас получает новую роль, какую выберешь ты? Я хочу ездить в одном вагоне с людьми, которые помнят, что такое уважение и любовь к Человеку. Нельзя забывать, кто мы такие ни под землей, ни на земле. Это важно.
Бродячие музыканты
Эти люди поднимают настроение, они играют разнообразный репертуар и на разных инструментах. От скрипки до ситара. Не стесняйтесь подойти и кинуть немого монет, если хочется услышать что-то особенное, то можно попросить.
Модники или фрики
В метро ездят очень необычные люди, необычные вещи петербуржцы чаще всего покупают в секонд-хендах или на Удельном рынке. Для особо отличившихся экземпляров было создано сообщество в социальных сетях «Мода петербургского метро». Там можно увидеть фриков всех мастей.
Туристы
Не вводите в заблуждение, если не знаете как пройти до какого-то места. Воспользуйтесь своим гаджетом, чтобы помочь отыскать нужный путь. Если к вам подошел иностранец и у вас есть немного свободного времени, то пройдитесь вместе с туристом. Ведь русского человека язык до Киева доведет, а у иностранца такой возможности нет.
Полиция и сотрудники метрополитена
Люди в форме могут остановить вас и попросить показать документы (которые всегда нужно носить с собой) или просветить ваш багаж. Если вы не нарушаете закон, то вас быстро отпустят. Непонятно почему, но многие начинают вступать в полемику с охранниками порядка. С какой целью? Мне не совсем ясно, будьте доброжелательны по отношению к другим, не грубите, и тогда наша полиция действительно нас бережет.
Коммивояжеры
Продают эти люди одно и тоже во всех поездах, не важно где они находятся. На протяжении долгого времени их инновационные приспособления не изменяются. Годами они режут морковку и капусту супер-острыми ножами и годами пассажиры на это смотрят.
Мошенники
Нельзя забывать о бдительности, не позволяйте мошенникам обмануть себя. Они будут играть на вашей невнимательности или на чувстве жалости. Роль несчастного и обездоленного может сыграть кто угодно за ваши деньги. Это замечательно, если вы хотите помогать людям, тогда делайте это через проверенные организации. Также я советую держать все ценные вещи при себе, не оставлять сумки и рюкзаки открытыми, не хранить в карманах ничего ценного.
Вот только миф о том, что станции "закрытого типа" (те самые, что с дверьми) защищают от наводнений - это всего лишь миф. Они не герметичны