В Питере можно пить, есть, спать, но самое главное — всматриваться, вслушиваться. Больше всего на свете я люблю бродить по улочкам этого одинокого города-призрака вечером, когда солнце уже почти опустилось в воду, а шум ветра усилился. В такой атмосфере очень важно иметь рядом хорошего собеседника и верного друга, лучше, чтобы он был мужчиной и в случае чего защитил от хулиганов и других мифических существ.
Однажды, когда я только переехала в Санкт-Петербург, мне повстречался такой господин. Конечно, годился он мне в отцы, но мы до сих пор встречаемся с ним, чтобы проводить день и встретить ночь. Этот каменный человек — не обычный памятник, мимо него невозможно пройти просто так, не заглянув в глаза, не постояв у его основания, в нем есть энергия, которую должен почувствовать каждый. В нем скрывается истинная сущность города, вряд ли можно разгадать его тайну, но открыть одну из его граней у меня получилось. Для меня Медный всадник стал другом, а для вас?
История создания Медного всадника
Петербург — это город с большой историей, поэтому здесь так много архитектурных шедевров и памятников. Самым величественным для меня является Медный всадник.
Запечатлеть образ Петра I в камне решила Екатерине II. Ей хотелось подчеркнуть свою преемственность делу Петра, именно через этот памятник она провела параллель поколений, судеб и величия. Императрица обратилась за советом к французским просветителям, столь близким ее сердцу и двору, в частности, к Дидро и Вольтеру. Знатоки своего дела выбрали Этьена Фальконе, как одного из самых амбициозных скульпторов Франции. Мастер с радостью принял предложение русской императрицы, бронзовый Петр должен был стать его величайшей работой, прославить его на весь мир. Фальконе увековечил свое имя на плаще Медного Всадника. Потешая собственное самолюбие и строя планы на будущее, художник сделала нечто невообразимое: нарисовал на полях своей записной книжки скалу и сверху Петра, направляющего руку вдаль. Идея такого памятника немного смутила императрицу, но процесс был запущен, оставалось только ждать. Монумент должен был символизировать независимость человечества от природы, его мощь перед ней. Но постамент, который был живым символом стихии, превратился в обтесанный, окультуренный камень. Я думаю, совсем не сложно догадаться, кто именно испортил концепцию. Браво, Фальконе!
Мне всегда было интересно, откуда и как привозят постаменты, тем более такие огромные. История этого окутана тайной. Достоверно известно лишь то, что камень привезен из окрестности Лахты в 1768 году. По одной из версий Гром-камень присмотрел еще сам Петр, он словно предрекал свою славу и величие, кстати, с греческого имя Петр так и переводится — камень или скала.
Но я слышала и другие версии появления загадочного постамента. В народе считалось, что камень возник под влиянием древних языческих сил, а внутри скалы заключена мощь богов. Видимо, не слишком уж могучие были боги, раз целиком скалу до берегов Петербурга довезти не смогли. По легенде у Финского залива камень разрушила молния, но на самом деле скола просто развалилась, ведь материал был достаточно хрупким, до сих пор останки священного валуна лежат на берегу залива.
Как добраться до Медного всадника
Чтобы добраться до Медного всадника, можно воспользоваться наземным транспортом или метро. Все зависит от погодных условий и от вашего отношения к пешим прогулкам.
Итак, я предлагаю следующие варианты:
- Ближе всего к всаднику находится станция метро «Адмиралтейская». От нее нужно двигаться по Малой Морской улице, мимо Исаакиевского собора, и тут повернуть направо к Александровскому саду. Длительность маршрута составит от 15 до 20 минут.
- От станции метро «Невский проспект» можно сесть на троллейбусы № 1, 5, 22, 10, 11 и ехать до остановки «Почтамтский переулок», откуда пройти по Конногвардейскому бульвару прямо до памятника.
Кого увековечил Медный всадник
Медным всадник стал после того, когда поэма Пушкина появилась в свете, именно Александр Сергеевич распиарил это сооружение, и теперь даже школьники знают, кто изображен на постаменте. На самом же деле Медный всадник сделан из бронзы. Также Петр сумел заработать репутацию медного всадника, когда после проигрыша под Нарвой взял взаймы все церковные колокола и переплавил их на пушки. Обещанное вернул, но через девять лет.
Лицо Петра лепил не Фальконе, а жена его сына — Мари Анн Колло. Девушка была всего лишь ученицей скульптура, но со своей задачей справилась виртуозно. Как я узнала, из Фальконе портретист был, мягко говоря, не ахти, да и бизнесмен тоже: он не соблюдал дедлайн, впадал в творческий кризис, хотел отказаться от работы. Екатерина лично курировала проект и не могла простить такое — мудрая, однако, была женщина.
Я предлагаю вам получше присмотреться: тогда в изображении Петра можно увидеть Георгия Победоносца, который является символом Москвы. Все каноничные детали соблюдены: всадник на вздыбленном коне; змей — символ побежденного врага; развивающийся плащ; рука, направленная вперед. Не хватает только копья, вместо него волны, которые олицетворяют стихию, хаос. Но Медный всадник усмирил своего строптивого врага, превратив его в оружие. Он создал флот, которого никогда не было в России. Есть и другие трактовки памятника. Говорят, что Пушкин
намекал на Александра Македонского и на его коня Буцефала или на Перуна Громовержца. Иногда доходит до крайности, и можно услышать о том, что перед нами один из Всадников Апокалипсиса.
Мистика и музыка
Неоднозначность оценки личности Петра I — Медного всадника пугала Александра I, и он решил запретить печать поэмы. Но не только мистицизм пушкинского героя вызывал у императора страх. В 1812 году Наполеона ждали в Петербурге, поэтому вывезли весь ценный антураж города, Медный всадник тоже должен был встать в ряды кочевников, но мистическая история, о которой император узнал через друга Галицина, остановила его.
Майору Батурину долгое время снился один и тот же сон, в котором к нему являлся призрак Петра I. Он спускался со своего постамента и врывался во дворец к Александру. Этим кошмаром майор поделился с Галициным. Кстати, я читала, что история и легла в основу поэмы Пушкина. Также памятник преследовал Павла и простых горожан, но все это выдумки. До сих пор памятник стоит на своем месте и охраняет город. Возможно, когда-нибудь он действительно оживет, как, например, это происходить в литературе и в музыке.
Пушкин, Достоевский, Белый, Шевчук, Гребенщиков… Они пытались неоднократно оживить каменный лик. Перед этим памятником можно включить одну из композиций и взглянуть вдаль вместе с Петром. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей, мне необходима специальная атмосфера, и так как в моих карманах всегда лежат наушники, то я с удовольствием взираю на молчаливого Петра под звуки питерского рока. Я предлагаю вам плейлист, в котором вы найдете образ своего Медного Всадника, ведь именно в этих строчках умирает и возрождается его история, его вечный город. Хотите стать его частью? Тогда вливайтесь:
- «Дорога 21», «Пески Петербурга», «Вавилон», «Молодые львы», «Государыня» — Борис Гребенщиков;
- «Черный пес Петербург», «Суббота», «Ленинград», «Любовь» — Юрий Шевчук;
- «Петербургская свадьба» и «Абсолютный вахтер» — Александр Башлачев;
- «Всадник», «Петербургская свадьба» — Александр Васильев.
Достопримечательности рядом
Памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге расположен в историческом центре, поэтому вы можете продолжить свое путешествие. На карте я отметила самые интересные места, которые находятся совсем рядом.
Если повернуться спиной к Неве, то вы увидите Исаакиевский собор. Если у вас есть время и силы, то стоит подняться на колоннаду собора. С этого ракурса не вы будете смотреть на Петра сверху вниз, а он поднимет голову и удивится. За вознесение и свободу придется заплатить 150 рублей, а ночью – 400. Каждую третью среду месяца работники устраивают себе выходной, так что стоит планировать свой визит. Также недалеко находится Эрмитаж, о нем можно подробно прочитать здесь. После можно отправиться к дворцовому мосту и прямо по нему выйти к Стрелке Васильевского острова. Если вы гуляете вечером, то стоит взять с собой что-то теплое, иначе замерзните.
Мой вам совет: влюбляйтесь в Петербург, знакомьтесь с другими интересными достопримечательностями, ходите на выставки, в театры. Здесь сталкиваются две стихии: вода и камень. Они сражаются точно так же, как ангел и демон за душу человека в суете будничных дней. Мы этого не замечаем, но должны помнить, что поле битвы внутри нас.