Роль искусства в Иране является очень сложной. С одной стороны, у иранцев сохранилась одна из самых богатых и самых сложных художественных традиций в мире. С другой стороны, исламские лидеры одобряют многие формы художественного выражения.
В соответствии с режимом Пехлеви, особенно под патронажем императрицы Фарах Диба, искусство активно поддерживалось и поощрялось. В период системы правления Исламской республики эта поддержка продолжалась, но с большим количеством спадов, остановок и оговорок.
Цензоры со своими критериями морали вторглись практически любую форму художественного выражения, но изобретательные иранцы умудрялись всегда производить чудесное искусство, несмотря на эти ограничения.
Существует два исламских запрета относительно видов искусства: запрещена музыка и запрещено изображать в искусстве людей и животных. Пророк Мухаммад осуждал музыку, потому что она действовала на людей завораживающе, музыкой можно было управлять массами народа, отвлекая их внимание от жизни и важных дел, созданных Богом.
Изображение человека и животных не одобряется по двум причинам: во-первых, потому что это может быть истолковано, как идолопоклонство; во-вторых, потому что это может быть воспринято как попытка создания альтернативной вселенной в том, что создано Богом.
Кроме того, ранние мусульмане считали поэзию подозрительным видом искусства, потому что думали, что на такой вид творчества вдохновляют джинны. По этим причинам Коран, безусловно, одно из самых поэтических произведений когда-либо созданных, однако поэзией он не является. Чтения Корана никогда не сопровождаются музыкой. На протяжении веков иранцы поняли, что присутствие музыки в процессе служения несколько легкомысленно.
Литература
Иранские поэты сочинили одни из самых замечательных, живых поэтических произведений в истории человечества. Великие поэты Фирдоуси, Хафиза, Саади и Джалал творили на родном и других иностранных языках. Эти стихи до сих пор имеют важное значение в жизни каждого иранца.
Современные поэты, творящие в неметрических стилях, одинаково почитаются среди людей, а народ разработал выдающийся кружок писателей, публицистов. Таким образом, по показателям художественной литературы, в этой области работают как мужчины, так и женщины.
Изобразительное искусство
Персидские миниатюры, иллюстрирующие иранских эпос и классическую историю, находятся среди великих произведений искусства, занимают определенное место в мире сокровищ. Эти миниатюры изображают как людей, так и животных. Еще одна традиция, допущенная религиозной цензурой - это художественное развитие каллиграфии.
Это высоко развитое иранское искусство, которое распространено на всем Ближнем Востоке. Иран имеет свои собственные стили арабской каллиграфии, впрочем, которые были разработаны многими современными художниками. Написание слов такими шрифтами считается искусством удивительной красоты.
Современные художники Ирана часто используют классические темы из миниатюр в сочетании с каллиграфией для однозначного персидского эстетического эффекта. Геометрическая конструкция также одобрена цензорами, она просматривается в архитектурных деталях зданий и дизайне ковров.
Никакое обсуждение персидского искусства не будет полным без упоминания ковроделия. Ковры Ирана являются наиболее важным экспортным товаром после нефти, и их создание является искусством высшего порядка. Ковры ручной делаются и на заказ. На создание лучших ковров уходят долгие годы, потому что завязывается ни одна сотня узлов на квадратный дюйм.
Дизайны ковров взяты из традиционной коллекции мотивов, но они постоянно модернизируются, разрабатываются новые орнаменты. Каждый регион Ирана имеет свои традиционные дизайны ковров. Ковры являются не только красивыми произведениями искусства, это еще и своеобразные инвестиции.
Старые ковры стоят больше, чем новые ковры. Каждая иранская семья имеет в доме хотя бы один ковер. Это гарантия на то, что если они будут надлежащим образом заботиться о состоянии ковра, то через много лет его можно будет дорого продать. Также большое значение имеют произведения искусства из серебра, дерева, ксилографии, эмалированная посуда, инкрустация и изготовление филигранных ювелирных изделий.
Все эти ремесла имеют богатые многовековые традиции. Эти искусства были возрождены в эпоху Пехлеви, семинары по возрождению этих видов искусства поддерживались и спонсировались правительством. Такая поддержка продолжалась и после революции, и теперь мы можем видеть отличные примеры художественных изделий, которые стали отличительной чертой хорошего вкуса в иранских домах.
Сценическое искусство Ирана
Персидская классическая музыка является одной из самых сложных и вдохновляющих художественных форм когда-либо созданных в мире. Музыкальная система состоит из двенадцати видов музыкальных форм, называемых Дестгях. Они делятся на мелкие мелодические элементы, большинство из которых связано с классическими персидскими поэтическими текстами.
Полная эффективность классической музыки достигается через аритмические и ритмические сочетания элементов Дестгях. В Иране музыкальные ансамбли состоят из ряда традиционных инструментов, которые проклеены смолой, а не клеем, и эта особенность придает особое звучание инструментам.
Среди таких инструментов ест лютня, сетар (маленькая лютня с тремя струнами), вертикальная флейта, широкая вертикальная скрипка, сантур, цимбалы, двуглавый барабан, большой бубен. Популярная музыка копирует формы и структуры классической музыки, накладывая ее на новые мотивы. Многие популярные иранские музыканты сейчас живут за границей, где они записывают свои альбомы и экспортируют свою музыку обратно в Иран.
Женщины не имеют права исполнять музыку на публике при нынешнем правительстве. До революции кинозрелища были любимым досугом населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре.
Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные сюжеты.
В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм «Белый шар» получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале, «Вкус вишни» был награжден там же «Золотой Пальмовой Ветвью».