Происхождение названия
Доминиканская Республика образовалась 27 февраля 1844 года, когда группа революционеров захватила власть, свергнув гаитянских правителей острова Эспаньолы. Когда Христофор Колумб впервые высадился здесь в 1492 году, он назвал остров Эспаньолой.
Через несколько лет город Сан-Доминго превратился в испанскую столицу Нового Света, стал своеобразными воротами в Карибский бассейн. Французы обосновались на другом конце острова, а в 1795 году испанцы его полностью им уступили. В результате восстания чернокожих африканских рабов в 1804 году западная часть острова (ныне Гаити) была под их управление. Французские войска смогли отвоевать себе лишь западную часть острова.
В 1838 году небольшая группа испаноязычных доминиканцев из Санто-Доминго создало тайное общество под названием «La Trinitaria», целью которого было свержение гаитянского управления. Во главе общества был Хуан Пабло Дуарте, выходец из богатой доминиканской семьи. После свержения старой власти первым президентом Доминиканской Республики стал один из лидеров революции – Педро Сантана.
Сложный культурный комплекс, состоящий из аравакских, испанских, африканских и французских традиций отличается Доминиканскую Республику от других стран Карибского бассейна. Страна стала независимой до того, как в испанской части Карибов было отменено рабство, и за сто лет до того, как начался процесс деколонизации других островов.
Доминиканцы идентифицируют себя скорее с латиноамериканцами, чем с карибами. Кроме того, эта страна поддерживает тесные отношения с США, которые обосновались на острове в начале 20 века. Национальное сообщество пыталось построить демократию, сводя на нет коррумпированную и авторитарную политическую элиту.
Образование страны
Таино – это коренные жители Доминиканской Республики, которые в свое время горячо приветствовали корабли Колумба. Это мирная подгруппа аравакских племен, живших в тропических лесах Южной Америки. Когда Колумб прибыл на остров, здесь жило, по меньшей мере, 500 тысяч таино. Их жизнь была сосредоточена на сельском хозяйстве. Дома таино были деревянные, с соломенными крышами. В одном доме жило несколько семей. Люди спали в гамаках.
Вещи хранили в корзинах, которые свисали с крыш и стен. Дома строились беспорядочно вокруг центральной площади, где стоял дом главы племени. Деревни объединялись в районы, в каждом из которых был свой старейшина, а районы образовывали собой региональные племена во главе со своим начальником. В обществе таино было только два класса жителей – летописцы, которые приравнивались к знати, и простолюдины.
Рабов не было. Вместо того, чтобы рубить леса для очистки земли под сельскохозяйственные угодья, как это делали в Амазонии, таино возделывали только постоянные поля, выделенные природой. Они улучшали дренаж и боролись с эрозией почвы, что позволяло им хранить зрелые клубни долгое время.
Таино добывали золото и делали самородки из небольших пластин. Золото инкрустировали в деревянные предметы и украшали им одежду. Колумб взял немало золото таино, полагая, что так он сможет расплатиться с королем и королевой Испании.
Так как практически все таино погибли в течение первых трех десятилетий после прибытия на остров испанцев, культура и традиции этого удивительного народа не так явно присутствует в современной повседневной жизни доминиканцев, как, предположим, культура майя в сегодняшней Мексике. На небольшой части острова жила группа араваков, называющих себя карибами. Согласно преданию, один из них выстрелил из лука в Колумба сразу после прибытия на остров испанских кораблей.
Когда Колумб впервые высадился здесь в 1492 году, он назвал остров Эспаньолой, впоследствии название было изменено на Гаити. Колумб был превосходным мореплавателем, но ни он, ни его брат Бартоломе не смогли править новой колонией. Они разрушили систему хозяйства таино, заставляя их постоянно искать золото. К 1496 году многие коренные жители погибли, а те, кто решил восстать против рабства, были жестоко наказаны.
Люди гибли также от недоедания – еда было в дефиците. Тогда Бартоломе перенес столицу острова из Изабеллы в новый город Санто-Доминго, который расположился в богатой гавани. Порт Санто-Доминго был единственным местом, куда приходили корабли из Европы, направляясь к Малым Антильским островам, до того момента, когда из-за изменения мореплавательных маршрутов на первое место вышел порт Гаваны.
Когда Колумб прибыл на остров в третий раз, здесь началось восстание колонистов. Чтобы усмирить бунтовщиков, она приказал контролировать не только землю, но и местные общины. Испанские колонизаторы могли легально заставлять индейцев бесплатно работать на них.
Из-за тяжких условий принудительного труда и болезней, которые европейцы привезли с собой, таино начали быстро умирать. Тогда испанцы начали поставлять на остров другую рабочую силу – африканских рабов.
Затем испанцы отказались от Эспаньолы в пользу более экономически выгодных районов, таких, как Куба и Мексика, однако в Доминиканской Республике так и остались существовать испанские институты власти, экономики и принципы устроения общества. На этом острове укрывались пираты. В течение 200 лет Эспаньола пребывала в состоянии дезорганизации и стагнации.
В 1697 году Испания передала западную часть острова французам, и жизнь здесь наладилась: на основе рабства стали производить сахар и хлопок. В 1795 году Франции отошла и другая часть острова, которая все это время стояла на грани выживания за счет натурального хозяйства.
В 1809 году восток Эспаньолы опять отошел Испании. В 1822 году темнокожие жители Гаити обрели контроль над всем островом, который просуществовал до 1844 года.
27 февраля 1844 года Хуан Пабло Дуарте, лидер движения за независимость, вошел в Санто-Доминго и объявил две трети восточной части острова независимым государством. Оно было названо Доминиканской Республикой. Педро Сантана, один из лидеров, которых называли каудильо, стал президентом. Новая нация всеми силами боролась за существование и выход из политического и экономического кризиса.
Под прикрытием доктрины Монро, которая позволяла Штатам бороться с тем, что они называют европейской интервенцией, США вторглись на территорию Доминиканской Республики в 1916 году и властвовали здесь до 1924 года.
В период американской оккупации образовался новый класс крупных землевладельцев. Новая армия – Национальная гвардия - обучалась у морской пехоты США, чтобы научиться эффективно противостоять силам повстанцев. В 1930 году Рафаэль Трухильо, лидер Национальной гвардии, использовал свое положение для укрепления личной власти.
С 1930 по 1961 год Доминиканская Республика фактически была в личном владении Трухильо – страна превратилась в первое по-настоящему тоталитарное государство западного полушария. Он и его окружение контролировали фактически 60% активов страны, отменили все личные и политические свободы.
В 1961 году Трухильо был убит, а его сын бежал из страны. В Доминиканской Республике состоялись демократические выборы. В конце концов, в 1965 году доминиканцы при помощи 23 тысяч американских солдат победили конституционалистов. Экономическая элита Доминиканы, укомплектованная американскими военными, избрала Хоакина Балагера – одного из «марионеточных» президентов Трухильо.
В начале 1970-х годов Доминиканская Республика прошла через этап экономического развития, которое поднялось за счет общественных проектов, иностранных инвестиций, развития туризма и резкого повышения цен на сахар. Сформировался слой богатой элиты, в то время как уровень безработицы, неграмотности, недоедания и младенческой смертности был очень высокий.
Правительство Балагера дестабилизировали резкое падение цен на нефть и на сахар, рост безработицы и инфляции в середине 1970-х годов. У страны был огромный внешний долг, Международный валютный фонд потребовал принять решительные меры по жесткой экономии ресурсов, и правительство заморозило выплату зарплат, уменьшило финансирование по разным статьям, подняло цены на основные потребительские товары и ограничило кредитование.
Такая политика привела к росту социальной напряженности в обществе. Балагеру тогда уже было 80 лет, он был практически слепой. Он обратился к общественным проектам в надежде оживить экономику, но второй раз попытка не удалась. В 1996 году Балагер ушел в отставку, новым президентом стал Леонель Фернандес Рейна.
Национальная идентичность Доминиканской Республики
На национальную самобытность народа Доминиканской Республики повлияли испанские традиции и раннее обретение независимости (по сравнению с другими странами Карибского бассейна). Коренное население фактически исчезло в течение несколько десятилетий после прибытия на остров колонизаторов. Страну населили испанцы и африканские рабы.
Испанский – национальный язык, на нем говорят все местные жители. Больше ценятся светлые оттенки кожи, которые указывают на европейское происхождение, а не темные, которые отсылают к западноафриканским корням.
Большая часть населения исповедует католичество, по всему острову стоят христианские соборы. Гордость, некая агрессивность – эти качества очень ценятся в спорте, бизнесе и политике. Мужской шовинизм пронизывает все общество, особенно в бедных слоях общество.
Крылатая фраза «Si Dios quiere» «(«Если Богу пожелает») выражает уверенность, что судьба каждого человека тесно переплетается с волей Божьей. Классовая система испанского общества сохранилась в Доминиканской Республике. Власть была сосредоточена в руках несколько богатейших семей.
Семья имеет первостепенное значение в обществе. Отношения между людьми важнее, чем график и опоздания на встречи, люди чаще общаются, чем работают. Доминиканцы – очень доброжелательный и общительный народ. Они отличаются любопытством, не стесняются задавать личные и откровенные вопросы. Доминиканским детям стеснение в целом не свойственно. Очень ценится доверие.
Этнические отношения
Доминиканская Республика была местом, куда привозили первых африканских рабов в Америке. Чернокожие и мулаты составляют здесь почти 90% населения. Между доминиканцами и гаитянами всегда были напряженные отношения.
В начале осени 1937 года солдаты Трухильо, вооруженные мачете, ножами, кирками и лопатами убили, по разным оценкам, от 10 до 35 тысяч мирных гаитян, маскируя это под крестьянское восстание. В обществе до сих пор сохраняется презренное отношение к гаитянам и чернокожим.