Экономика Кубы — социалистического плана. Это значит, что населению принадлежит все производство и все выгоды от экономической деятельности страны. Процент частной собственности минимален, частный капитал рассматривается как нарушение общественного договора, согласно которому все кубинцы в равной степени владеют островом.
Вскоре после революции все производственные объекты прошли коллективизацию, сельскохозяйственные плантации, промышленные заводы и никелевые рудники стали общественной собственности, то есть, стали принадлежать всем кубинцам. В 1960-1962 годах Кубу покинули богачи, которые поддерживали режим Батисты. В основном они уехали в Майами и Нью-Джерси.
Государство пользовалось общественной собственностью, чтобы поддерживать сферу образования, здравоохранения и социального обеспечения. К сожалению, правительство столкнулось с теми же ошибками, которые бывают у социалистических стран: во-первых, делался акцент на уровнях производства в плане эффективности, во-вторых, упор на централизованное планирование, а не на рынок.
В первой революционной конституции была утверждена «Система руководства и планирования экономики» (SDPE) — механизм, предполагающий централизованное планирование и производственные квоты. Планирование осуществлялось Советом по централизованному планированию (JUCEPLAN). Система SDPE была более гибкой, чем аналогичная в Советском Союзе, но и здесь инновации рубились на корню. Государство Кубы все же демонстрировало свою способность к компромиссам, идя навстречу частным экономическим инициативам.
Между политикой и экономикой существует определенное напряжение, особенно это чувствуется в туристической сфере, которая начала активно развиваться с 1990 года. В 1987 году была создана государственная корпорация «Cubanacán», целью которой были переговоры между кубинскими и иностранными предприятиями о строительстве новых туристических объектов.
Приток иностранного капитала способствовала росту туризма, но создал идеологические проблемы социалистической революции: иностранные капиталисты и туристы привносили в кубинское общество культурные идеи, которые не соответствовали социалистической системе. Чтобы защитить народ от «идеологического захвата», государство отделило сферу туризма от экономики и запретило кубинцам находиться в некоторых туристических областях.
Деньги, крутящиеся в этой отрасли, не шли на пользу экономике Кубы, и некоторые граждане были недовольны тем, что им запретили свободно перемещаться по всей стране.
Владение землей и собственность
До революции 1959 года общество Кубы было довольно стратифицированным: около 8% населения владели 79% пахотных земель. Сельскохозяйственные рабочие жили в крайней нищете и недоедании, практически ни у кого из них не было земли в частной собственности. Аграрная реформа 1959 года распределила крупнейшие поместья и сельскохозяйственные угодья между 200 тысячами рабочих.
В 1975 году Национальная ассоциация мелких землевладельцев занялась работой по формированию сельскохозяйственных кооперативов. К 1986 году 72% фермеров состояли в кооперативах. В обмен на это государство обеспечило их семенами, удобрениями, орудиями труда, жильем, предоставило более низкие налоги на прибыль. Мелких фермеров не могли заставить отказаться от его земли против его воли.
Коммерция
Во времена «Особого периода» государственно децентрализовало экономическую систему, что вызвало взрыв частного предпринимательство. В 1992 году была введена поправка к конституции, которая признала право частной собственности на средства производства.
В 1993 году Президент Кастро назвал сто новый категорий, в рамках которых разрешалось вести частную экономическую деятельность. Коммерция на Кубе сегодня — это смесь общественной собственности основных средств производства и частной собственности некоторых сельскохозяйственных угодий. Частная продукция продается государству и на рынках свободной торговли.
Главные отрасли промышленности на Кубе
Табак и кофе соревновались с сахаром по объему производства с начала 19 века, так как кубинская земля всегда была более приспособлена для выращивания сахарных культур. Диверсификация экономики была затруднена, так как одна из сверхдержав использовала Кубу исключительно в качестве сахарной и цитрусовой плантации.
Правительство, пришедшее к власти после революции, попыталась наладить производство импортозамещающей продукции, чтобы уменьшить степень зависимости страны от иностранных товаров, но это давалось нелегко из-за отсутствия топлива – нефтяные субсидии Советского Союза перестали поступать в 1990 году.
Большая часть промышленного оборудования была советского производства – заменить их было нечем. Отсутствие топлива и оборудования привело к использованию труда животных в сельском хозяйстве – это огромный шаг назад, в доиндустриальное прошлое. Самый распространенный полезный минерал в Кубе – это никель. Экспорт никеля был главной составной частью торговли с социалистическими государствами до 1989 года.
Кубинцы добились определенных успехов в развитии биотехнологий в качестве еще одной экспортной статьи, но затем появились проблемы с поставками. Туризм стал самым перспективным видом деятельности в плане заработка «твердой валюты». Куба остро нуждается в нефти, и правительство дало курс на изучение морского бурения.
Торговля
Экономическая катастрофа, начавшаяся в 1989 году, привела к распаду Совета экономической взаимопомощи (COMECON) – торговому союзу социалистических государств. COMECON облегчала процесс торговли сахаром, цитрусовыми, никелем – все это Куба продавала по ценам выше рыночных в обмен на советскую нефть по цене ниже рыночной. Кубе было позволено продавать нефть СССР, оставляя себе прибыль.
Это выгодное сотрудничество позволило создать в стране равноправное общество, но когда поток помощи прекратился, оказалось, что экономика не такая уж и стабильная. Кубе пришлось вести торговлю в условиях глобального капиталистического рынка, построенного на основе кассовых операций, а не идеологической совместимости. На первый план вышла необходимость поиска новых торговых партнеров – и здесь прагматика снова шла вразрез с идеологией.
Куба не может позволить себе разделить своих партнеров на две группы: тех, кто разделяет ее видение справедливости и равенства и тех, кто придерживается иных мнений. Острову пришлось сотрудничать с капиталистическими государствами, чья политико-экономическая идеология полностью противоречит социалистическим идеалам. Ведущим торговым партнером Кубы является Испания, за ней следуют Канада и Япония.
Правительство Кубы активно работает на улучшение торговых отношений с Мексикой, Бразилией и другими латиноамериканскими государствами. В 19991 году ей удалось войти в состав CARICOM (Общий карибский рынок), который может хотя бы частично заменить членство в прекратившем свое существование COMECON.
Разделение труда
В послереволюционной Кубе высшее образование было доступно всем гражданам – было необходимо сократить экономическое неравенство и заменить на рынке труда тех профессионалов, которые покинули свою страну в начале 1960-х годов. Однако возможность получить высшее образование привела к тому, что все больше молодежи отказывалось работать в сельском хозяйстве и промышленности, что вызвало нехватку работников физического труда.
Несмотря на усилия властей по борьбе с этой ситуацией, наблюдается существенная диспропорция: белокожие кубинцы занимают должности в управленческом секторе, а афрокубинцы трудятся на заводах и плантациях.
В «Особый период» правительству пришлось ввести меры жесткой экономии, сократить офисы и заводы. В 1991 году Коммунистическая партия Кубы (PCC) заявила, что возможность работать есть фундаментальное человеческое право каждого гражданина, поэтому тем людям, которые потеряли свои рабочие места, будет оказана материальная поддержка и возможность устроиться в сельскохозяйственной отрасли.