Архитектура в Центральноафриканской Республике
Какие отличительные черты в архитектуре городских и сельских поселений страны?
Деревни, в большинстве своем населенные мужчинами-потомками родов или кланов, стоят отдельно друг от друга около дорог. Эта практика появилась в 1920-х годах для создания так называемых «деревень-плантаций», где выращивался хлопок. В 1970-х годах многие деревни объединили, по видимому чтобы модернизировать сельское хозяйство.
Типичное жилище, которое приходится часто отстраивать заново из-за термитов, делают из высушенных на солнце кирпичей и покрывают дикой травой; жители лесов — пальмовыми листьями. Построенные из плетня и грязи строения были не в чести при правлении французов, однако все еще встречаются.
В них люди спят прямо на циновках на полу из толченой земли, иногда пользуются самодельными кроватями. Вся семья живет в одном доме, разделенном на части. Такое разделение общепринято, особенно если на владельцев дома оказала влияние западная культура.
Рядом может быть загон для коз, но уборные в домах встречаются редко, они более характерны для городов. Жилища в основном используются в качестве хранилищ и для сна. Впрочем, во время шестимесячного сухого и жаркого сезона в саванне люди часто спят на улице.
Семейная жизнь протекает на открытых пространствах или на узкой веранде, а пища готовится на семейном очаге, находящемся в передней части жилища.
Деревня обычно простирается до дороги, всю ее держат в чистоте и подметают женщины, а необработанные земли, так называемые «буши» нгонда, начинаются в нескольких ярдах за домами. Таким образом деревенское пространство совершенно открыто, поэтому увидеть, кто чем занят, могут все.
Также можно увидеть прохожих, поприветствовать их и вовлечь в беседу. Ставить заборы здесь принято только у мусульман и людей, перенявших их культурные черты. Для коренных центральноафриканцев скрытность и секретность — это нарушение их культурной нормы.
В городских центрах находятся администрации префектур (провинций) и субпрефектур. Эти центры состоят из множества деревень, однако состоятельные люди, такие как государственные служащие и торговцы живут не в типично деревенских домах, а в жилищах, построенных из цементных блоков, в них цементный пол и крытые металлическими листами крыши.
Большие по размеру здания этого типа относятся к колониальному периоду и используются государственными ведомствами и религиозными организациями. Эти второстепенные центры соединены системой неасфальтированных дорог, построенных между 1925 и 1938 годом коренным населением. Дороги облегчили миграцию и путешествия, способствуя мнимой урбанизации и национализации культуры.
Поскольку между членами рода поддерживаются связи, частые путешествия, нередко в качестве заплатившего за проезд пассажира на крыше грузовика, ассоциируются с болезнью и смертью родственников. Обширная сеть частных перевозчиков, обслуживающих внутренние районы страны, переродилась в так называемый сервис «сельских такси».
Рост населения во второстепенных центрах и сельскохозяйственная деятельность центральноафриканцев привели к катастрофическим экологическим изменениям: деревья стали использовать и для строительства домов, и в качестве дров, в итоге обезлесение вокруг всех городских центров вызвало необходимость ввоза древесины издалека.
Столица Банги скорее более похожа на огромное скопище населения, хаотично сосредоточенного вокруг колониального ядра, чем на город. Увеличивающийся размер Банги привел к потере сельскохозяйственных угодий по его периметру.
Добротные здания из цементных блоков с покрытыми металлическими листами крышами соседствуют здесь с деревенскими домами со стенами, сделанными из обожженого на солнце кирпича, и крышами, покрытыми соломой или пальмовыми листьями. Эти здания часто принадлежат близким родственникам и напоминают доколониальные семейные деревни.
Их стиль определяется отчасти этнической принадлежностью, в большей мере богатством, количеством отдельных комнат, социализацией и числом обитателей. Лишь в немногих таких домах есть электричество, водопровод или выезд к дороге.
Большинство людей направляются к месту назначения пешком, однако даже бедняки могут позволить себе поездку на частном автобусе или маршрутном такси, а у более состоятельных есть мотоциклы и автомобили.