Происхождение названия Бангладеш
Название "Бангладеш" представляет собой сочетание бенгальских слов, на бенгальском слово «Деш» означает страну или землю, а слово «Бангла» обозначает говорящих людей. Страна ранее была известна под названием Восточный Пакистан.
Создание независимого государства является триумфом этнических действий и культурной политики. Ранее Бангладеш был частью ряда важных политических образований, в том числе индийской империи, буддийского царства, Империи Великих Моголов, Британской империи и пакистанской нации.
История образования Бангладеша
До 1947 года Бангладеш был известен как провинция Восточной Бенгалии и был частью Великобритании и Индии с 1700-х годов. В 1947 году Британия, вместе с ведущими политическими организациями Индии, распределяют индийскую колонию в Индии и Пакистане. В состав провинций Восточной Бенгалии вошел Пакистан, он был передан в качестве Восточного Пакистана.
Западный Пакистан был вырезан из северо-западных провинций Британской Индии. Это разделение территории представляет собой попытку создать мусульманское государство на периферии индусской Индии. Тем не менее, на Западе и Востоке крылья Пакистана были раскинуты более чем на 1000 миль Индии, создавая культурный разрыв между двумя частями страны.
Этнические группы Пакистана и индийских мусульман, которые покинули Индию после раздела, сильно отличались по языковому признаку и по образу жизни от бывших Восточных бенгальцев: Западный Пакистан был более ориентирован на Ближний Востоке и подвергался арабскому исламскому влиянию, а Восточный Пакистан был ближе к Дальнему Востоку и попадал под влияние индусов , буддистов и британских культурных ценностей.
С начала создания Пакистана население бенгальцев на востоке было больше, чем пакистанское населения в западном крыле, таким образом Западный Пакистан стал резиденцией правительства и контролировал почти все национальные ресурсы. Западные пакистанцы обычно рассматривают бенгальцев как слабую часть страны, серьезно уступающую исламской части Пакистана.
С 1947 года по 1970 год Западный Пакистан неохотно допустил Бенгальскую часть страны к власти в правительстве, вооруженных силах и гражданской службе, но увеличение социальных волнений на востоке привело к тому, что народ Бенгалии стал восставать против западного правительства.
В свою очередь власть Западного Пакистана продолжала критиковать индуистские меньшинства в Бенгалии. Это стало очевидно в 1952 году, когда премьер-министр Назимуддин пытался сделать урду, преобладающий язык Западного Пакистана, государственным языком. Восточная часть страны отреагировала мгновенно: появились оппозиционные движения, радикальные сборища студентов в университете в Дакке не стали молчать.
Они решили придать новый смысл национальности языка Бангла, подчеркнуть культурное единство востока и отвергнуть пан-исламское братство.
В период 1960-х годов Восточная часть страны приветствовала сообщение об уникальности бенгальской культуры, и это легло в основу призывы к самоопределению или автономии. В конце 1960-х годов правительство Пакистана пыталось сорвать выборы, однако выборы состоялись 7 декабря 1970 года, и пакистанцы голосовали непосредственно за членов Национальной Ассамблеи.
Народная лига, возглавляемая шейхом Муджибуром Рахмана, в значительной степени являлась участником Бенгальского собрания, который призывал восточную часть страны к автономии. Шейх Муджибур хотел разделить Пакистан на две равноправные части. Его партия получила один из 162 мест в провинциальных собраниях Восточного Пакистана и 160 из трехсот мест в Национальном собрании. Народная лига стала контролировать национальную политику и стала иметь возможность выбирать премьер-министра.
Президент Яхья, однако, отложил созыв Национального собрания, чтобы предотвратить захват власти бенгальцами. В ответ шейх Муджибур и Народная лига организовали волнения в Восточном Пакистане. Западный Пакистан отправил больше войск на восток, и 25 марта 1971 года, пакистанская армия произвела арест нескольких сотен человек и привезла их не запад.
26 марта того же года Народная лига объявила Восточный Пакистан независимой нацией, и уже в апреле бенгальцы вступили в открытый конфликт с пакистанской армией.
В течение последующих 10 месяцев длилась освободительная война. Восточный Пакистан стал называть себя Бангладешем. Сражение с войсками Пакистана велось по всей территории бывшей совместной страны. В военных действиях участие принимали вооруженные индийские силы. Было очень много партизанских стычек. Пакистанцы систематически искали политических оппонентов и убивали на глазах у бенгальцев их соплеменников.
Около 10 миллионов человек бежали из Бангладеша в Индию. В начале декабря 1971 года индийская армия вошла Бангладеш, который на тот момент был оккупирован пакистанской армией, и уже через десять дней пакистанцы оставили Бангладеш и отступили. 16 декабря 1971 года пакистанские военные сдались. В январе 1972 года, Муджибур был освобожден из заключения и стал премьер-министром Бангладеша.
Бангладеш был основан как «демократическое, светское, социалистическое государство", но новое государство представлял триумф Бангладеша над мусульманской культурой и языком. Вскоре правление страны был коррумпировано, а премьер-министр попытался сделать государство однопартийным. Из-за этого 15 августа 1975 года он и его семья, а также большинство армейских офицеров были убиты. С этого времени Бангладеш стал менее социалистическим и менее светским государством.
С 1972 года п 1974 год страна переживала разрушение, истощение и голод, после чего была установлена военная диктатура, за которой последовало несколько военных переворотов и политических убийств. В 1979 году страна начала краткосрочный эксперимент с демократией под руководством харизматичного президента Зиа, который установил хорошие отношения с Западом и богатыми нефтью мусульманскими странами.
Его убийство в 1981 году привело к возврату военной диктатуры, которая периодически успокаивала население, обещая проведение демократических выборов. Эти заверения моментально подхватывались местной прессой как доказательство того, что в Бангладеше существует демократия, но выборов так и не было до 1991 года. В этом году военный диктатор генерал Эршад был вынужден подать в отставку под давлением общественного движения, возглавляемого Националистской Партией Бангладеша и Авами Лиг.
В 1991 была вновь восстановлена демократия и Бегум Халеда Зиа стал премьер-министром. Рост экономики достиг 4,5 %, стали укрепляться связи с западом. Но к 1994 году многие жители страны были разочарованы правительством Зиа. Несмотря на предвыборные обещания, Закон о чрезвычайных полномочиях от 1974 года, по которому предполагалось правление на срок до 120 дней без предъявления обвинения, так и не был отменен.
Появились заявления о том, что правительство подтасовало результаты выборов, и сразу же начались массовые военные и полицейские преследования нарушителей. Оппозиционные партии призывали к массовым всеобщим забастовкам, а чиновники вынуждены были уехать из страны.
Еще одни выборы прошли в феврале 1996 года, на них явилось всего 5% избирателей, потому что люди думали, что и в этот раз будет подтасовка результатов голосования. Оппозиционные партии и группы активистов выступали против выборов, а 30 марта бывшему правителю Зиа пришлось сдать свои полномочия, а на его пост вступил Мухаммад Хабибур Рахман.
Выборы были признаны в целом как свободные и честные, они прошли в июне, было создано коалиционное правительство возглавляемое Шейхом Хазина Вазедом. В октябре 2001 года на выборах победила Национальная Партия Бангладеша, и Зиа был вновь назначен на пост премьер-министра.
Национальное единство
Бенгальская национальная идентичность коренится в культуре страны, которая превосходит международные границы и включает в себя площадь самого Бангладеша и Западной Бенгалии, а также части Индии. Символичным считается то, что Бангладеш в 1971 году самостоятельно стал бороться за независимость от Пакистана.
Во время этой борьбы проявились ключевые элементы национальной идентичности Бангладеша, они объединились вокруг важности родного языка Бангла и самобытности культуры или образа жизни, подключенного к глубинкам страны. С этого времени укрепилась разница между индуистской Западной Бенгалией и исламским Бангладеш.
Название «Бангладеш» некотором смысле означает «чувствовать связь с естественной земельно-водной системой Ганга, Брахмапутры и других рек, которые текут в Бенгальский залив. Существует предвидение природы и годовой цикл, есть красивые темно-зеленые рисовые месяцы, а есть время года, когда темные тяжелые тучи с муссонными дождями заполоняют небо и затапливают поля.
Даже люди, которые давно уже живут в городах, все еще сохранили чувство причастности к этой природной системе. Великие поэты Бангладеша, Рабиндранат Тагор и Кази Нурул, плотно закрепили своими стихами бенгальское чувство красоты и силу природы страны.
Этнические отношения в Бангладеше
Самым известным общественным конфликтом между мусульманами и индуистами стали события 1947 года. В 1947 году миллионы индусов переехали на запад в Западную Бенгалию, в то время как миллионы мусульман переехали на восток в только что созданный Восточный Пакистан.
Насилие царило между людьми разных наций и религий. Сегодня в большинстве районов страны индусы и мусульмане живут мирно, они связаны между собой экономическими и социальными отношениями. Обе группы людей считают себя членами одной культуры.
С 1976 по 1998 год был поддержан культурный конфликт на почве контроля над юго-восточным Читтагонгом. Эта область является родиной ряда племенных групп, противостоявших во время оппозиции против бангладешских мусульман.
В 1998 году было заключено мирное соглашение, по результатам которого эта территория стала автономной и получила самоуправление. Эти племенные группы до сих пор не идентифицируют себя с национальной культурой Бангладеша.