Происхождение названия
Культура Антигуа и Барбуда (на местном произношении звучит как «Антига и Барбуэда») является классическим примером креольской культуры. Она возникла от смешения индейских (карибов и араваков), западноафриканских и европейцеы (в первую очередь британцев) культурных традиций.
Конкретные отсылки на «родительские» культуры, а также следы влияния соседних островов Карибского бассейна (например, регги с Ямайки) по-прежнему можно проследить в обществе Антигуа и Барбуды. До того, как в 1493 году сюда приплыл Христофор Колумб, острова носили название Wadadli и Wa'omoni.
Образование страны
Антигуа и Барбуда стали независимым государством в результате напряженной борьбы местных жителей с колонизаторами. Переломным моментом в этой войне явилась серия восстание крестьян и рабочих, которые прошли в странах Карибского бассейна в период между 1935 и 1939 годами, причем одними из последних восстали трудящиеся Антигуа и Барбуды.
В 1939 году в Антигуа был создан профсоюз (ATLU). Потребность подобной организации была признана группой, включавшей в себя Гарольда Вильсона, Норриса Аллена и Реджинальда Стивенса. Аллен взял за себя инициативу, созвал совещание, по итогам которого был сформирован союз. Стивенс был первым ее его президентом, а Беркли Ричардс – первым генеральным секретарем.
Как только профсоюз начал принимать активное участие в борьбе трудящихся против владельцев сахарной плантации, ситуация начала приобретать все более яркий политический окрас. Вскоре была основана Рабочая партия Антигуа (ALP). Бёрд, торой президент ATLU, опрометчиво соединил в своем управлении лейборизм и государственный капитализм, который местные называли «социализмом молока и воды».
Спустя некоторое время представители ATLU занимают несколько мест в выборном законодательном органе. В результате изменился баланс сил между рабочими и плантаторами. В период с 1940 по 1951 года профсоюз боролся за всеобщее избирательное право и самоуправление.
В этого момента рабочее движение было не отличить от националистического. Политизация привела к новом забастовкам и конфронтации владельцев плантаций и элитной прослойки колониального государства.
Конфликт, подкрепляемый схожими процессами на других карибских островах, возмущениями африканских стран, негативным отношением к колониям со стороны США и России, наконец-то заставил Британию пересмотреть свою колониальную политику. Начался процесс конституционной деколонизации. Восставшим островам постепенно передавался суверенитет.
Управленческие полномочия переходили местным лидерам – в случае с Антигуа и Барбудой это ALP. Таким образом, в 1950-1981 годах в социально-политической жизни островов произошли важные изменения. Первым премьер-министром страны стал лидер ALP Бёрд.
Этнические отношения
После того, как британцы в 1623 году основали в Антигуа и Барбуде свою колонию, начался необратимый процесс формирования этнических групп. В верхней части иерарической социальной лестницы были британцы, абсолютная гегемония которых оправдывалась превосходством белой расы и миссией установления цивилизации на отстающих по развитию территориях.
Внутри этой группы были отличия между британскими антигуанцами и креольскими британцами, последние из которых были более привилегированными.
На втором месте после англичан стояли мулаты, представители смешанной расы – дети браков, соединяющих белых европейцев и черных африканцев. Кожа мулатов была светлее африканской – этим они друг от друга и отличались. Они разработали целую идеологию, чтобы обосновать свое право считаться выше других этнических групп.
Следом за мулатами стояли примерно 2,5 тысяч португальцев, которые мигрировали на острова из Майдеры с 1947 по 1852 год из-за страшного голода, который разразился на их родине. Многие из них основали здесь свое небольшое дело и стали рассматриваться наравне с мулатами.
Британцы никогда не признавали португальцев «свои» и в свои ряды не допускали. Среди португальских антигуанцев и португальских барбуданцев были различия в основном в религиозных практиках.
Чуть ниже португальцев располагалась «ступенька» выходцев из Ближнего Востока, который эмигрировали в Антигуа и Барбуду на рубеже 19 и 20 веков. Многие из них начали как странствующие торговцы, а затем ассимилировались в среднем классе. Хотя к ним относились жители разных восточных стран, больше всего на Карибы приехало сирийцев.
Пятый слой общества – это афро-антигуанцы и барбуданцы. Вынужденные эмигрировать на острова в качестве рабов, они прибыли сюда в течение 1670-х годов. Африканцы быстро стали доминировать среди остального населения.
До вхождения в эту этническую группу, африканцы между собой делились по различным национальностям. На Карибских островах они перестали быть йоруба, игбо, акан – их стали называть «негры» или «черные». Процессы, которые происходили в то время, можно охарактеризовать как декультурацию, унижение человеческого достоинства и расизм.
Цвет кожи стал отличительным признаком их национального идентичности. Афро-антигуанцы и барбуданцы были подвержены дегуманистическому и расистскому отношению, которое вылилось в полное порабощение сначала и к эксплуатации в качестве наемных работников позже.
В последние десятилетие этническую мозаику общества Антигуа и Барбуды разбавили испаноговорящие иммигранты из Доминиканской Республики, и афро-карибы из Гайаны и Доминики.
Сначала они вступили на низшую ступень социальной иерархии, и пока еще слишком рано делать прогнозы по уровню их ассимиляции и социальной мобильности.