Происхождение названия Анголы
Слово «Ангола» происходит от звания, используемого правителями государства Ндонго. Название «Нгола» впервые упоминается в записях португальцев, датируемых 16 веком. Португальцы основали колонию на побережье в 1575 году, на территории современной Анголы. В конце 19 века область владения португальцев была значительно шире тех, которые сейчас отмечены на карте Анголы.
В 1975 году здесь образовалось независимое государство – Народная республика Ангола.
Анголу нельзя в полной мере отнести ни к самодостаточной цивилизации, ни к цельной культуре. Начиная с 1961 года, война разрушила множество зданий и культурных объектов, местные жители бежали, а территорию поделили между собой воюющие стороны.
Таким образом, о единой национальной культуре говорить не приходится. Сложно получить какую-либо достоверную информацию, поскольку из-за войны прикрыты исследования во многих областях.
Образование страны
Современная Ангола как государство сформировалась в результате заседания европейских политиков на конференции в Берлине в 1885 году. До этого момента территорию населяли люди с разными политическими традициями, образующих децентрализованные группы в авторитарных царствах. Португальцы основали здесь колонию в 16 веке, еще раньше они познакомились с культурами народом Конго, Ндонго и Овимбунду.
Войны против португальцев-иммигрантов проводились под националистическими настроениями и лозунгами. Веками Ангола поставляла рабов в Новый свет. Португальцы, местико (метисы), африканские торговцы и посредники продавали миллионы рабов в Америку. Их везли за океан на борту голландских и португальских судов. Хотя работорговля запрещена с 1880 года, рабство внутри страны продолжилось и в 20 веке.
После Берлинской конференции португальский колониализм приобрел совсем иной характер. Португальцы пытались расширить свое влияние вглубь страны, принуждая ангольцев к труду и облагая их налогами, но встретили большое локальное сопротивление. Когда в Португалии победи авторитарный режим, репрессии в Анголе ужесточились. Последствия колониальной практики «разделяй и властвуй» все еще ощущаются в жизни страны.
Война за освобождение началась в 1961 году с восстания в Луанде и на севере страны. Она закончилась после того, как португальские солдаты, уставшие от тяжелой войны, организовали переворот в своей стране в 1974 году. 11 ноября 1975 года Ангола стала независимым государством.
Перед этим шли ожесточенные бои между тремя основными националистическими партиями: Национальным фронтом освобождения Анголы (FNLA), MPLA и UNITA. После обретения страной независимости UNITA получил поддержку южноафриканских войск, затем США, тогда как MPLA зависел от российского и кубинской помощи. Если учесть еще войну Анголы с Конго, то можно заключить, что данный конфликт приобрел международный масштаб.
Национальная идентичность
Как такового национального самоопределения у ангольцев нет, они разделены по многим планам: этническому, религиозному, региональному, расовому. Из-за различий часто бывают конфликты.
Благодаря португальскому языку, ангольцы довольно тесно взаимодействуют не только с португальцами, но и с бразильцами, жителями Мозамбика и другими народами, говорящие с ними на одном языке.
Этнические отношения
Гражданскую войну можно истолковать этническими терминами. FNLA состоит приемущественно из конголезцев, MPLA – из Мбунду, UNITA поддерживают Овимбунду. Этническая принадлежность играет важнейшую роль в отношениях между людьми, но и другие факторы тоже нельзя сбрасывать со счетов. Сельское и городское население, районы, религии, расы – по этим и другим критериям люди оценивают себя и друг друга.
Важность семьи, клана как фактор при самоопределении человека играет меньше значение, чем в прежние времена. Хотя юридически маленькие племена, разговаривающие на койсанских наречиях, не притесняются, их положение в обществе достаточно сложное – они становятся маргиналами, изгоями.
Имеет значение, к какой политической, экономической, военной, культурной группе относит себя человек. Элиты имеют ряд общих признаков, но в целом они разделены и размыты. В колониальную эпоху на территории Анголы распространился баптизм, католицизм – представители этих религий состоят в MPLA. Конгреционалисты из южных районов встали во главу организации UNITA.