Происхождение названия страны
Перед тем, как перейти к истории Афганистана, кратко определим этимологию названия государства. Слово «афганец» исторически определяло членов этнической группы пуштунов, хотя Афганистан является мультикультурной и многонациональной страной. Он был сформирован в результате политической экспансии пуштунских племен в середине 18 века.
Объединение земель произошло только в конце 19 века. Персоязычные народы (таджики, хазарейцы и аймаки) и тюркские (узбеки и туркмены) вошли в национальный состав государства. Со времен Коммунистического переворота 1978 г. и последующей гражданской войны эти национальные группы стремятся к политическому признанию.
Существование государства как такового находится под угрозой. Из-за многолетней военной истории Афганистана и миллионов беженцев у афганцев сформировалось особое национальное чувство.
Периоды истории в возникновении и развитии Афганистана
Исторические находки на территории страны помогли исследователям определить, что история образования Афганистана началась много тысяч лет назад.
Доисламская история страны Афганистан (кратко) начинается ещё в 7 веке до н.э., когда с севера на эти земли вторглись индоарийские племена и образовали историческую область Гандхара.
В 6 веке до н. э. в истории государства Афганистан происходит важное событие — он становится частью империи царей Ахеменидов.
Уже в 4 веке до н.э. на территорию вверглись войска Александра Македонского, и оно стало частью государства Селевкидов.
Далее территория современного государства была центром нескольких империй, в том числе кушанов (3 век до н.э. – 2 век н.э.), а также мусульманских династий Газневидов и Гуридов (10-12 вв.). На этих землях царствовали многие индийские правители, в частности, Великие Моголы.
В 14 веке н.э. страна входит в состав Империи Тимуридов. Именно на афганских территориях был расположен второй центр этого государства, город Герат.
В 17 веке н.э. государство присоединяется к составу шиитского Ирана Сефевидов.
Современная нация сформировалась в 18 веке из пуштунских племен. В 19 веке Афганистан успешно противостоял натиску колониальных держав, служа в качестве буферного государства между Россией и Британской Индией. Три англо-афганских войны (1839-1842 гг.; 1878-1880 гг.; 1919 г.) в истории завоевания Афганистана подняли патриотизм, но в стране все же доминировали внутренние конфликты.
Первая половина 19 века была ознаменована враждой между двумя ветвями дурранийских пуштунов. Правитель Абдур Рахман (1880-1901 гг.) сосредоточил в своих руках власть над всей страной. Политическое единство было выковано именно во время его правления, но резкая тактика привела к вспышке вражды между суннитами и шиитами и другими этническими группами, а также между сельскими и городскими жителями.
Историю Афганистана 20 века кратко можно охарактеризовать временем реформ и перемен. Король Аманулла (Аманулла Хан, 1919-1929 гг.) пытался продвинуть ряд реформ, но они не увенчались успехом. Попытка установить парламентскую форму правления после 1963 г. привела к серьезным социальным бедам.
В 1978 году в политической истории Афганистана начался новый виток — власть захватили коммунисты, многие из которых были молодыми и очень амбициозными людьми, недавно приехавшими в город, которые стремились к социальному прогрессу. В течение нескольких месяцев в стране вскипало восстание, а в 1979 г. Советский Союз начал военную интервенцию.
В течение десятилетия продолжалась партизанская война между Красной армией и афганскими бойцами сопротивления (моджахедами). В результате около 1,5 миллионов афганцев погибло, и несколько миллионов покинуло страну. Падение коммунистического режима в 1992 году привело к очередному взрыву напряженности и недовольства.
Талибы (религиозно настроенные студенты из лагерей беженцев в Пакистане) захватили юг страны зимой 1994-1995 гг. С этого времени они распространили свое влияние на большую часть государства, но не смогли подчинить себе другие группы и не получили признания международным сообществом.
Национальность и религия в стране
До 1978 года государство было объединено общей религией и относительной автономностью местных общин, хотя правительство всячески способствовало большему распространению культуры пуштунов.
Большинство жителей государства считает, что они принадлежат к местной общине в первую очередь, и во вторую – к исламскому сообществу. Уровень национальной идентичности был слабым, но государство не рассматривалось в глазах людей как структура, приносящая вред.
Хрупкое равновесие было нарушено после переворота в стране в 1978 году. В это время исчезли те столпы, на которых основывалась легитимность правительства – политическая независимость, историческая преемственность, уважение исламской религии.
Этнические отношения и культура Афганистана
До 1978 года межэтнические отношения отличались конкурентоспособностью и напряженностью. Просоветские правительства пытались поощрять права, культуру и языки не пуштунских групп. Эта работа не удалась, но зато привела в размыванию политического влияния пуштунов.
В 1990-е годы политические курсы шли от ислама к этническому дискурсу. Время гражданской войны в современной истории Афганистана было отмечено этническими претензиями, которые привели к поляризации пуштунов (из низ вышло доминирующее движение талибов) и других этнических групп, которые составляют основную часть противоположного по идеологии Северного Альянса.