Общественный транспорт в Израиле
Какой вид общественного транспорта популярен в Израиле?
Общественный транспорт Израиля представлен всеми основными видами — поездами, самолетами, автобусами. Учитывая небольшие размеры страны, преимуществом пользуются автомобильные пассажирские перевозки. Российские туристы, посещающие ближневосточное государство, ориентированы на экскурсии во все израильские регионы, поэтому стоит рассмотреть различные варианты передвижения по стране — возможности проезда на междугородних автобусах, поездах, городских маршрутках.
Авиация
Учитывая большое расстояние между Россией и Ближним Востоком (3900 километров от Москвы до Тель-Авива), большинство российских туристов летит в Израиль на самолетах. Международные регулярные рейсы в Израиле принимает только аэропорт Бен-Гурион, построенный в 26 километрах от столицы Израиля. Уехать с аэровокзала можно в любое время вплоть до позднего вечера.
Большинство внутренних авиарейсов выполняется из центрального аэропорта Бен-Гурион на Хайфу, Эйлат. Билет до Эйлата стоит 100–110 $ (7276–8004 ₽), за авиаперелет детей нужно заплатить 75 $ (5457 ₽). Полет до Хайфы стоит 200–300 шекелей (4746–7120 ₽), в праздничные дни авиакомпании поднимают цены до 500–600 ILS (11866–14240 ₽).
Приобрести авиабилеты на внутренние рейсы можно на сайтах компаний ISRAIR и ARKIA, сравнивать цены у различных перевозчиков можно здесь.
Железные дороги
Поезда в Израиле ходят между всеми крупными городами (за исключением Эйлата). Сеть железнодорожных путей с 69 станциями охватывает центр страны и северное побережье, доходя до Акко и Нагарии.
Отдельная ветка проложена к аэропорту Бен-Гурион. Так, из международного аэропорта вы можете за полтора часа доехать до Хайфы или Бейт Шеана (с пересадкой в Хайфе, время в пути 2 часа 26 минут).
Стоимость билета зависит от расстояния поездки:
- за обычный (без скидок) проезд до Хайфы вы заплатите 34,50 ILS (819 ₽);
- такой же билет до Бейт Шеана будет стоить 47,50 ILS (1127 ₽);
- чтобы сэкономить при переездах из города в город, вы можете купить однодневный проездной для всей страны за 58,50 ILS (1388 ₽).
Продаются и билеты на 12 поездок в одном направлении — до Бейт Шеана он будет стоить 456 ILS (10822 ₽).
Израильтяне чаще всего пользуются именной картой «Рав-Кав», которой можно оплачивать все виды транспорта.
Купить анонимную карту могут и зарубежные туристы (в аэропорту, на железнодорожных станциях). Стоит анонимный «Рав-Кав» 5 ILS (119 ₽), пополнить его можно в автоматах (наличными или банковской картой), через смартфон.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Железнодорожные вагоны Израиля вы можете использовать для работы. Во всех поездах есть бесплатный Wi-Fi (без паролей), розетки для подключения ноутбуков и зарядок смартфонов. Между сидячими местами одного отсека есть столик, на котором можно писать или работать с компьютером.
Под столиком висит чистый пакет для мусора, за сиденьями есть пространство для укладки багажа. Все подробности построения оптимального маршрута, скидок на железной дороге вы можете выяснить на официальном русскоязычном сайте национального оператора, компании «Ракевет Исраэль», Здесь же вы узнаете, как можно купить туристическую транспортную карту «Рав-Кав», использовать мобильное приложение для оплаты проезда.
Междугородные автобусы
Автобусные маршруты связывают все города Израиля. Автобусы ходят чаще, стоят дешевле, чем железная дорога. Поэтому израильтяне чаще пользуются междугородными автобусами, чем поездами. Так, до экзотического Цфата вы сможете добраться только автобусом.
Выбирая автобусную компанию, которых в Израиле работает больше десятка, лучше воспользоваться услугами крупных автоперевозчиков, таких как «Эггед» и «Дан».
Расписание автобусов компании «Эггед» вы можете узнать на русскоязычном сайте.
Стоимость проезда на автобусе до Хайфы, Тверии составляет 30–40 ILS (712–949 ₽). Билеты можно купить в кассах автовокзалов, у водителя.
Городской транспорт в израильских городах
В городах Израиля работают все виды общественного транспорта, кроме троллейбусов.
Метро
Короткая (длиной 2 километра) линия метро-фуникулера «Кармелит» построена только в Хайфе. Одна ветка связывает верхнюю (Кармель) и нижнюю (Парижский сквер) часть города.
На линии 6 остановок. Билет можно купить за 6,5 ILS (154 ₽). Но старые автоматы не принимают карточек, проезд можно оплатить только монетами. Спуститься и подняться на метро-фуникулере по горе Кармель можно в три раза быстрее, чем на автобусе, который идет 30 минут. Но жители города неохотно пользуются фуникулером, с которым случилось несколько громких аварий.
Трамвай
Так же, как метро, трамвайные пути в Израиле — редкость. Единственная линия длиной 14 километров проложена в Иерусалиме. При этом иерусалимский трамвай скоростной, на линии работают только французские низкопольные вагоны, удобные для посадки инвалидов и пожилых пассажиров.
Трамвайный маршрут проложен от улицы Хэль Авир в иерусалимском районе Писгат Зеев до горы Герцля, на нем 23 остановки.
Городские автобусы
Регулярные автобусные маршруты проложены во всех городах Израиля. Стоимость одной поездки зависит от региона, составляет 2,6–6,5 шекелей (62–142 ₽). Расплатиться за проезд можно у водителя (выдается бумажный билет) или картой «Рав-Кав».
Автобусы ходят строго по расписанию, входить в них нужно через переднюю дверь.
Маршрутки
Городские маршрутные такси в израильских городах ходят по таким же маршрутам, как рейсовые автобусы. Совпадают с автобусами и номера маршруток на табличках под передним стеклом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Русскоязычные израильтяне официальное название маршрутного такси на иврите («монит шерут») быстро сократили на российский манер и называют их «монитками».
Проезд в маршрутках удобен, работает кондиционирование, стоячих пассажиров водители не берут. Основные преимущества «мониток»:
- работа во все дни недели (включая шабат, праздники);
- сниженная цена проезда (на 10 % по сравнению с рейсовыми автобусами);
- оплата наличными (не нужно искать, где купить билет, карточку «Рав-Кав»);
- с водителем можно договориться о доставке багажа после конечной остановки.
Но точного расписания маршруток на остановках вы не найдете.
Такси
Расценки такси дороже автобусов и маршруток, поэтому таксомоторы израильтяне используют в экстренных случаях, при поездках на короткие расстояния. Без такси трудно обойтись и в шабат (суббота — иудейский выходной), когда не ходят поезда и автобусы. Большинство водителей говорит по-английски, они честно работают по счетчику, не удлиняют маршрут. Вызвать такси можно по телефону, машины останавливаются и на улице на поднятую руку пассажира.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! С 2018 года в Израиле работает «Яндекс.Такси». В отличие от России, сниженные цены Yango (под этим брендом работают машины) не применяет. Но заказать такси можно через привычное российское мобильное приложение. Кроме того, Yango стал в стране единственным сервисом, который рассчитывает и называет цену до начала поездки.
Тарифы разных таксомоторных компаний унифицированы:
- подача такси стоит 9 шекелей (214 ₽);
- за каждый километр пробега вы заплатите 5 ILS (119 ₽);
- дополнительных расходов потребует транспортировка багажа — 10 шекелей (237 ₽).
В ночное время (21:00 — 6:00) тарифы увеличиваются на 25 %. В итоге городская поездка на такси обойдется вам 40–50 ILS (950–1186 ₽). В курортном Эйлате тарифы такси снижены (приблизительно на 20 %).
я нашел ошибку!