Дороги в Латвии
Латвийская инфраструктура
Я регулярно езжу в Латвию на машине, поэтому могу сравнить качество нашего дорожного покрытия и прибалтийского. Если в России принято круглогодично "починять" асфальт, то латвийские власти ремонтируют дороги редко, но фундаментально.
О путешествии по Латвии на авто я рассказывала здесь. В данном отзыве я остановлюсь на инфраструктуре этого прибалтийского государства и поведаю о проходимости дорог в различных регионах.
Въезд из России
Латвия - страна малонаселённая, поэтому ожидать от местных властей большого бюджета на строительство дорог довольно смешно. Тем не менее, главные трассы стараются содержать в более-менее приличной форме, поскольку данные шоссе соединяют Латвию с Эстонией, Литвой и Россией.
Если вы въезжаете в Латвию из России, то сейчас нет наиболее выгодных вариантов, ехать напрямую или через Эстонию. Эстонская часть А2 снята до грунтовки, а на участке А12, которая выходит из пункта Бурачки-Терехова, в Лудзе и почти до Резекне полным ходом идёт ремонт. Возможно, ситуация лучше на границе Белоруссия-Латвия, но я там давно не была.
Основные шоссе
Трасса А2 идёт из Латвии в Россию через Эстонию. Латвийская часть дороги в удовлетворительном состоянии, худший участок, на мой взгляд, - между Берцкрогс и Цесисом, и сейчас там ремонт. От Цесиса до Сигулды дорога полностью обновлена. От Сигулды до Риги часть единственного латвийского шоссе, разделённого лесополосой, отремонтирована по последним требованиям ЕС, и здесь разрешённая скорость достигает 110 км/ч.
Кроме А13, которая проходит через Резекне и заканчивается в Даугавпилсе, все главные трассы Латвии начинаются в Риге.
От А2, которая идёт в Россию через Эстонию в районе Сигулды "отпочковывается" А3, проходящая через Валмиеру. По этой дороге можно доехать до эстонского Тарту, пересекая границу в Валге. В прошлом году А3 около Валмиеры и вплоть до Валги начали обстоятельно ремонтировать, поэтому сейчас шоссе в отличном состоянии.
По А6 вы доберётесь из Риги до Екабпилса и далее до Даугавпилса, где шоссе сворачивает в сторону Литвы. Насколько мне известно, трасса в довольно приличном состоянии.
А7 ведёт через Бауску в Литву. Это - дорога на Каунас, и латвийская часть была полностью отремонтирована, когда я последний раз по нему ездила.
А8 ведёт в Елгаву и к литовской границе. Если ехать по этому шоссе через Литву, вы попадёте в Калининградскую область.
А10 - дорога из Риги через Юрмалу на Вентспилс. А4 - окружная дорога Риги, по которой можно попасть в Саласпилс, далее она переходит в такую же окружную А5 и заканчивается съездом к Юрмале. Все дороги рижского района в хорошем или отличном состоянии.
Самая живописная и отремонтированная на всех участках трасса - главное шоссе Латвии А1, которое идёт вдоль моря на эстонский курорт Пярну.
Обычные дороги
Что касается дорог класса P, соединяющих различные районы, здесь многое зависит от уровня жизни в райцентрах: чем богаче жители, тем больше налоговая база, из которой выделяются деньги на строительство. Поэтому, когда вы путешествуете на машине внутри Латвии, трасса от одного крупного города до другого может состоять из большого количества кусочков, сильно разнящихся по своему качеству. Области, где никто не живёт, обычно отличаются плохими дорогами=)
Внутри национальных парков Латвии трассы в отличном состоянии, но очень узкие, без обочины и с крутыми поворотами. Местные водители лихачат и нарушают скоростной режим, а также правила обгона, поэтому я вам настоятельно рекомендую на них не равняться и быть очень осторожными при езде на таких дорогах. Кроме того, латвийские парки полны диких животных, которые в любое время могут выйти на трассу. Об этом свидетельствуют многочисленные трупики вдоль дорог, а также рассказы очевидцев в сети, дополненные фото и видео.
Проходимость и правила безопасности
За всё время своей езды по Латвии я ещё ни разу не встретила такого дорожного полотна, по которому нельзя проехать на обычном седане. Даже грунтовки в лесах и много лет не ремонтируемые участки в областях, где никто не живёт, не идут ни в какое сравнение с нашими дорогами того же Подмосковья.
Более того, в Латвии везде есть предупредительные знаки, сообщающие о плохом качестве дороги, а также дополнительные ограничения скорости на проблемных участках. Если внимательно следовать этим знакам, ничего не случится с подвеской, колёсами и другими частями машины =)
В заключение расскажу о мерах предосторожности при путешествии по латвийским дорогам.
Как я писала выше, здесь, особенно летом, очень легко встретить животных. Помимо кошек и собак мне попадались косули, олени, еноты, лисы, барсуки, белки, мыши, а также лягушки.
Освещение на дорогах Латвии вне населённых пунктов - непозволительная роскошь. По опыту советую ехать с дальним светом посередине дороги при отсутствии разметки или при наличии прерывистой полосы, но не быстрее 80 км/ч. Зимой на дорогах может быть чёрный лёд, летом - густой туман.
Ограничение скорости в городах - 50 км/ч, на дорогах - 90 км/ч, на трассах - до 110 км/ч. Латвийские гаишники всерьёз взялись за нарушителей, поэтому во многих местах установлены камеры, а также есть так называемые "засады", иногда в обычных машинах.
Если вы пользуетесь навигатором Waze, то будете предупреждены о полицейских постах и о фоторадарах, однако специально для поимки "гонщиков" на некоторых трассах установили скрытые камеры, которые замеряют время, понадобившееся вам для преодоления определённого расстояния, рассчитывая таким образом вашу скорость.
Качество дорожного покрытия в Латвии в целом неплохое, хотя если сравнивать трассу E22, частью которой является российская дорога М9, то латвийский участок, пожалуй, уступает российскому.
Хуже другое: в Латвии нет скоростных автобанов, а населенных пунктов достаточно много. При этом ограничение там 50 км/ч против российских 60-ти. Это серьезно замедляет перемещение по стране, а штраф за минимальное превышение составляет 40 евро, тогда как в РФ можно отделаться 250 рублями (если заплатить в течение 21 дня). Кстати, я один раз так попался, когда в одном населенном пункте был знак, дающий право разогнаться до 70 км/ч (бывает и такое), а когда его действие закончилось, я по привычке притопил — тут-то меня и тормознули местные гаишники, которые, к слову, отлично говорили по-руусски. Хорошо, что сильно разогнаться не успел, иначе было бы уже не 40 евро.
Кроме того, на дорогах Латвии я не раз видел трупы сбитых животных, так что будьте вдвойне осторожны, особенно в темное время суток.
я нашел ошибку!