В 2010 году по заказу немецкой авиакомпании Lufthansa ученые из Института строительной физики Общества Фраунгофера изучали влияние специфических условий в самолете (пониженное давление, сухой воздух и вибрация) на вкусовые ощущения. Они обнаружили, почему томатный сок так охотно пьют на большой высоте.
Все дело в том, что во время полета способность ощущать вкус сладкого и соленого уменьшается примерно на 30%. При этом из-за пересушенного воздуха страдает наше обоняние, а запахи играют огромную роль в том, насколько вкусной нам кажется еда. Поэтому очень многим не нравится еда на борту самолета, она кажется безвкусной и неаппетитной (по словам ученых, то же самое происходит с нашими вкусовыми ощущениями, когда мы подхватываем простуду).
А вот в помидорах, а также в сардинах, морских водорослях комбу, грибах шиитаке, соевом соусе и некоторых других продуктах содержится глютаминовая кислота, которая придает им так называемый «пятый вкус» — умами. Такие продукты приобретают на большой высоте более интенсивный и приятный вкус. На земле, при нормальном давлении, некоторым неприятен вкус томатного сока, который кажется «прокисшим» и «грубоватым». Но при низком давлении вкус томатного сока вызывает уже совсем иные ассоциации: в нем появляются приятные фруктовые нотки, сладость и прохлада.
Чтобы выяснить, как меняются вкусовые ощущения при полете на большой высоте, ученые Института строительной физики проводили эксперименты в настоящем салоне аэробуса A310-200, где создали условия, максимально приближенные к полетным. Вот так выяснилось, что при пониженном давлении, сухом воздухе и высоком шуме наше восприятие соленого, сладкого и пряного резко снижается. Авиакомпания Lufthansa планирует использовать это открытие, чтобы продолжать разработки по созданию новых блюд и напитков специально для подачи в салоне самолета.
Благодаря этому исследованию стало понятно, почему пассажиры только этой авиакомпании выпивают свыше 1,7 млн литров томатного сока в год.
Вот картинка, на которой наглядно показано соотношение употребления томатного сока на земле и во время полета.
Раньше, бывало, я сам неизменно пил на борту самолета томатный сок (а дома при этом – нет). Когда стал летать чаще – заказывать стал реже, уже только из-за ностальгии по прошлому. Мне кажется, люди заказывают томатный сок по нескольким причинам:
- Он более сытный, чем другие соки, и чем-то ближе к еде, а не к напиткам (особенно если в него добавить немного соли и перца).
- Он стоит подороже, чем газировка или другие напитки, поэтому кажется, что ты сполна получаешь всё, за что заплатил.
- Томатный сок относится к тем напиткам, которых не хочется пить помногу, в результате даже маленькой упаковки с соком хватает надолго – и у меня обычно проблема в том, что сок успевает испортиться раньше, чем я его допью. А в самолете удобно – берешь порцию, и всё.
- В каком-то смысле, как мне кажется, традиция с томатным соком поддерживается уже сама по себе: вы где-то слышали, что в самолете пьют томатный сок, поэтому его и заказываете, а в это время кто-то смотрит на вас и других соседей и решает, что ему (ей) тоже необходимо выпить томатного сока, раз все вокруг его берут!
А в том, что томатный сок берут не только в самолетах, убедиться легко: достаточно посмотреть на ассортимент в любом магазине. Сразу станет ясно, что многие люди просто-напросто любят томатный сок и часто его берут.