Как авиакомпании устанавливают тарифы на билеты? Корректируют ли они цены каждый день?
Система, которая регулирует ценообразование авиабилетов, именуется "системой управления доходами". Родоначальниками её можно считать Американские Авиалинии, принявшие её в начале 1980-х. Теперь любая коммерческая авиакомпания (да и вообще любая компания, работающая в сфере услуг) её применяет.
В целом можно сказать, что система управления доходами основывается на соотношении спроса и предложения, в зависимости от которых корректируются цены на билеты. Рассмотрим пример.
- В самолете имеется 100 посадочных мест, а рейс состоится через 10 дней
- Сегодня 80 человек купили билеты на этот рейс, и 20 мест остались пустыми
- Завтра 30 человек захотят купить билеты на рейс. Однако 10 из них фактически не влезут в самолет с сотней сидений. Что же делать? Поднять цену до такого уровня, когда желающих купить билет останется ровно 20. Тут приходит понимание, что цену на 80 проданных вчера билетов можно было бы сделать выше. Но насколько выше? Что если всего 10 человек захотели бы купить билеты сегодня? Список этих вопросов можно продолжать.
Так выглядит эта система в теории. На практике, конечно, факторов, влияющих на цену билета, гораздо больше.
Назовем парочку.
Класс билета
Первый и бизнес-класс дороже, чем эконом. Авиакомпании всегда будут стараться продать в первую очередь бизнес-класс. Поэтому самолеты часто летают незаполненными на 100% - перевозчик пытался продать дорогие билеты в последние дни/часы, но не смог найти покупателей. Если бы они знали, что желающих не будет, они бы снизили цену на эти места до (примерно) уровня эконом-класса. Если менеджеры достаточно умны, они предложат бесплатный апгрейд лояльным пассажирам из эконом-класса в надежде, что в следующий раз те полетят первым классом.
Отмена брони и неявки
Жизнь непредсказуема, и некоторые пассажиры на посадку не приходят. Конечно, за места они заплатили (в некоторых случаях они могут получить частичный возврат стоимости), но в самолете остаются их свободные места. Почему бы не продать их снова? Ах да, к тому моменту, когда становится ясно, что пассажир не явился, продавать его место уже слишком поздно. Вот поэтому перевозчики стараются просчитать вероятность отмены брони или неявки и иногда продают больше мест, чем реально имеется в салоне. Но что если все до одного пассажира на посадку придут? Придется выплачивать определенную сумму расстроенному клиенту, который заплатил за билет, но не смог улететь.
Сегодня авиакомпании научились с большой точностью предсказывать сезонность спроса, спрос на билеты разных классов, вероятность неявки на рейс, демографические характеристики пассажиров и т.д. Главная цель всего этого - максимизировать доходы компании с учетов всех особенностей.
Повторюсь, перевозчики блестяще справляются с этими задачами, и система ценообразования - это очень сложная математика. Даже если у вас докторская степень, этот вопрос можно изучать очень и очень долго, чтобы получить доскональное понимание всех механизмов. И тогда авиалинии еще заплатят вам, если вы поможете им оптимизировать их систему прогнозов и ценообразование.