Свеаборг — отзывы туристов
В крепость Свеаборг я попала во время нашего автомобильного экспромта по Прибалтике. Экспромт - потому что подготовки к посещениям достопримечательностей было ноль. Всё узнавалось опытным путём или, в лучшем случае, накануне. Но так делать не стоит потому что рискуете куда-то не попасть :) Поэтому здесь я постараюсь рассказать максимально полезную информацию для посещения крепости.
ЧТО ТАКОЕ КРЕПОСТЬ СВЕАБОРГ?
Крепость Свеаборг (или Суоменлинна) огромное оборонительное сооружение в Хельсинки. Эта крепость и примыкающие к ней постройки располагаются на восьми островах. Пять из них можно обойти пешком - они соединены мостами и насыпными косами. До остальных придётся добираться на катере от пристань из Хельсинки.
ОСТРОВА, НА КОТОРЫХ РАСПОЛОЖЕНА КРЕПОСТЬ И КАК ДО НИХ ДОБРАТЬСЯ
Коротко о каждом острове:
- Остров Särkkä. Это отдельный небольшой остров, на котором расположено несколько зданий (в одном из них ресторан). С туристической точки зрения не сильно интересен, на мой взгляд. Добраться можно от пристани Dock to Särkänlinnan Harakka, которая находится в парке Kaivopuisto. Проездной не действует, оплачивать проезд придётся отдельно (порядка 5 евро в обе стороны). На острове можно устроить мини пикник с видом на море и остальные острова. Людей нет, даже в высокий сезон.
На этом острове я оказалась довольно случайно, на самом деле. С Хельсинки у нас есть небольшая традиция - когда я оказываюсь в этом городе, я всегда покупаю комбо обед на рыночной площади и иду (или уезжаю) куда-нибудь подальше от центра, чтобы спокойно пообедать на берегу моря в тишине. В этот раз мой выбор пал парк Kaivopuisto, но там было столько народу, что я просто села на первый попавшийся катер и оказалась тут :) Не пожалела!
- Остров Pormestarinluodot. Это, пожалуй, самый маленький и недоступный из всех островов. Как добраться я не знаю. Что там и пускают ли туда мне тоже не известно.
- Остров Lonnan. Ранее на этом острове располагалось, кажется, очистительное сооружение. С туристической точки зрения тоже не самый интересный, на мой взгляд. Несколько домов, в которых расположены кафе, ресторан и сауна. Добраться можно с пристани на Рыночной площади на катере до Суоменлинна (он делает тут остановку). Расписание до острова Lonnan можно посмотреть тут. Проездной действует.
- Остров Iso Mustasaari. Один из пяти основных островов, на которых расположена крепость. Имеет две пристани: на севере острова, возле моста на остров Pikku-Musta и на южной части острова возле моста на остров Susisaari. До обеих пристаней можно добраться с Рыночной площади, расписание можно посмотреть тут. Проездной действует. Недалеко от северной пристани есть туристический информационный пункт. На этом острове интересно посетить военный музей, музей истории крепости, музей игрушек, церковь, кафе и сувенирные магазины. Вход в крепость свободный, а билеты в каждый из музеев покупаются по отдельности, но в летний сезон можно купить один общий билет для всех музеев (общий билет стоит 19 евро). Подробнее узнать о музеях, стоимости билетов, расписании или заказать экскурсию можно тут. Так же на этом острове есть остатки бастионов. И мужская тюрьма-поселение.
- Остров Pikku-Musta. На территории этого острова сейчас располагается военно-морская академия и с туристической точки зрения он не очень интересен. Добраться можно по мосту с острова Iso Mustasaari.
- Остров Länsi-Musta. На этом острове интересно посетить мемориал, посвящённый Второй мировой войне. Ещё на это острове располагаются жилые дома (я не совсем поняла - то ли казармы, то ли общежития). Добраться можно по мосту с острова Pikku-Musta.
- Острова Susisaari и Kustaanmiekka. Это два разных острова, соединённых между собой не мостами, а небольшим перешейком. Добраться можно по мосту с острова Iso Mustasaari. Основные бастионные сооружения находятся именно на этих островах. Помимо бастионов и бастионных музеев, на этих островах можно посетить: музей истории крепости (шведский период), музей таможни, музей подводной лодки, королевские ворота и верфь. Так же на этих островах есть кафе и туалеты.
Личный опыт.
Изначально на эту крепость (я имею ввиду основные пять островов) мы запланировали один день. Но этого нам оказалось мало, хотя мы даже в музее не все ходили. Для того, чтобы обойти не спеша все острова, засунуть свои любопытные носы везде, где это было возможно, посетить пару-четвёрку интересных музеев, поваляться на травке под стенами бастиона и полюбоваться на лодочки, лодки, яхты и лайнеры, устроить себе пикник в тихом уголке захваченным обедом с Рыночной площади одного дня недостаточно точно.
Но если вы ограничены во времени и хотите всё и сразу, то обратить внимание на "Синий маршрут". Это туристическая народная тропа, которая охватывает все основные достопримечательности крепости и сводит их в один маршрут. Есть упрощённый аналог для людей с детскими колясками и ограниченными возможностями, которые повторяет "Синий маршрут", но обходит стороной труднодоступные места и крутые склоны. Для этого не обязательно покупать экскурсию по острову, а достаточно в туристическом информационном центре возле основной пристани взять бесплатную карту и идти в выбранную сторону. Можно даже без карты - информационные стенды и карты островов встречаются довольно часто, но с личной картой, на мой взгляд, всё же удобнее.
Стоит ли ехать в Свеаборг?
Если вам интересна история, вы любите посещать военные бастионы и всё, что с ними может быть связано, то вам определённо тут понравится. Если вы абсолютно равнодушны к вышеперечисленному, то, возможно, вам стоит посетить что-нибудь ещё. Это место точно на любителя.
Свеаборг или Суоменлинна — островная крепость в Хельсинки, включенная ЮНЕСКО в список Всемирного Наследия. Это даже не крепость, а целая оборонительная система, расположенная на нескольких островах и сегодня открытая для туристов. Кстати, хотя название объекта и переводится как «шведская крепость» (Свеаборг) или «финская крепость» (Суоменлинна), большую часть своей истории фортификация была русской.
Собственно, Свеаборг был, наверное, главной целью моего однодневного путешествия на пароме из Таллина в Хельсинки, и в итоге полностью оправдал ожидания, но давайте по порядку.
Свеаборг — зачем ехать
Здесь оговорюсь, что не подошел с должной ответственностью к планированию маршрута по островам, а потому посмотрел далеко не все. Кроме того, я не заходил в музеи, так как они не заинтересовали меня настолько, чтобы заплатить за билет сумму порядка 8 евро. Тем не менее, крепость Свеаборг запомнилась мне по нескольким причинам.
- Сам факт морского путешествия. Мне нравится, когда в рамках одной поездки приходится перемещаться на разных видах транспорта. Особенно здорово, если удается сплавать куда-то по воде, а уж если по морю, вообще отлично. К тому же, дело было в мае 2016-го, и погода была просто шикарной на протяжении всего моего двухнедельного путешествия, так что виды с корабля и на Свеаборг, и на континентальный Хельсинки мне очень запомнились.
- Архитектура. Помимо укреплений, в крепости много чисто гражданских построек. На одном из островов даже хостел имеется. Мне очень запомнились аккуратные деревянные домики, чем-то напомнившие поездки по Беларуси. Кроме того, очень непривычно было видеть русскую полковую церковь в стране, которая даже к бывшему СССР отношения не имеет и ассоциируется с «настоящей» Европой.
- Укрепления. О, да! Ради этого туда однозначно стоило съездить. За этим лучше сразу отправляться на остров Кустаанмиекка. Там крайне мало гражданских построек, зато есть огромная система каменно-земляных укреплений. Это и узкие коридоры, и кирпичные убежища, расположенные внутри земляных сопок. Кроме того, там расставлена куча пушек, по которым тоже можно лазать, устраивая фотосессии. В общем, от этой части крепости я был просто в поросячьем восторге:) Кстати, таких систем укреплений я не видел ни до, ни после этой поездки. Крепость Свеаборг строилась в XVIII-XIX веках, но она совсем не похожа ни на бастионные крепость Нового Времени, ни, тем более, на живописные фортификации эпохи Средневековья.
Свеаборг — плюсы и минусы
Теперь настало время оценить данный объект с точки зрения доступности и комфорта.
Итак, плюсы:
- Бесплатный вход на территорию крепости. С учетом того, что Хельсинки — город очень дорогой, это особенно приятно.
- Порт, откуда отправляются в крепость катера, расположен достаточно близко к другим достопримечательностям Хельсинки, в том числе, к Сенатской площади. В итоге, хотя паром из Таллина прибывал и отправлялся из другого порта, за исключением морского путешествия в Свеаборг, вся моя прогулка по Хельсинки была на 100% пешеходной. То есть и на проезд по городу тратиться не пришлось, да и для здоровья полезно пешком ходить побольше.
- Состояние объектов на территории крепости практически безупречное. Я даже облупившейся краски нигде не припомню. В России таких вылизанных достопримечательностей крайне мало.
- Частое и регулярное морское сообщение с континентальным Хельсинки. Катера ходят туда-сюда порядка 3 раз в час. Это особенно удобно, если у вас, как и у меня, время ограничено, а посмотреть крепость хочется.
Ну а теперь минусы:
- Дорого. Во-первых, это стоимость билетов в музеи крепости, которая для взрослых находится в диапазоне 5-8 евро за билет в одно место. Во-вторых, хотя в саму крепость вход бесплатный, но вот добираться туда и обратно на катере нужно уже за деньги. При этом, по факту билеты у нас оба раза никто не проверял, и вообще ситуация с ними не очень прозрачная. Когда плыли туда, я думал, что нас обилетят на катере, но ничего подобного не произошло. И, знаете, я слегка жалею, что купил за 5 евро обратный билет в автомате перед отплытием, так как финские цены меня конкретно взбесили, но об этом чуть ниже.
- Добираться только через Хельсинки. Дело в том, что финская столица по соотношению затраченных денежно-временных ресурсов и полученных впечатлений меня очень разочаровала. Все достопримечательности континентального Хельсинки из разряда необязательных, а что касается цен, то сэндвич в Subway обошелся мне в 9 евро, а запил я все это обычным баночным пивом по цене 3 евро за поллитра, купленным в обычном финском супермаркете. При этом добираться из Таллина до Хельсинки тоже не слишком дешево: паром за 40 евро в оба конца, плюс питание на пароме, если брать завтрак и ужин по системе шведского стола, еще примерно столько же в сумме.
- Сложно ориентироваться в самой крепости. Карт, которые я закачал в навигатор смартфона, для этого оказалось мало, да и система указателей в крепости хоть и есть, но показалась мне не слишком прозрачной. Возможно, тут я сплоховал, что не зашел первым делом в пункт туристической информации, который там есть и находится совсем рядом с местом, куда причаливают и отчаливают катера, но факт остается фактом. В общем, побывал я в итоге всего на двух островах из восьми, хотя эти два и считаются самыми крупными и знаковыми.
Свеаборг — ехать или не ехать
Это вопрос сложный. Если вас не пугают приведенные выше цены, и вы не обращаете внимания на подобные суммы, то съездить стоит. Место прикольное, и там понравится и взрослым, и детям. Представляю, как там классно в войнушку играть:)
Если вы по какой-то причине оказались в Хельсинки, то съездить в Свеаборг тоже стоит. Пожалуй, это самая интересная и масштабная из достопримечательностей финской столицы.
Но вот ехать в Хельсинки ради Свеаборга, наверное, не стоит. Если выбирать между одним дополнительным днем, проведенным в Таллине, и одним днем в столице Финляндии, я однозначно рекомендую первый вариант.
я нашел ошибку!