Байё — отзывы туристов
В Байё в рамках знакомства с регионом меня завезла моя нормандская подруга. Она работает там специалистом по приему и размещению туристов; представляете, как мне везет? Каждый раз – нечто интересненькое.
Мы отправились в Байё теплым августовским днем. Вообще, на этот день у нас был запланирован довольно длинный маршрут, из которого на Байё отводилось полдня. Так как выехали мы, только выпив кофе, было принято решение перекусить в первом пункте назначения.
Байё встретил нас фонтаном (неработающим) и кучей кафе (работающих). В одном из них, приманившем нас роскошной витриной, где стройными рядами маршировали очень калорийные булочки и пирожные, мы провели четверть часа. Особенно рекомендую флан – так в Нормандии называют заварной пирог. Не думайте о калориях, просто не думайте, ешьте.
Ну, а дальше наш путь лежал к главной (на мой вкус) достопримечательности города. И если вы думаете, что это очередной собор, то глубоко ошибаетесь.
Тканая историяБайё – старый город. Когда-то его очень любил Вильгельм Завоеватель, которого тут нежно называют Гийом. Его супруга Матильда, безбожно им украденная и бесконечно любимая, отвечала мужу взаимностью и вдохновляла на подвиги. Вдохновляла так, что он пошел и Англию завоевал. Само по себе значимое достижение, но Матильде этого было мало. «Подарю-ка я мужу что-нибудь этакое, - наверное, размышляла она. – Шарф? Бритвенный прибор? Уздечку для любимого коня? Банально». Королевы – женщины изобретательные, а потому Матильда решила вышить ковер, на котором были бы увековечены подвиги мужа.
Чтобы вы понимали, эта маленькая (она действительно была совсем небольшого роста) женщина обладала упрямством сотни ослов. И ковер, который она повелела вышить, - это вам не бабушкин ковер на стенке хрущевки. Вышивали его наверняка долго, я боюсь представить, сколько. Сохранившаяся часть ковра составляет почти 70 м при ширине до полуметра, а еще 6.4 м утратилось во время Французской революции. А жаль, там наверняка тоже было интересное. То, что сохранилось остальное, - вот настоящее чудо.
Короче, как только французы стали что-то соображать в сохранении культурного наследия, ковер немедля упрятали под стекло и теперь показывают желающим. Я о нем читала, но представлять – не представляла. Ну, длинное вышитое льняное полотно, да. Чего там такого.
Так вот – там всё такое. Если у вас только час на Байё, оставьте в покое собор и прочие архитектурные шедевры, бегите к ковру. Он того стоит.
Фотографировать в помещении, разумеется, строго запрещено. Происходит все так: заходите в комнату, где почти темно, а на стенде под стеклом – ковер со специальной подсветкой. И вот идешь вдоль него, рассматриваешь детали, а он не заканчивается и не заканчивается... а потом еще немножечко ковра... а потом еще... И где-то на пятидесятом метре посещает мысль: сколько же они его вышивали?! Но как, как?!
Я прямо представляю: XI век, ни электричества тебе, ни вышивальных машинок. Сидишь при свете свечи или вообще лучины и кладешь крохотные стежки, один за другим. Глаза слезятся, пальцы спотыкаются, но попробуй напортачить в ковре, который королева готовит в подарок мужу. Это круче, чем облажаться на собеседовании в Google. После собеседования как-то жить можно, а если ковер запорешь – уже нельзя.
Это вам не носки на 23 февраля. Так-то.
Когда мы вышли после свидания с ковром, милостиво нас до себя допустившим, то некоторое время сидели во дворике музея и заново привыкали к солнышку, августу и птичкам. Потом повздыхали о большой любви и отправились бродить по Байё: у нас еще имелось на это время.
Город, надо признать, хорош. Все эти каменные дома, мостики над притоками реки Ор, спрятанные в закоулках статуи, карусель на главной площади... Некоторое время мы просто гуляли, наслаждаясь этим всем и рассматривая детали.
Большим количеством достопримечательностей Байё похвастаться не может. Ему вполне хватает ковра и собора, на который мы, наконец, возвратившись в современность из XI века, обратили внимание.
Собор БайёТорчащий посреди города собор – очередной образец готики, и образец прекраснейший, ладный, практически идеальный. С какой стороны к нему ни подойди – красиво; конечно, изящество фасада вне конкуренции, но бока рассматривать тоже очень приятно. Строился он несколько веков, начиная с XI, а потому романский стиль тут тоже присутствует, хотя готический, конечно, читается лучше. Просто романский собор, который тут тогда поставили, испытание временем не выдержал, и остались от него только детали. Ну, мне-то так больше нравится, я готику люблю.
Конечно, мы пошли внутрь. Этот собор не настолько внушителен, как многие другие во Франции, но очень, очень мил. Особенно порадовало меня количество интересных фресок. Я люблю сюжет Благовещения, а потому постоянно выискиваю его во всех церквях; однако, тут произвел впечатление, скорее, не он, а другие сюжеты. Например, некий персонаж с отрубленной рукой – вот что это за история? Подруга не помнила, так что я надеюсь в следующий визит спросить у служителей.
Витражи там, конечно, роскошные. В нормандских церквях часто проблема: витражи – новодел, потому что повыбивало стекла во время бомбежек Второй Мировой войны. Эти, вроде бы, оригинальные. Стоишь, задрав голову, смотришь на них и наслаждаешься сочными цветами. Люди – великие творцы, если умеют делать такое.
Бытовые подробностиДальше оставалось бродить по городу и, конечно, обедать. На обед мы выбрали пиццу с морепродуктами в заведении неподалеку от собора, а на десерт – часовую прогулку по улицам города. Я очень люблю рассматривать витрины, и тут они меня порадовали. Кроме оригинальной посуды, игрушек и вышивки (куда ж без нее городу-с-ковром!), можно было разжиться традиционными нормандскими сувенирами. Они сделаны в особом стиле и с изрядной долей юмора.
Итак, с едой все в порядке, с сувенирами тоже, а что с жильем? Подруга утверждает, все отлично: от хостелов до полноценных шато, где вы живете прямо в XVIII веке, только дополненном современными удобствами. Цены даже в дешевых отелях начинаются от 50 Eur. За историю приходится платить.
Но ковер того стоит.