Что безопаснее: совершить вынужденную посадку на воду или на землю?
Я с детства увлекался самолетами. Пошел в военные пилоты, затем был пилотом по контракту на международных авиарейсах. Мне приходилось совершать вынужденные посадки. Чем ровнее поверхность, тем больше шансов на удачную посадку. Если в такой ситуации можно выбирать, я бы предпочел садиться на автомагистраль или на ровное поле. И я почти уверен, что в этом случае посадка прошла бы хорошо.
Но тут есть несколько важных моментов.
С одной стороны, я бы точно катапультировался из реактивного самолета, если бы предстояла посадка не на дорогу или поле, так как при посадке на неровную поверхность нагрузка на самолет увеличивается, и он может перевернуться. Несколько моих товарищей погибли именно так.
С другой стороны, на коммерческих самолетах ни у кого нет парашютов. Так что по-прежнему остается только искать ровную площадку для вынужденной посадки, а в худшем случае – садиться на воду.
Важный вопрос – каким самолетом вы управляете и сколько времени у вас осталось. Обычно, если мы говорим о "жесткой посадке", мы имеем в виду, что у нас есть время подготовиться и принять решение. Важную роль играет высота, на которой находится самолет: на высоте в 7,5 км можно осуществлять долгий планирующий спуск, но когда сразу после взлета, на высоте в 60 м, отказал единственный двигатель – времени на размышления нет.
В целом, при управлении крупным самолетом я бы выбирал места для вынужденной посадки в следующем порядке: автомагистраль, ровная местность недалеко от аэропорта, открытое водное пространство недалеко от берега и далее – любую другую твердую поверхность. Все эти варианты предполагают, что посадка проходит недалеко от населенных пунктов. Я участвовал в поисково-спасательных операциях, когда искали самолеты, севшие в лесу. В таких условиях легко найти крупные самолеты, которые оставляют заметный след из сломанных деревьев, обломков и дымящихся проплешин, а вот маленькие самолеты в густом и плотном лесу найти очень сложно.
Опасность представляют холмы, которые часто окаймляют береговую линию. Один мой знакомый слегка задел холм при посадке, и самолет перевернулся – он выжил, но так повезло не всем пассажирам.
Большой устойчивостью при посадке на неровную поверхность обладают военные транспортные самолеты, потому что их специально создают для работы в подобных условиях. Для маленьких самолетов каждые 300-600 метров играют свою роль, поскольку их скорость значительно ниже скорости больших самолетов. Возможно, небольшое коммерческое судно удачно приземлится на неровную поверхность там, где крупный самолет потеряет управление и разобьется.
Но это все с точки зрения пилота. А если вы пассажир, вам остается только полагаться на пилота, который и будет выбирать наиболее приемлемый вариант посадки.
В целом, я бы сказал в шутку, что вынужденная посадка в любом случае предпочтительнее просто удара о землю, ведь тогда точно никто не выживет.