Паром в Крым
Многие туристы слышали о пароме, который соединяет два порта – порт «Кавказ» с одной стороны Керченского пролива, и порт «Крым» - с другой. А некоторые туристы, как я, например, даже умудрились этим паромом несколько раз воспользоваться лично и довольными в большинстве случаев не остались. Так что на данный момент о паромной связи с полуостровом ходит много легенд, слухов и даже страшных историй.
Почему так сложилось? Причин сразу несколько. Так, например, нужно учитывать, что переправа в Крыму с помощью парома привлекает преимущественно тех, кто не видит другого варианта. Ведь, скажем, если вы путешественник из Москвы, то перед вами открыты все горизонты – можно на самолете, на поезде, на машине ехать и путь этот будет относительно прямой. А вот если путешественник едет с Кавказа, то особых альтернатив, кроме парома, перед ним просто нет: или паром, или длиннейший крюк, который в плане расхода средств и времени экономным никак назвать нельзя. Даже не то что неэкономным, вообще – бессмысленным. Когда я впервые выбрал паром в Крым для продолжения своего путешествия, выехать с Краснодарского края конкретно по направлению к Крыму мне стоило бы почти в десять раз дороже. И дольше по времени раза в три. Вот и приходится томиться в очереди на паром сутки или двое, чтобы эти же сутки или двое выгадать в пути. Но тут, на пароме, еще и переправа выйдет дешевле, так что смысл именно такого путешествия все же есть.
Однако оценить его по достоинству смогут только самые экономные, так как тут очевидны и минусы этого предприятия:
- приходится тратить слишком много времени на очереди перед кассой и в ожидании своего рейса (в моем случае это время однажды было равноценно тому, что можно было бы потратить на дорогу окольными путями);
- паром совершенно не благоустроен, портовая зона – тоже;
- приходится постоянно сталкиваться с хамством и недоброжелательным отношением портовых работников и других пассажиров;
- некоторые тарифы не совсем оправданные и несколько устаревшие.
Я, например, всегда считал себя туристом бывалым, но эта паромная переправа в Крыму сильно подпортила мне нервы и настроение в моем путешествии, так что отзывами делюсь преимущественно негативными и советую всем как-то тщательнее прокладывать маршрут, чтобы с этим паромом дела не иметь, если есть такая возможность.
Конечно, последнее время тут все время пытаются что-то улучшить и благоустроить, расширить переправу, добавить новые катера, элементарно кафе поставить в портовой зоне. Короче, добавить хоть что-то необходимое, чтобы облегчить жизнь путешественника, решившегося на такую отчаянную авантюру по переправе на пароме. Но у меня, например, есть подозрение, что в один год все эти проблемы не решить, а тем более в ходе короткого недельного ремонта – пассажирский поток увеличивается (и это можно увидеть по сводкам и просто попытавшись стать одним из пассажиров в этом бурлящем человеческом потоке), а качество обслуживания все так же оставляет желать лучшего. Впрочем, хорошо, что хоть что-то меняется и есть проекты на будущее…
https://www.youtube.com/watch?v=fppGkUsPV2U#t=45
Да и альтернативы все время появляются новые. Так, в качестве эксперимента пытались запустить рейсы на катамаранах, но пока это проекты.
Общая справка о Керченской паромной переправе
Керченская переправа в Крым, которая на данный момент соединяет полуостров с Краснодарским краем, как будто была предусмотрена самой природой – тут довольно узкий пролив, который имеет продолжительность всего пять километров. Такая, казалось бы, небольшая дистанция, но как порой долго ее преодолевают пассажиры, которые хотят попасть из Крыма на Кавказ или наоборот.
Считается, что переправа тут существовала столько же, сколько времени эти берега обживал человек – первое упоминание об этом месте восходит еще к античности, когда на этих берегах располагалось Боспорское царство.
Кроме того, в годы войны тут скоропостижно, всего за 150 дней возвели мост для железнодорожного сообщения, который, увы, так же скоропостижно был разрушен – продержался всего несколько месяцев и рухнул, не выдержал натиска ледовой стихии с Азовского моря. До 50-х годов прошлого века тут было развито судоходство, а в 1954-м году открыли Керченскую переправу. С той поры (а прошло уже больше 60-ти лет) активно увеличивалось количество паромов – к пассажирским перевозкам добавились перевозки железнодорожных вагонов, а затем и автомобильные. Рейсы стали регулярными и паромную связь многие туристы стали рассматривать как еще один способ добраться в Крым. Увы, не самый идеальный, но это уже относится не к истории, а к современности паромной переправы в этом регионе. Способ, который, несмотря на свою полувековую историю, только начал выбираться из доисторического застоя и каменного века перевозок.
Какие перевозки осуществляются на Керченской паромной переправе?
На данный момент по Керченскому проливу на пароме переправляют:
- пассажиров;
- автомобили;
- железнодорожные вагоны.
Соответственно и паромы бывают трех типов, и в первую очередь обычного туриста, пассажира могут интересовать пассажирские и автомобильные перевозки. Кстати, через эту переправу едут даже автобусы – их пропускают вне очереди и, может быть, отчасти из-за этого пассажирам приходится так долго ждать того, чтобы и самим оказаться на противоположной стороне.
Для тех, кто собирается переправляться через пролив вместе со своим автотранспортом, оборудованы так называемые накопительные площадки – места, где водитель и его машина ждут этого счастливого момента, когда уже наконец-то можно будет оказаться на борту парома.
Тарифы на переправу на пароме
Цена на переправу по Керченскому проливу – это, кажется, единственный плюс у этого мероприятия. И то имеющий, как мне кажется, некоторые нюансы.
С пассажирскими билетами все более-менее понятно и просто:
- взрослый – около 160 рублей;
- дети до 6 лет – бесплатно;
- дети от 6 до 12 лет – около 80 рублей.
Если ребенку уже исполнилось 12 лет, то ему следует приобретать билет за полную стоимость.
Что касается багажа, то если у вас стандартная ручная кладь весом до 25 кг – это будет бесплатно, а вот если сумка какая-то негабаритная или тяжелая, то ее могут попросить оплатить, как еще одно пассажирское место.
А вот с автотранспортом нюансы, так что не забывайте, что для покупки билета вам нужен будет техпаспорт на ваш автомобиль. Цена будет зависеть от габаритов, так, машина длиной до 4 метров 20 сантиметров поедет через пролив за сумму около 1200 рублей, а если больше (и, кстати, большинство современных иномарок таки больше этого размера), то платить придется уже 1700 рублей. Так пара сантиметров во внушительного вида авто могут вылиться в лишние 500 рублей к билету. Отдельно оплачивать придется и наличие прицепа (в зависимости от габаритов). Мотоциклист за переправу заплатит около 500 рублей, а велосипедисту дорога обойдется всего в 100 рублей.
Кстати, на паром еще может действовать так называемый «единый билет» - услуга для тех, кто добирается в Крым со сложными пересадками (поездом, автобусом, морскими путями). При наличии такого билета пассажирское место на пароме будет за вами по праву, без какой-то доплаты на месте.
Другая важная информация
Мне несколько раз доводилось переправляться в Крым с помощью парома и каждый раз это были не самые счастливые моменты моей жизни. В один июльский жаркий день ждать своей очереди в кассу пришлось больше 100 часов и это, если верить страшным историям моих знакомых, еще не предел.
Хочу заметить еще и то, что если вы планируете проделать именно такой маршрут и альтернатив других нет, то запаситесь терпением и вообще всем, что может понадобиться человеку для благополучной жизнедеятельности дня эдак на три: еда, питье, одежда. Только недавно тут стали с заботой о пассажирах ставить туалеты, кафе (с высокими ценами, конечно), даже душевые, но людей много, где-то просто не успеть, и питаться в кафе тут денег не хватит. При этом задержки и какие-то сбои здесь являются нормой и происходят они по многим причинам:
- обилие желающих при недостатке мест;
- плохие погодные условия, которые вызывают нарушение в движении паромов;
- упорная убежденность работников порта, что паром должен идти не по расписанию, а по заполнению, и неважно, сколько времени это займет.
Подводя итоги, можно сказать, что этот вид транспортировки в Крым последнее время становится все популярнее и популярнее, но, увы, пока совсем далек от идеала, так как пассажиру тут предстоит столкнуться с множеством трудностей и неприятностей.