Происхождение названия
Слово «Гватемала» означает «земля лесов». Оно происходит от одного из диалектов майя, на котором они говорили во время испанского завоевания 1523 года. Так страну называют иностранцы и некоторые местные жители. Некоторые коренные народности предпочитают называть себя и свою землю согласно местным традициям.
Обращение «индио», носящее уничижительный оттенок, было заменено вежливой формой «индиджена». Лиц смешанного происхождения можно назвать «ладино» - это слово указывает на приверженность западным культурным традициям, которые противопоставляются традициям индейцев.
Небольшая группа афроамериканцев, известная как гарифуна, проживает на побережье Атлантического океана. Их культура теснее связана с другими народами стран Карибского бассейна, чем непосредственно с культурой самой Гватемалы.
Немалое влияние на национальную культуру Гватемалы оказали немецкие иммигранты, приехавшие сюда во второй половине 19 века. В Гватемале живут выходцы из Китая, Японии, Кореи и стран Ближнего Востока, но их влияние на культуру страну не так значительно.
Жители стран Центральной Америки называют друг друга «янки» - это слово порой используется другими в качестве не очень приятного. Словом «чапин» называют выходцев из Гватемалы. За пределами родной страны все ее граждане именуют себя или чапинами, или гватемальцами.
На родине же они нечасто демонстрируют принадлежность к общей культуре. Особенно чувствуется неприязнь между ладино и индейцами. Гарифуна, которых мало кто знает, как и все индейцы, идентифицируют себя с точки зрения собственной культуры.
Образование страны
Гватемала наряду с другими странами Центральной Америки, которые являлись испанскими колониями, объявила о своей независимости 15 сентября 1821 года. До 1839 года территория страны принадлежала Мексике, затем вошла в состав федерации, известной как Соединенные Провинции Центральной Америки. В 1945 году была принята Конституция, гарантирующая гражданские и политические права всем гражданам, включая женщин и индейцев. Несмотря на это, индейцев продолжали унижать.
В последние годы влияние международного общества заставило жителей Гватемалы изменить свое поведение по отношению к коренному населению страны. Благодаря этим общественным переменам в 1992 году Нобелевскую премию мира получила Ригоберта Менчу, молодая женщина из индейского племени майя.
Вслед за жестокими репрессиями и вспышками насилия в конце 1970-х и 1980-х годах крепло движение за возрождение культуры майя. Хотя языки майя, обычаи, религиозные традиции претерпели изменения, приобщение к этой культуре набирает обороты. Сегодня все больше индейцев получает образование, в том числе в университетах.
Лишь немногие из них стали профессионалами в области медицины, техники, журналистики, юриспруденции и социальной работы. Демографическое развитие последних десятилетий привело к тому, что многие сельскохозяйственные работники вынуждены были уйти в кустарную промышленность, фабрики, мерчендайзинг, государственную службу. По иронии судьбы, после долгих лет верховенства насилия и принудительных призывов в армию немало молодых людей добровольно идут служить в вооруженные силы.
Этнические отношения Гватемалы
Некоторые ладино усмотрели в индейском движении угрозу их доминированию в обществе. Они опасаются, что станут жертвами насилия со стороны этнических меньшинств. Эти страхи практически не имеют под собой какой-либо фактической почвы.
Национальная культура есть смесь европейских и индейских традиций, которые пронизывают жизнь майя, ладино и иммигрантов. Вполне вероятно, что в будущем принадлежность к социальному классу, а не к этносу будет определять характер социальных взаимодействий между людьми.