Когда я в первый раз спустилась в метро Парижа, то абсолютно не представляла себе, куда идти. Билеты мне приобрела заранее французская семья, в которой я жила. Мне надо было доехать до Maisons-Laffitte — я жила в этом небольшом городке под Парижем. Я долго определялась, на какую остановку мне идти. Я сделала правильный выбор, но для того, чтобы точно знать, уточнила у девушки в вагоне.
Первое мое впечатление от метро Парижа было не самое приятное. Я была поражена грязью, которая там царила, и ужасными запахами. Это касалось, в особенности, станций Chatelet и Les Halles. Это две большие станции, соединенные между собой переходом, которые находятся на пересечении сразу нескольких линий метро и RER. Ориентироваться там очень сложно — множество переходов и лестниц.
Другие станции наоборот приятно поразили меня. Мне очень нравилась станция Arts et Métiers. Она сделана в виде подводной лодки. Иллюминаторы на стенах, покрытых сплошными листами металла. Станция Франклина Рузвельта оформлена очень стильно — сиденья там полукруглые, а освещение приглушенное. Многие другие имеют вполне стандартное оформление — стены покрыты белой плиткой и сиденья зеленого или желтого цветов.
Немного об истории метро
Метро было открыто в 1900 году. Тогда была построена первая линия — Chateau de Vincennes-Porte Maillot. Первые линии прокладывали строго под улицами и шоссе. Это объяснялось тем, что строители боялись упереться в чей-нибудь подвал или погреб. Уже тогда Париж был очень плотно застроен. Некоторые платформы имеют искривленный вид, так как улицы, под которыми они были проложены, были не очень широкие.
В те годы было два класса в вагонах: первый и второй. Стоимость билетов в каждый из них была разная. Большая часть станций в центре города были построены к 1920 году. Так как стиль «art nouveau» или «модерн» в то время был в моде, то станции и вход в них оформляли, опираясь на него. Он характеризуется отсутствием прямых линий и наличием «природных», изогнутых линий. Так появились характерные для метро Парижа арки у входа.
Строительство метро продолжалось в течение всего 20 века. В 1969 году оно было соединено с системой RER. Планируется построить другие новые линии и станции, так как город продолжает расти.
Что из себя представляет?
Метро Парижа состоит из 16 линий. Его схема представляет собой целую паутину из пересечения всех этих линий. Сверху накладывается еще и схема RER — Réseau Express Régional d’Ile-de-France. По-русски, это региональные электрички, соединяющие пригород с самим Парижем. RER пересекается с метро, поэтому сложно первое время привыкать к тому, что нужно переходить с метро на RER. Их 5 веток: А, В, С, D, Е, отправляющиеся до всех маленьких городков Иль-де-Франса.
Вагоны метро двух типов: новые с пологими крышами и старые зелено-белые, квадратные.
Поезда RER — двухэтажные. Во всех есть удобные мягкие сиденья. Правда, в период часов пик свободного места вам точно не найти.
Прелесть парижского метро заключается в том, что станции находятся практически на каждом углу. В этом они разительно отличаются от метро Петербурга, где я жила полтора года. Это очень удобно. В каком бы районе Парижа вы не оказались, вы все равно наткнетесь на метро рано или поздно.
Линии метро
Я опишу каждую из веток метро и отдельно отмечу те станции, которые вам понадобятся при посещении Парижа.
Первая линия
Первая линия обозначается желтым цветом. Она соединяет район La Défence и Chateau de Vincennes. Последняя находится рядом с очень красивым Венсеннским замком с парком.
Именно на ней расположена станция Charles-de-Gaulle — на площади Шарля де Голля, которая является отправной точкой любого путешественника, желающего открыть для себя Елисейские поля.
Другими важными станциями являются:
- Concorde — на площади Согласия, недалеко от входа в сад Тюильри;
- Tuileries — находится у самого входа в сад Тюильри;
- Palais Royal — Musée du Louvre — рядом находится главный вход в Лувр; Louvre-Rivoli — расположена рядом с Лувром, но на улице Риволи;
- Bastille — она находится на Площади Бастилии, где была одноименная знаменитая тюрьма.
Что уж тут говорить. Если вы приедете в Париж, то обязательно покатаетесь по этой ветке.
Вторая линия
Вторая — синего цвета — идет от Port-Dauphine до Nation. Из нужных станций тут: Charles-de-Gaulle, Monceau — рядом с одним из самых живописных на весь Париж парков — Монсо. Мы часто ходили туда посидеть на траве и перекусить. Многие французы любят отправляться туда, чтобы отдохнуть и насладиться частичкой природы.
Barbès-Rochechouart — это на весь Париж известная станция, так как она является как бы «воротами» в Арабский квартал. Мы ходили туда на экскурсию. Там будто попадаешь в арабскую страну — названия на их языке, а среди жителей много арабов. Это не самый безопасный район Парижа. Вечером и ночью там точно не стоит гулять.
Père Lachaise находится рядом с одноименным кладбищем. Я ходила туда гулять — красивое, но мрачное место.
Третья линия
Третья ветка — коричневая — соединяет Pont de Levallois — Bécon и Gallieni. На ней находится станция Opéra — рядом со знаменитой Парижской оперой и музеем духов Фрагонара. Здесь же расположена одна из моих любимых станций — Arts et Métiers.
Линия 3bis
Маленькая, голубая ветка 3bis является продолжением третьей. Раньше так и было, но потом ее выделили в отдельную линию метро. Она идет от станции Gambetta до Porte des Lilas. На ней всего 4 станции.
Четвертая линия
Четвертая ветка — фиолетового цвета — идет от Porte de Clignancourt до Mairie de Montrouge.
На ней находятся две важные станции: Gare de l’Est и Gare du Nord — это два важных вокзала Парижа, откуда отправляются поезда по всей Франции. Тут же расположены станции Les Halles и Chatelet. Они соединены особым подземным переходом, поэтому их иногда называют одной станцией.
Сразу за ними находится станция Cité. Она находится на острове Ситэ, рядом с Собором Парижской Богоматери. Если хотите его посетить, то ехать вам нужно именно до нее.
Saint-Germain-des-Prés является станцией, которая является входом в одноименный район. Это один из самых престижных районов Парижа, где раньше жили художники, писатели и буржуа. Теперь там живут очень богатые люди.
Denfert-Rochereau находится рядом со знаменитыми Парижскими катакомбами, о которых я написала в своей другой статье.
Пятая линия
Пятая ветка — оранжевого цвета — является соединительной между двумя станциями: Bobigny-Pablo Picasso и Place d’Italie. Каких-то важных или популярных достопримечательностей на ней нет.
Шестая линия
Шестая — зеленая — начинается от Charles-de-Gaulle и идет до Nation. Здесь находятся две важные станции метро, ведущие к Эйфелевой башне: Trocadéro и Bir-Hakeim. Если вы поедете до первой, то выйдете у так называемого дворца Трокадеро — там рядом площадка, с которой открывается прекрасный вид на башню. Вторая станция выведет уже непосредственно к самой башне.
Эта ветка отличается от других тем, что большая часть пути проходит над землей, а не под. Когда я ездила по ней, то заметила, что при подъезде к Эйфелевой башне машинист замедляет поезд, чтобы все смогли насладиться прекрасным открывающимся видом на башню. Это перегон Bir-Hakeim-Passy.
Из примечательных станций можно привести Bercy — она выведет вас на так называемую деревушку Берси. Это особое место в Париже, которое обладает своей атмосферой.
Седьмая линия
Седьмая — розовая ветка — соединяет станции La Courneuve и Villejuif-Louis Aragon. Я называла ее коварной, так как она разъединяется на две после станции Maison Blanche и надо быть аккуратным, чтобы не уехать туда, куда не надо.
Из значимых станций на ней: Chaussée d’Antin La Fayette. Езжайте до нее, если вам нужно посетить знаменитую галерею Лафайет, где сосредоточено огромное количество дорогих бутиков. Тут же Opéra — рядом с Опера Гарнье; Pyramides — выведет к Пирамиде Лувра; Palais Royal Musée du Louvre — около Лувра.
Линия 7bis
Одно из ответвлений — 7bis — построено, как продолжение 7-ой ветки. Идет от станции Louis Blanc до Pré Saint-Gervais. Станция Buttes-Chaumont этой ветки находится возле очень живописного парка — Бютт-Шомон.
Восьмая линия
Фиолетовая — 8-оя ветка — идет от Balard до Pointe du Lac. На ней расположены станции:
- Invalides — возле Дома Инвалидов, в котором есть музей Военной истории и гробница Наполеона Бонапарта;
- Concorde;
- Madeleine — у церкви Мадлен — настоящему произведению искусства французского классицизма;
- Opéra;
- Bastille.
Девятая линия
9-ая ветка соединяет Pont de Sèvres до Mairie de Montreuil. Из важных станций - Trocadéro, Chaussée d’Antin La Fayette.
Десятая линия
Ветка 10 — светло-коричневая — тоже была для меня коварной. Она имеет петлю ближе к Boulogne Pont de Saint-Cloud. Идет до Gare d'Austerlitz — это один из важных вокзалов Парижа. Cluny-La Sorbonne выведет к музею Клюни — это музей Средневековья в городе.
Одиннадцатая линия
11 ветка — темно-коричневая — идет от Chatelet до Mairie de Lilas. Станция Hotel de Ville выведет к одноименному зданию.
Rambuteau — к Центру Жоржа Помпиду (это крупный культурный центр, ориентированный на развитие и распространение современного искусства).
Двенадцатая линия
Линия 12 — темно-зеленая — соединяет Front Populaire до Mairie d’Issy. Тут тоже есть Madeleine, Concorde, Saint-Lazare.
Тринадцатая линия
13 линия — голубая — начинается от станции Chatillon-Montrouge и разделяется на две: до Saint-Denis — Université и Asnières Gennevilliers Les Courtilles. Если вы поедете до первой, то выходите на станции Basilique de Saint-Denis, чтобы посетить знаменитую Базилику. Это готика в ее первозданном, чистом виде, а заодно и крупное захоронение останков королей Франции. Меня она очень впечатлила. Находится же Базилика в одном из опаснейших районов Парижа, поэтому там надо держать ухо востро.
Там же расположена станция Champs-Elysées — Clemenceau. Возле находятся Большой и Малый дворцы, где проводят иногда интересные выставки. Так мы ходили в один из них на выставку кукол от самых известных модельеров: Прада, Луи-Виттон и т.д.
Четырнадцатая линия
Последняя линия — 14 — одна из самых новых. Станции там в очень современном стиле — из металла и стекла. На станции Gare de Lyon устроен сад — очень красивый. Остальные в виде стеклянных труб, через которые и идут поезда.
Пригородные электрички — RER
Как я писала их 5:
- А — проходит через Charles de Gaulle — Etoile, La Défense — там находится Большая Арка Дефанс и крупные торговые центры, как Les 4 Temps и т.д.; Лионский вокзал.
Остановка Marne-la-Vallée Chessy — это конечная станция, так что вы ее точно не проедете. Там находится вход в знаменитый Диснейленд.
- В — понадобится вам, если вы прибываете в аэропорт Шарль-де-Голль — это одна из конечных станций. Если вы поедете в другую сторону, то достигнете аэропорта Орли, но для этого придется выйти на станции Anthony и там сесть на OrlyVal до самого аэропорта.
- С — В южном направлении она выведет к Версалю. Это остановка Versailles — Rive Gauche. Через Париж она идет вдоль станций Музея Орсэ — возле музея; у Дома Инвалидов и вокзала Аустерлиц.
- D — она тоже соединяет север и юг Парижа. Проходит через Лионский и Северный вокзалы. Также идет через Сен-Дени.
- Е — идет от вокзала Сен-Лазар до города на юго-востоке Турнон. Эту ветку планируется еще развивать на запад, в сторону Дефанс.
Билеты
Разовый билет стоит 1,90 EUR. Купить его можно в специальных автоматах, установленных возле входов в метро, и кассах. Его нужно провести через турникеты, чтобы пройти дальше. Не пытайтесь проскочить через них без оплаты. В метро ходят контролеры и проверяют билеты, поэтому не стоит рисковать. Штраф для безбилетников может составлять до 100 EUR.
В пределах Парижа такие билеты можно использовать и на RER. Если же вы планируете ехать до Диснейленда или Версаля, то билет надо покупать отдельно, сказав кассиру или выбрав в автомате нужное направление.
Если вы планируете остаться в Париже надолго, то имеет смысл сделать себе проездной. В Париже есть проездные системы NaviGo — это карта, на которую можно докупать поездки, по своему усмотрению. Можно сделать недельный проездной — 22 RER. Он действует на все виды транспорта, но только в пределах Парижа, включая электрички. Проездной на месяц стоит 100 EUR.
Пополнять его можно в кассах или автоматах. Чтобы пройти через турникет, нужно коснуться им его сверху.
И напоследок
Национальным спортом французов являются забастовки. Это касается и метро Парижа. Некоторые остановки могут оказаться закрытыми по этой причине. Часто ремонтируют и отдельные станции, и линии, поэтому они могут не работать. Станции RER рано закрываются. Вообще у каждой станции метро свое расписание, но почти все уже прекращают к 23:00 — 00:00. Не забывайте об этом, если идете гулять вечером по Парижу. Я не советую вам пользоваться метро или электричками поздно вечером, так как в это время там уже не безопасно.