Я не удивлю вас, если скажу о том, что Париж — город невероятный, тысячи деятелей искусства: писатели, музыканты и художники — приезжали и приезжают сюда, чтобы найти вдохновение и почувствовать себя окрыленными. Как спрашивал Гоголь своего читателя в «Мертвых душах» о том, какой же русский не любит быстрой езды, так и я спрашиваю себя: «Какой же русский не любит Париж за его богатейшее культурное наследие?»
Сегодня я бы хотела рассказать вам об одном из удивительнейших в своем роде музеев, построенном на месте старого одноименного железнодорожного вокзала, о музее Орсе.
История и концепция музея
Музей Орсе или же, следуя французскому стилю произношения, музей д'Орсэ, расположенный в седьмом округе французской столицы напротив Садов Тюильри, по праву считается не только одним из самых популярных музеев, но и одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа. Именно Музей д'Орсэ является связующим звеном между произведениями искусства Лувра и центра Жоржа Помпиду.
Переоборудованный в конце 80-х годов XX века, музей тем не менее сохранил свою архитектуру, интерьер и декор. Музей Орсе открыл свои двери благодаря тому, что парижскому ценителю искусства было необходимо выставочное помещение, охватывающее период с 1848 по 1914 год. Это связано с тем, что в 1977 году в центре современного искусства Жоржа Помпиду была размещена национальная коллекция.
Основной акцент в экспозициях музея делается на произведениях импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма в европейской живописи и скульптуре конца ХIХ начала ХХ вв. Также музей обладает внушительной коллекцией таких объектов искусства, как фотографии, мебель и декоративное искусство в стиле ар-нуво.
Структура музея и на что обратить внимание
Стоит отметить, что помимо грандиозного фасада музей обладает поражающим воображение внутренним убранством: высокий свод потолков, часы посередине зала и прозрачный, словно эфемерный купол здания — все отсылает нас к некогда великолепному вокзалу Орсе. Войдя в музей и исследуя дальше его структуру и особенности, я обнаружила, что коллекции, выставленные в нем, практически в точной хронологической последовательности охватывают один из выдающихся периодов французского искусства: вторую половину XIX века — начало XX века.
Цокольный и первый этажи: залы 1–23, скульптуры и временные выставки
Для меня, прежде всего как для большого любителя скульптуры, наиболее примечательными показались коллекции Родена и Карпо, расположенные в одном из самых масштабных помещений музея.
На фото ниже, собственно говоря, скульптура Родена конца ХIX в.
По соседству с главным основным холлом я обнаружила залы с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства Домье, Коро, Милле, Давида, Энгра и Делакруа.
Также в овальным зале первого этажа, отведенным под произведения разных школ (академической, натуралистической и символической), на мой взгляд, собирается больше всего туристов, слушающих своих гидов.
Средний уровень: залы 61–72, галерея нео- и пост-импрессионизма
Этажи со второго по четвертый полностью отданы под выставки коллекций мебели, посуды и декоративного искусства, например, витражей в стиле ар-нуво. Это меня невероятно поразило! Стиль представленных экспонатов начала XIX и XX веков, как мне кажется, не сможет оставить равнодушным ни одного эстета. Выставленные в залах предметы интерьера словно переносит в эпоху расцвета богемного Монмартра, где такие гении, как Дали, Хемингуэй и Пикассо создавали свои шедевры (подробнее об этом пристанище романтиков читайте здесь).
Кстати, на фотографиях ниже представлена мебель и посуда из коллекции конца ХIХ – начала ХХ вв.
Поистине красота во французской элегантности!
Тоже самое можно сказать и о посуде: роскошная простота еще раз подчеркивает изысканность французского вкуса! Восхищаюсь :).
А про декоративное искусство я даже не смею что-либо писать. Просто оставлю это здесь! Восхитительные витражи в стиле ар-нуво.
На мой взгляд, эти великолепные мебель, посуда и витражи являются действительно ярчайшими представители эпохи модерна!
Проведя в музее не меньше 2 часов, разглядывая и изучая каждый штрих на полотнах Ван Гога или Моне, я поняла, что в следующий раз на посещение нужно закладывать не меньше 4 часов. Только тогда можно будет без спешки обойти все залы, в том числе и специальные небольшие темные комнатки для фотографий, литографий и рисунков.
Естественное освещение в маленьких комнатках практически отсутствует, подсвечиваются только экспонаты. Несмотря на то, что музей может похвастаться наличием таких жемчужин искусства, о которых я уже говорила выше, посетителям также предоставляется возможность познакомиться с пока что менее известными авторами, чьи работы размещены рядом с шедеврами мировой культуры.
5 этаж: залы 29–47, галерея импрессионистов
Я посещала музей со своими друзьями, и наши мнения относительно того, что же является наиболее впечатляющим в музее, разделились. Они были поражены представленными в залах верхней галереи на 5 этаже коллекциями импрессионистов и постимпрессионистов, такими мэтрами, как Мане (с его непревзойденными и провокационными работами «Завтрак на траве» и «Олимпия»), Сислей и Сезанн.
Хотя, признаю, что «Олимпия» и правда впечатляет! Композиция, стиль, постановка завораживают...
Нельзя не упомянуть Ренуара и Ван Гога со знаменитой «Звездной ночью». Но все же я, помимо восхищения скульптурами, отдавала свое предпочтение моему фавориту среди художников импрессионистов — Гюставу Кайботту.
На фото ниже довольно забавный момент, который мне удалось поймать. Я бы назвала это так: люди и их реакция на искусство :).
Пожалуй, именно эта часть музея оставила самый яркий отпечаток на моем общем впечатлении об Орсэ. Однако я не отрицаю, что увидеть вживую полотна Тулуза-Лотрека, Ренуара, Мунка и, кончено же, моего любимого Гюстава Кайботта с его «Циклевщиками» уже было пределом моих мечтаний!
Кафе и летняя терраса
Также на верхнем уровне здания расположено кафе с открытой террасой и шикарным видом на Париж и Монмартр сквозь потрясающие вокзальные часы, именно туда и пошли мы с друзьями не только для того, чтобы подкрепиться и восстановить свои силы, но также и для того, чтобы сделать пару действительно красивых фотографий.
Также в музее есть ресторанный зал и чайный салон, украшенный позолотой. Средний чек в таких ресторанах и кафе будет 14-20 EUR за чашечку кофе, круассан или сырную тарелку, но о том стоит ли их посещать, я буду говорить чуть позже.
Как попасть в музей Орсе
Начну с того, что добираться очень просто благодаря тому, что музей находится в центральном округе Парижа. Это означает наличие как минимум двух станций метро и одной железнодорожной станции RER: «Solférino» и «Assemblée nationale» (12 линия метро), RER — станция «Musée d’Orsay» (линия С).
Если вы находитесь в центральном районе Парижа, скажем Опера или делаете покупки в Галерее Лафайет, проще всего воспользоваться метро: от Opera (линия 7) до Assemblée nationale (линия 12), чтобы добраться, быстро и относительно дешево. Можно также использовать маршрут Opera —Tuileries Musee d'Orsay (линия 1). Как в первом, так и во втором случае, поездка займет 10–15 минут, а уже от метро вам предстоит пройти всего лишь 5–7 минут. Поэтому выбор за вами, так как по времени выйдет относительно одинаково: примерно 15–20 минут в общем.
Кстати, выгоднее всего покупать сразу несколько поездок на метро или даже карточку в зависимости от продолжительности вашей поездки в Париже. Например карточка, позволяющая пользоваться не только метро, но также RER и шатлами до аэропорта и обратно на 1–5 дней будет стоить от 12,85 EUR (1 день и путешествия по Парижу + ближайшие прилегающие территории) до 70,30 EUR (5 дней, включающих не только метро в Париже и окраинам, но уже и RER+автобусы до аэропорта и обратно). Можно также приобрести 1 билет на метро/ автобус/ RER за 1,40 EUR, но это не так выгодно, например, как 10 шт. за 16 EUR, чем обычно пользуюсь я, приезжая в Париж на пару дней
График работы
График работы музея очень приятный, в основном с 9 до 18.00, но касса работает с 9:30—17:00, чт. 9:30—21:00. Оставляю ссылку на официальный сайт, где, кстати, говоря есть русскоязычная брошюра. Единственное, что мы не учли, когда пошли туда в первый раз — это длинные очереди (мы стояли в ней, как минимум час!) как и в любом другом музее, так что, если вы не хотите совершать наших ошибок, то можете приобрести билет онлайн на сайте музея, что существенно сократит ваше время ожидания, так как на входе в музей вам предстоит пройти проверку через службу безопасности.
Стоимость билетов
Кстати, о билетах: так как мне 23 года, то я воспользовалась скидкой для молодежи, которая действует для посетителей от 18 до 25 лет, и купила билет за 6,50 EUR. Скидка также доступна для всех остальных посетителей после 18 часов по четвергам и после 16.30 в остальные дни, а вообще полный билет стоит 12 EUR, но не вижу смысла переплачивать, если конечно, у вас есть время подождать правильное время.
На фото ниже запечатлен замечательный гид, показывающие основные «жемчужины» музея, конечно же, я оставила себе его на память :).
Вообще во Франции существует масса правил, позволяющих так или иначе не платить за вход в музеи: например, достаточно быть студентом из европейской страны, и тогда вход в любой государственных музей будет бесплатным. Ко всему прочему вход свободен и для людей моложе 18 лет, инвалидов с сопровождающим, для всех — в первое воскресенье месяца (вот в это время приходит реально много людей, среди которых вы уже смело сможете встретить не просто смышленого туриста, но и расчетливого парижанина). Думаю, что протолкнуться в такой день в музей можно, особенно, если у вас есть опыт посещения Эрмитажа или Третьяковской галереи)
Кстати, доступна и услуга аудио-гид для тех, кто предпочитает путешествовать по музею самостоятельно, а также, что не менее приятно, экскурсии есть не только на французском и английском языках, но также и на русском. Цена такого гида составляет 4 EUR, если вы младше 36 лет или же имеете карточку постоянного посетителя, и 5 EUR, если вы старше 36 лет и не имеете специальной карточки.
Советы перед, во время и после посещения музея
Еда
Перед тем, как посещать любое публичное место в Париже, зная, что путь предстоит нелегкий и не быстрый, я бы рекомендовала, прежде всего подкрепиться дома, а точнее в том месте, где остановились, чтобы не тратить лишние деньги на еду. К тому же, исходя из собственных ощущений, а также по признанию многих наших соотечественников, кафе, расположенное в музее, оставляет желать лучшего в плане ценовой политики и ассортимента еды. Поэтому продумайте вашу еду заранее.
Но, кстати говоря, недалеко от музея есть чудесное кафе с прекрасным видом на музей, Сенну и вообще на Париж.
Но, цены, как и во всех туристических местах, немного кусаются. Будьте готовы, что, во-первых, вам придется иметь наличные (так как покупка по карте возможна от 18 EUR), а, во-вторых, бокал вина или чашечка кофе будут стоить вам в 2 раза дороже, чем в менее туристическом месте, то есть в удалении от туристических достопримечательностей. Но вам будут предложен богатый выбор салатов, мини-закусок, десертов и всевозможных аперитивов. Так что, решать только вам! Я, вот, например, никогда не отказываю себе в подобных удовольствиях. Ведь это же и есть знаменитое французское l'art de vivre!
Очереди и время прибывания
Как я уже писала раньше, когда я была в первый раз, то я еще не знала о существовании возможности покупки билетов онлайн, а не через кассу музея, поэтому потратила очень много времени и сил, чтобы отстоять очередь на вход и в кассу, и соответственно, у меня уже осталось меньше времени на само путешествие по музею. Поэтому, настоятельно рекомендую воспользоваться онлайн покупкой билетов через сайт музея или же вообще купить карту «Paris Museum Pass », которая значительно сэкономит время — позволит не стоять очередь и деньги. Пожалуйста, учитывайте, что покупка покупка билетов онлайн будет немного дороже — 13, 70 EUR, но вы сможете заранее (за 3 месяца) его купить, а также выбрать тариф, тип билета (это может быть e-ticket) и филиалы, входящие в состав Музея д'Орсэ.
По поводу времени прибывания в музее, то тут нет однозначной рекомендации, но, если вы, как я и мои друзья, являетесь фанатами Моне, Мане, Ван Гога и других не менее известных деятелей искусства, то советую выделить время, как минимум с 10.00 и до 16.00, чтобы исследовать все и не устать до потери пульса, сделать красивые фотографии и посетить сувенирный магазин в музее. Кстати, именно в нем я приобрела замечательную книгу с фотографиями Парижа разных времен, так что отбросьте предвзятое отношение к подобным местам, ведь иногда там встречаются поистине великолепные памятные вещи, которые останутся с вами надолго.
А что же после?
Так как я была в музее уже не один раз, то могу с точной уверенностью вам посоветовать записывать то, что особенно понравилось и впечатлило, чтобы, во-первых, найти информацию об этом в Интернете, а, во-вторых, чтобы при последующих посещениях уже не тратить время на просмотр или же наоборот еще раз вернуться, чтобы насладиться произведением искусства по-новому.
Также после того, как я посетила музей первый раз, мне стало интересно, а чем же еще примечателен этот музей, и выяснилось, что помимо картин, скульптур, фотографий и музыки, в музее проходят различного рода конференции, лекции об истории искусства и творческие встречи, которые чаще всего приурочены к какому-либо событию или временной выставке. Так, например, в музее проходит ежегодный кинофестиваль, посвященный истории происхождения кино. Они показывают спектакли и оперы в записи по мотивам известных произведений — «Ромео и Джульетта» и многие другие. На фото ниже фрагмент из оперы Джакомо Мейербера «Африканка».
То есть, приезжая в Париж, уже имея опыт посещения Музея Орсе, как одного из обязательных мест туристического must visit, вы можете также приходить сюда уже не только, как в музей, но и как в креативное пространство, предлагающее насыщенную культурную программу, которая освещена на официальном сайте.
P.S. Перед тем, как пойдете в музей, обязательно прочитайте историю его возникновения, а также не поленитесь выбрать те картины, скульптуры или авторов, чьи работы вам хотелось бы посмотреть в первую очередь. Только так вы проведете время с пользой, не теряя его на планирование своего маршрута на месте. Помните, самое главное — это хорошее настроение, удобная одежда и обувь, а также наличие камеры или смартфона с камерой(естественно, когда я фотографировала на смартфон, никто с меня денег не брал и на входе специальной информации нет, а вот насчет зеркалки - не знаю, на сайте также нет информации), ведь вам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир шедевров импрессионизма, модернизма и постимпрессионизма.