Rle
Только лучшая история дня в вашем браузере!
5
Это интересно
Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны
Ирина Пасынкова
Ирина Пасынкова
10 месяцев назад

Пишет блогер Сергей Анашкевич:

Между аэропортами российского Саранска (внутренний код — CPН) и Копенгагена (международный код – CPH) больше общего, чем кажется, главное — не перепутайте, куда собрались лететь.

Аббревиатуры аэропортов всплывают во время поиска билетов, они же — на корешках билетов, багажных бирках и табло. Переставляя инициалы пассажира, авиаперевозчик может даже подобрать ему аэропорт-тезку, а кто-то тем временем составляет подборки с самыми смешными кодами. Принцип, по которому кодируют аэровокзал, отличается от этого немногим.

Так что же такое код аэропорта, зачем он нужен, и кто его придумал.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Зачем аэропорту код

Когда полеты стали мировым феноменом, для обмена информацией понадобились универсальные способы. Международное сообщество как минимум не хотело перепутать Лондон в Соединенном Королевстве с Лондоном в Канаде. Чтобы избежать ошибок, передача данных должна была стать простой и понятной для пилотов и диспетчеров всех стран. Сегодня всем, что связано с пассажирскими авиаперевозками (от онлайн-бронирования перелета до печати посадочного талона), управляют с помощью уникальных «персональных» кодов. Любой из них может расшифровать специальный сервис. Такими кодами награждают не только аэропорты, но и железнодорожные вокзалы, а также морские порты.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Какие бывают коды

Две интернациональные системы кодирования аэропортов, ICAO (ИКАО) и IATA (ИАТА), считаются основными.

Систему ICAO используют летчики и авиадиспетчеры. Ее коды — это 4 латинские буквы, которые кажутся случайными, но реально имеют строгую структуру, привязывающую код к конкретному региону.

Коды IATA используются в интернациональных системах бронирования и наземных службах аэропортов. Это 3 буквы латинского алфавита, выстроенные по нативному принципу.

Кроме ICAO и IATA у аэропортов есть региональные кодовые комбинации, но ими пользуются только внутри какой-либо страны (в России, к примеру, в такой системе около 3 000 кодов). Как и IATA, региональный код из 3 букв (иногда кириллических) создан как единое целое, без непонятной обывателю внутренней структуры. Все используемые коды являются уникальными.

Аэропорт Казань. Код ИАТА: KZN; код ИКАО: UWKD; внутренний код: КЗН.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Как появилась кодификация

Чтобы оптимизировать работу мировых аэропортов, в Международной организации гражданской авиации (ICAO) предложили свести их обозначения в унифицированную систему кодов. Каждый аэровокзал получал 4-значный код из букв латинского алфавита, выстроенный по конкретной логике. Композиции вышли тяжеловесными, но в строю оставались долго: ими пользовались поголовно все задействованные в авиаперевозках службы. Затем на смену кодам ICAO во многие сферы (например, для перевозчиков) пришла более простая система, но в узкоспециализированных направлениях вроде обмена радионавигацией, аэронавигационной информацией и метеосводками по-прежнему актуальны комбинации ICAO.

Более простая и понятная для работы — кодовая структура, ее инициатор — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Количество символов в системе было сокращено до трех, а сам код остался без внутренней структуры: нативное сочетание 3 латинских букв стало восприниматься не раздельно, а как идиома. Сегодня в мире около 12 000 кодов, а возможный максимум комбинаций — 17 000. Их список с обновлениями и поправками публикуется дважды в год.

Небольшие, часто местные аэропорты могут обходиться без кода ICAO и без IATA. А буквенные комбинации, по каким-то причинам неактуальные, вскоре могут быть присвоены другому аэропорту.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Что означают коды

Код ICAO

Коды ICAO сконструированы по строгой системе. Они привязаны к регионам, на которые указывают первые два символа комбинации.
Первый символ — на регион: как E, например, обозначена Северная Европа, как L — Центральная и Южная. В случае крупных стран первая буква может указывать сразу на государство, например, К — США или Y — Австралия: логики в «выдаче» букв было немного.
Вторым символом закодирована конкретная страна в регионе, который определен первым элементом кода.

Оставшиеся 2 буквы комбинации (3 — для крупных стран) добавлялись рандомно. Они указывали на аэропорт в конкретной стране конкретного региона.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Код IATA

Для аэропортов Канады и континентальной части США коды IATA — это «обезглавленные» коды системы ICAO: без первой буквы. Но в большинстве случаев (в остальных частях мира, включая Гавайи и Аляску) эти комбинации не имеют сходства.

Коды IATA обычно представляют собой сжатое до 3 букв закономерное название локации. Так, Гонконг (Hong Kong) закодирован как HKG, Уфа — как UFА, а австралийские аэропорты в Сиднее (Sydney), Мельбурне (Melbourne) и Перте (Perth) получили обозначения SYD, MEL и PER по первым тройкам букв в названиях своих городов. Кроме городов часто сокращают названия аэропортов: например, римский FCO (Fiumicino) или парижский ORY (Orly Airport).

Логика работает не без курьезов. Руководство аэропорта Sioux Gateway (Су-Сити, США) в ответ на заявку о присвоении кода IATA получило сокращение SUX (звучит как англ. sucks), предельно красноречивое в англоговорящем регионе. Ассоциация взяла лучшие буквы из названия города. После двух тщетных попыток поменять код в Су-Сити расслабились и забомбили слоган — Fly SUX.

В состав одного кода IATA может попасть несколько аэропортов. Потому что сами города, где больше двух крупных аэровокзалов, имеют собственные обозначения. Например, по запросу NYC найдешь рейсы из всех нью-йоркских аэропортов, потому что эта комбинация работает не для конкретного узла, а для всех в черте города. Иногда один и тот же код обозначает и крупный город, и один из его аэровокзалов (чаще — самый крупный или первый из появившихся). Например, Санкт-Петербург целиком и аэропорт Пулково имеют общий код LED.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Внутренние коды

Внутренние комбинации формировались так, чтобы они имели что-то общее либо с названием города, либо с его кодом IATA. Но, в отличие от последнего, когда города уже бывшего СССР получили новые имена, во внутренней системе одновременно изменились и их коды: тот же Санкт-Петербург (Ленинград) в региональной структуре обозначался как ЛЕД, а стал СПТ. В конце 1990-х, с расширением географии полетов у крупных авиаперевозчиков России, внутренние кириллические коды появились и у некоторых иностранных городов (например, БЦН — Барселона).

У национального аэропорта «Минск» код IATA — MSQ (звучит похоже, а заполучить комбинацию MSK первым успел аэропорт Мастик-Пойнт, Греция). Код ICAO: UMMS (U — принадлежность сначала к Советскому Союзу, затем — к постсоветскому региону, М — Минск, MS — код аэропорта). С «U» начинаются международные коды всех бывших советских республик, которые сейчас не входят в состав ЕС. Внутренний код аэропорта: МИК.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Что может пойти не так

В одном городе несколько крупных аэропортов

Тогда первый элемент кода IATA обычно определяет город, а два последующих — аэропорт. Три аэровокзала Лондона, например, (Heathrow — LHR, Gatwick — LGW, London City — LCY) закодированы по такому принципу.

Уехал в Петербург, приехал в Ленинград

Когда город или аэропорт получает новое название, присвоенный код меняется редко: процедура затратная и сложная. Так, Пекин (после основания Китайской Народной Республики в 1949 году — Beijing) обозначается как PEK, по прежнему названию города Peking, а, например, Вильнюс имеет обозначение VNO по историческому названию города — Вильно (Vilno).

Есть еще и такое: Астана в международной кодировке TSE, потому что Целиноград, а в российской АКЛ, потому что Акмола.
Другой отголосок прошлого — Х в обозначениях некоторых аэропортов США (Los Angeles — LAX, Portland — PDX). Поначалу аэровокзалы кодифицировались по ближайшей метеостанции: рядом с Лос- Анджелесом, например, станция имела код LA. Но когда количество стало увеличиваться и понадобилось вводить 3-буквенные сокращения, к существующим комбинациям недолго думая добавили букву X.

Опоздавшим — что достанется

Идентификатор Брисбена (Brisbane) — BNE вместо ожидаемого BRI, поскольку как BRI закодирован итальянский Бари (Bari), а как BAR — небольшой военный аэропорт на острове в Тихом Океане. Та же история с Х в коде международного аэропорта Дубай (DXB): DUB уже занял Дублин, потому ему пришлось принять в свое имя экстра-букву.

«С» is for «Canada»

Коды IATA канадских национальных аэропортов, как бы ни назывался город, начинаются с Y (Vancouver — YVR, Ottawa — YOW). Дело в том, что с развитием радиовещания Северная Америка географически разделилась на 3 зоны, каждая из которых имела свой буквенный определитель. Радиостанции США, вещавшие восточнее реки Миссисипи, — W, западнее — K, а трансляции из Канады обозначал игрек — Y.

Сокращение из другого языка

Чилийский Международный аэропорт Mataveri больше других в мире отдален от цивилизации. Он единственный, кто принимает и отправляет самолеты на острове Пасхи. Код IATA у аэропорта Матавери — IPC. Логика есть, но она нестандартная: комбинация получилась из испанского названия острова — Isla de PasCua.

Коды аэропортов: откуда они берутся и зачем нужны

Фотографии и текст — Источник

Фото дня
Фото 1 из 675
9893