В 90-х годах прошлого века немецкий ботаник Вильгельм Бартлотт изучал поверхность одного из красивейших растений мира — лотоса. Этот удивительный цветок давно привлекал ученых интересной способностью. Его поверхность, обладая уникальными физико-химическими свойствами, всегда остается сухой и чистой, даже после самого сильного тропического ливня. Вильгельму Бартлотту удалось разгадать секрет его гидрофобного покрытия, который послужил основой для создания многих интересных вещей, в том числе и в области туристического снаряжения.
Вода, попадающая на поверхность листьев и лепестков лотоса, сворачивается в шарообразные капли и стекает вниз. При этом она собирает с поверхности частички пыли, таким образом очищая ее и делая более продуктивным процесс фотосинтеза. Оказалось, что все дело в кутине — воскообразном веществе, состоящем из высших жирных кислот и эфиров. Это вещество располагается на поверхности листьев и цветков в виде своеобразных «шипов», которые и являют собой специфическую наноструктуру. Если говорить кратко, то гидрофобность — это способность материалов не смачиваться с водой.
Обнаруженный немецким ботаником эффект получил название «эффект лотоса», а гидрофобное покрытие, созданное на его основе быстро завоевало популярность. В первую очередь это, конечно же, очистительные и полировочные аэрозоли. Широкому кругу потребителей знакомы аэрозоли для обуви и защитные спреи для автомобилей. Обработанная ими поверхность становится неуязвимой для воды, грязи и жидкости.
Покрытия с эффектом лотоса постепенно проникают в сферу туристического снаряжения. Британская фирма, выпускающая различные товары для путешественников, недавно презентовала свой чудесный непромокаемый спальник. В нем можно спать прямо под открытым небом, любуясь звездами и не боясь покрыться утренней росой или промокнуть под внезапно хлынушим дождем. Он обладает таким гидрофобным покрытием, что в нем можно даже плавать в воде — спальник не намокает и не тонет. На очереди серийный выпуск палаток, тентов и плащей с эффектом лотоса.
Сверхгидрофобные покрытия нашли свое применение и в автомобильной среде. Одним из примеров применения «эффекта лотоса» стала автомобильная краска, способная к самоочищению под воздействием обычной воды, которую выпускает немецкая компания «Дуалес Систем Дойчланд». Для автомобилей также разработаны особые составы, которые распыляются на поверхность и растираются тканью. Они не только удаляют грязь, но и покрывают поверхность слоем самоочищающегося вещества, которое действует в течение многих месяцев.
Эффект лотоса — несомненно одно из самых полезных открытий в сфере нанотехнологий. На очереди создание уникальных грязеотталкивающих стекол для самоочищающихся фасадов зданий, плащи и спецодежда, непромокаемые зонтики и много других полезных вещей.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy