С тех пор, как человек впервые поднялся в воздух на самолете, ведущие инженеры и конструкторские коллективы продолжают трудиться над созданием летательных аппаратов, способных преодолевать большие расстояния с как можно меньшими временными затратами. Результатом этих трудов стало создание сначала сверхзвуковых, а затем и гиперзвуковых моделей самолетов.
Сверхзвуковые самолеты — это летательные аппараты, способные разгоняться до 2 500 км/час, а гиперзвуковые самолеты способны развить скорость до 5 000 км/час и выше. Эти типы самолетов в основном разрабатываются для нужд вооруженных сил и включают множество моделей, выпущенных в разных странах. Что же касается пассажирских авиаперевозок, тот здесь достижения гораздо скромнее. Сверхзвуковыми пассажирскими самолетами российской разработки являются Ту-144, а также Ту-244, Ту-344, Ту-444. Единственным из этого списка, кому удалось поработать на благо гражданской авиации, был Ту-144, который пролетал на внутреннем рейсе Москва — Алматы несколько лет и был снят с эксплуатации в 1978 году. Из зарубежных моделей можно назвать всем известные Конкорды, которые были разработаны британо-французскими инженерами, а также его модификация Конкорд-2, способные развивать скорость до 2 330 км/час. Первый полет Конкорда состоялся в 1969 году, а регулярные коммерческие рейсы в сфере гражданской авиации самолеты этой модели совершали с 1976 года. Катастрофа 2000 года, произошедшая при вылете из аэропорта Парижа послужила поводом для приостановки полетов Конкордов, и последний трансатлантический рейс был совершен в 2003 году. В обоих случаях официальным поводом для прекращения эксплуатации послужили катастрофы, вызванные техническими сложностями при эксплуатации таких специфических лайнеров.
Конечно, время полета на таких моделях в разы сокращается и несравнимо со стандартными пассажирскими самолетами. Например, полет из Москвы в Рио-де-Жанейро занял бы всего 2-3 часа и не потребовал бы дополнительных пересадок. Но сверхзвуковые и гиперзвуковые самолеты сталкиваются в процессе эксплуатации с рядом сложностей, одной из которых является аэродинамический нагрев конструкции. Дело в том, что, разгоняясь до скорости более 6 000 км/час, гиперзвуковой самолет испытывает нагрев до температуры 3 000 градусов. Естественно, что при таких перегревах к материалу, из которого изготавливаются внешние детали корпуса, применяются повышенные требования.
Международный коллектив ученых, состоящий из британских и китайских инженеров, занимается исследованием высокотемпературной керамики. Этот материал обладает уникальными свойствами, способными существенно улучшить параметры сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов. Недавно коллектив представил миру керамическое покрытие, которое позволит защитить самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях. Пока этот инновационный состав проходит все необходимые исследования, но можно надеяться, что покрытие позволит воплотить мечты человечества о безопасных гиперзвуковых перелетах.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy