На первый взгляд кажется, что изобрести велосипед было проще простого. Даже поговорка такая есть: «Не надо изобретать велосипед». Правда, она говорит о том, что нет смысла придумывать то, что уже есть. А как случилось, что двухколесный транспорт вообще появился? Этому предшествует длинная история, в которой есть место и недоверию, и гениальным озарениям, и феноменальному успеху. Но обо всем по порядку.
Велосипеды придумали из-за вулкана в Индонезии
Первые известные конструкции колесного транспортного средства, приводимого в движение человеческой силой, появились задолго до того, как велосипед стал практичным видом транспорта. Например, в 1418 году итальянский инженер Джованни Фонтана разработал устройство с человеческой тягой, состоящее из четырех колес и веревочной петли, соединенной шестеренками.
В 1813 году, примерно через 400 лет после того, как Фонтана построил свою колесную машину, немецкий аристократ и изобретатель Карл фон Дрез начал работу над своей версией автомобиля Laufmaschine (беговой машины) — четырехколесного транспортного средства с человеческой тягой. Затем в 1817 году Дрез дебютировал с двухколесным транспортом.
Дрез построил свою машину в ответ на очень серьезную проблему — нехватку настоящих лошадей. В 1815 году в Индонезии проснулся вулкан Тамбора, и облако пепла, разбросанное по всему миру, стало причиной понижения глобальных температур. Это сказалось на урожае, и многие животные, включая лошадей, умерли от голода.
Эксперименты Дреза были далеки от аэродинамических скоростных машин, которыми сегодня являются велосипеды. При весе 23 килограмма этот «дедушка велосипеда» имел два деревянных колеса, прикрепленных к деревянной раме. Всадники сидели на мягком кожаном седле, прибитом к раме, и управляли транспортом с помощью деревянного руля. Не было никаких передач и педалей, так как велосипедисты просто толкали устройство вперед своими ногами.
Дрез взял свое изобретение во Францию и в Англию, где стал популярным. Британский тренер по имени Денис Джонсон продавал свою собственную версию велосипеда под названием «пешеходная повозка» для лондонских аристократов. Первые велосипеды были популярны несколько лет, прежде чем их запретили из-за опасности для пешеходов на тротуарах.
Металл вместо дерева
Велосипеды вернулись в начале 1860-х годов с введением деревянного приспособления с двумя стальными колесами, педалями и фиксированной системой передач. Вопрос о том, кто изобрел велосипед с его революционными педалями и системой передач, до сих пор покрыт туманом. Немец по имени Карл Кех утверждал, что он первым применил педали к «беговой машине» в 1862 году. Но первый патент на такое устройство в 1866 году выдали французскому конструктору Пьеру Лалману.
В 1864 году, прежде чем получить патент на свое изобретение, Лалман устроил публичную демонстрацию. Это объясняет, как братья Оливье, дети богатого парижского промышленника, решили создать собственный велосипед. Вариант, предложенный братьями Оливье и нанятым ими каретным инженером Пьером Мишо, поступил в продажу в 1867 году и сразу стал хитом.
В 1870 году металлургия достигла такого уровня, что производители смогли изготавливать велосипедные рамы не из дерева, а из металла — более легкие и прочные. Причем конструкторы начали увеличивать переднее колесо, так как поняли, что чем оно больше, тем дальше можно перемещаться с одним вращением педалей. Любитель велосипедов мог получить модель с колесом настолько большим, насколько позволяли его ноги.
К сожалению, такая конструкция была опасной: при резком торможении велосипед «прокручивался» вперед вместе с наездником, и тот падал головой вниз. Ситуацию исправило изобретение англичанина Джона Кемпа Старли, который придумал велосипед под названием «Скиталец», который уже напоминал современные модели.
Но это совсем другая история.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy